г. Краснодар |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А53-16709/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Соловьева Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селиховой В.В., при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Пионер" - Байрамбекова М.М. - Шпорт Д.Е. (доверенность от 31.07.2020), в отсутствие Зуева Игоря Викторовича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Зуева И.В. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2023 и на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2023 по делу N А53-16709/2023, установил следующее.
Зуев И.В. обратился с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) от 03.05.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего ООО "Пионер" (далее - должник) - Байрамбекова М.М. (далее - управляющий).
Решением от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Зуев И.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, что привело к несоответствию выводов судов обстоятельствам дела и нарушению прав и законных интересов заявителя.
В отзыве управляющий просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель управляющего повторил доводы отзыва.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 18.04.2023 в управление поступило обращение Зуева И.В. по вопросу проведения проверки деятельности управляющего при проведении процедуры банкротства должника. Определением от 03.05.2023 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях управляющего состава правонарушения, предусмотренного частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 28.1 Кодекса поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В соответствии с частью 1.1 статьи 28.1 Кодекса поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве. В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 28.1 Кодекса в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, этот Кодекс исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение. Часть 5 статьи 28.1 Кодекса означает, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 N 9-П).
В соответствии с пунктом 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку в силу части 4 статьи 30.1 Кодекса определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение может быть обжаловано в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из определения от 03.05.2023, Зуев И.А. обратился в управление с заявлением о проверке деятельности управляющего, ссылаясь на то, что управляющий не предоставил ему возможность ознакомиться с документами и материалами к собраниям кредиторов, назначенных на 29.12.2022 и 17.03.2023.
Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Как установили суды, в опубликованном 13.12.2022 в ЕФРСБ сообщении указаны время и место ознакомления с материалами к собранию кредитов должника на 29.12.2022; на указанный в публикации адрес электронной почты 27.12.2022 от Зуева И.В. поступил запрос об ознакомлении 28.12.2022с материалами к собранию кредиторов; 27.12.2022 управляющий направил в адрес Зуева И.В. отчет конкурсного управляющего; 27.12.2022 Зуев И.В. на адрес электронной почты управляющего направил дополнительный запрос о предоставлении договоров с исполнителями на оказание услуг по оценке принадлежащих должнику объектов недвижимого имущества и на комплексное сопровождение процедуры банкротства должника (включая акты о выполненных работах); 28.12.2022 управляющий направил в адрес Зуева И.В. запрашиваемые договоры.
В опубликованном 03.03.2023 в ЕФРСБ сообщении указаны время и место ознакомления с материалами к собранию кредитов должника на 17.03.2023; на указанный в публикации адрес электронной почты 14.03.2023 от Зуева И.В. поступил запрос об ознакомлении 16.03.2023 с материалами к собранию кредиторов; в этот же день управляющий направил Зуеву И.В. отчет конкурсного управляющего; 15.03.2023 Зуев И.В. на адрес электронной почты управляющего направил дополнительный запрос о предоставлении всех актов выполненных работ по договору от 02.11.2022 с индивидуальным предпринимателем Шпорт Д.Е.; договор от 27.02.2023 на выполнение технического обследования с ООО "ЮСЛ" (включая акты, дополнительные соглашения, результаты обследования и все прочие документы); копии запроса от 07.11.2022 от ПИК "Фонд развития территории" о предоставлении документации в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: г. Новочеркасск, сп. Герцена, 29; копии заявления о признании должника потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении Деревянчук А.Г.; копии постановления от 24.11.2022 о признании должника потерпевшим; копии материалов уголовного дела и результаты расследования уголовного дела на 15.03.2023; копии заявления о снятии обременений/ограничений/запретов на регистрацию в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:55:0010427:9, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, сп. Герцена, 29, и результат рассмотрения заявления на 15.03.2023.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное. В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации) от 22.05.2003 N 299), к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения к отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что законодательство о банкротстве не предусматривает обязанность управляющего прикладывать к отчету о своей деятельности запрошенные Зуевым И.В. документы и представлять их по запросу конкурсного кредитора к собранию кредиторов должника. Кроме того, суды установили, что на запрос Зуева И.В. от 14.03.2023 управляющий в разумный срок (07.04.2023) направил акты выполненных работ по договору от 02.11.2022 с индивидуальным предпринимателем Шпорт Д.Е; договор от 27.02.2023; копии запроса ПИК "Фонд развития территории", заявления о признании должника потерпевшим, постановления о признании должника потерпевшим.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для возбуждения производства по делу об административном правонарушении по указанным эпизодам, принимая во внимание отсутствие в действиях управляющего нарушений законодательства о банкротстве.
Управление пришло к выводу об отсутствии в действия управляющего состава административного правонарушения по части 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса в части сроков проведения собрания кредиторов.
Как установили суды, последнее собрание кредиторов, предшествующее утверждению Байрамбекова М.М. конкурсным управляющим должника, проведено 25.08.2022; Байрамбеков М.М. утвержден конкурсным управляющим определением от 28.10.2022; по данным ЕФРСБ собрание кредиторов назначено на 29.12.2022, в течение двух месяцев с даты утверждения управляющего с учетом сроков, необходимых для получения документов и сведений о кредиторах, публикации сообщения о проведении собрания и уведомления кредиторов. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у управляющего объективной возможности надлежащим образом обеспечить проведение собрания кредиторов в течение трех месяцев с даты проведения последнего собрания с учетом даты утверждения Байрамбекова М.М. конкурсным управляющим должника и времени, необходимого для проведения собрания кредиторов должника с соблюдением требований Закона о банкротстве, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по данному эпизоду в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 28.1 Кодекса управление по итогам проверки изложенных в обращении Зуева И.В. фактов пришило к выводу о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесло мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. С учетом изложенного основания для признания незаконным и отмены указанного определения у судов отсутствовали.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жлобе, не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2023 и на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2023 по делу N А53-16709/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации) от 22.05.2003 N 299), к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения к отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
...
Управление пришло к выводу об отсутствии в действия управляющего состава административного правонарушения по части 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса в части сроков проведения собрания кредиторов.
...
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 28.1 Кодекса управление по итогам проверки изложенных в обращении Зуева И.В. фактов пришило к выводу о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесло мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. С учетом изложенного основания для признания незаконным и отмены указанного определения у судов отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2023 г. N Ф08-12851/23 по делу N А53-16709/2023