г. Краснодар |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А61-1011/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Середы В.В., администрации (префектуры) внутригородского Затеречного района г. Владикавказа (ИНН 1513082321, ОГРН 1201500005222), Управления по контролю за городским хозяйством администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1500007920, ОГРН 1231500000137), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Середы В.В. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А61-1011/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Середа В.В. (далее - предприниматель) обратился в суд с заявлением к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация), Управлению по контролю за городским хозяйством администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - УКГХ АМС г. Владикавказа) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Управления административно-технической инспекции администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - УАТИ АМС г. Владикавказа), направленные на демонтаж информационной вывески "Центр сухофруктов ВИТА+", расположенной по адресу: г. Владикавказ, просп. Коста, 88;
- признать незаконным предписание о демонтаже информационной вывески от 06.12.2022 N 000447, вынесенное УАТИ АМС г. Владикавказа;
- возложить на правопреемника УАТИ АМС г. Владикавказа - УКГХ АМС г. Владикавказа обязанность принять меры, направленные на возврат информационной вывески "Центр сухофруктов ВИТА+" владельцу - административному истцу.
Определением от 05.06.2023 суд заменил ненадлежащего ответчика (администрацию) на надлежащего (администрацию (префектуру) внутригородского Затеречного района г. Владикавказа).
Решением суда от 02.08.2023 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2023 решение суда от 02.08.2023 оставлено без измерения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В силу пунктов 1.3, 4.1 положения "О порядке установки рекламных контракций и средств информации на территории муниципального образования г. Владикавказ", утвержденного решением Собрания представителей г. Владикавказа от 09.11.2021 N 25/63, уполномоченным органом по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции является управление архитектуры и градостроительства администрации местного самоуправления г. Владикавказа. Оспариваемое предписание от 06.12.2022 N 000447 и действия по демонтажу спорной вывески произведены УАТИ АМС г. Владикавказа, то есть неуполномоченным органом. Таким образом, действия УАТИ АМС г. Владикавказа по демонтажу не соответствуют требованиям муниципального законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу УКГХ АМС г. Владикавказа просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы предпринимателя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Середа В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.03.2004 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания под основным государственным регистрационным номером 304150207000023 с присвоением ИНН 150100516594 и определением основным видом деятельности "Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах".
Деятельность предпринимателя связана с продажей сухофруктов в здании принадлежащего ему магазина по адресу: г. Владикавказ, просп. Коста, 88.
УАТИ АМС г. Владикавказа выявило размещение щита с надписью "Центр фруктов ВИТА + "Все Для Вашего здоровья"" с изображением улыбающегося солнца на здании магазина, в связи с этим УАТИ АМС г. Владикавказа путем расклейки вручило предпринимателю предписание от 06.12.2022 N 000447 с требованием осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение 5 рабочих дней со дня выдачи настоящего предписания.
Не согласившись с предписанием, предприниматель подал возражение N 56/72 в УАТИ АМС г. Владикавказа, в котором было указано, что он считает щит - вывеской, не содержащей рекламы. Действующее законодательство не требует получения разрешения на его установку, а потому предписание вынесено необоснованно.
В связи с неисполнением предписания уполномоченный орган демонтировал спорную конструкцию, о чем составил акт от 12.12.2022 N 000075, содержащий сведения о дате и месте демонтажа рекламной конструкции, состоянии рекламной конструкции до начала работ, а также передаче ее на хранение.
Не согласившись с предписанием и действиями уполномоченного органа по демонтажу конструкции, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"", информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе".
Суды выяснили, что на зеленом фоне размещен желтый овал, внутри него зеленым цветом исполнена надпись "Центр сухофруктов", ниже - изображение улыбающегося оранжевого солнца, под ним - название магазина "Вита+" разноцветными буквами, под оранжевым овалом на зеленом фоне желтым цветом выполнен слоган: "Все для Вашего здоровья".
Суды указали, что к сведениям, размещение которых обязательно, относится только название магазина "Вита+". Надпись "Центр сухофруктов" не относится к информации, обязательной к размещению, и направлена на формирование у потенциальных покупателей мнения о том, что указанный магазин занимает центральное, а потому значимое и важное место в реализации сухофруктов, следовательно, заслуживает их доверие, побуждает потенциального потребителя приобрести сухофрукты в этом магазине.
Суды исходили из того, что содержащиеся в размещенной информации сведения привлекают внимание потенциальных потребителей к объекту рекламирования и продаваемому товару, направлены на формирование интереса потребителя к товару. Кроме того, изображение улыбающегося солнца и применение ярких контрастных цветов не относится к информации, обязательной к размещению.
Суды посчитали, что использованная заявителем манера исполнения позволяет признать, что соответствующее оформление спорной информации способно привлечь внимание потребителей, сформировать положительное представление о реализуемом товаре, необходимое рекламодателю для продвижения своего товара на рынке. Контрастное оформление конструкции (размер, шрифт, цвет) и ее расположение таким образом, что информация на ней видна на удаленном расстоянии, также способствуют достижению указанных целей. Признаком рекламного характера конструкции является также слоган "Все для Вашего здоровья". Приведенный слоган не относится к информации, обязательной к размещению, поскольку призван создать у покупателя образ продавца, заботящегося о здоровье покупателя. Текст слогана направлен на привлечение неограниченного круга потенциальных потребителей. Изложенное обоснованно квалифицировано судами как реклама.
В пунктах 2.1.1.1, 2.4.1, 2.4.2 решения от 09.11.2021 N 25/63 "Об утверждении Положения о порядке установки рекламных конструкций и средств размещения информации на территории муниципального образования г. Владикавказ" предусмотрено, что в целях сохранения архитектурного своеобразия, декоративного убранства, тектоники, пластики, а также цельного и свободного восприятия фасадов установлены общие требования в сфере внешнего вида рекламных и информационных конструкций, координацию деятельности по контролю установки рекламных и информационных конструкций осуществляет Управление административно-технической инспекции администрации местного самоуправления г. Владикавказ.
Пунктом 4 статьи 62 решения Собрания представителей г. Владикавказа от 20.12.2013 N 49/93 "Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования г. Владикавказ" предусмотрено, что установка всякого рода вывесок производится после согласования эскизов с уполномоченным органом администрации местного самоуправления г. Владикавказа, если иное не установлено федеральными законами.
Соответственно, при размещении такой информации соблюдение требований Закона о рекламе является обязательным, в том числе в части необходимости получения у органа местного самоуправления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что предприниматель не обращался за согласованием рекламы.
Таким образом, в рамках предоставленной компетенции административным органом осуществлен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в результате которого правомерно выдано предписание от 06.12.2022 о демонтаже конструкции.
При этом суд первой инстанции правомерно установил, что в предписании необоснованно предложено демонтировать конструкцию в течение 5 дней вместо месяца, а также не соблюден порядок демонтажа рекламной конструкции. Вместе с тем указанные нарушения не свидетельствуют о недействительности самого предписания
Предприниматель ссылается на то, что из анализа положений постановления администрации муниципального образования г. Владикавказ от 01.12.2021 N 873 "Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Владикавказ" (далее - постановление N 873) и Правил благоустройства муниципального образования г. Владикавказ следует, что предметом их регулирования являются исключительно самовольно установленные нестационарные объекты, расположенные на земельном участке, выделенном администрацией в соответствии с действующим законодательством, которые и находились в компетенции УАТИ АМС г. Владикавказа. Однако, демонтированная вывеска к таковым не относилась, поскольку находилась на фасаде магазина, где предприниматель осуществлял свою деятельность. Поскольку муниципальным законодательством из сферы деятельности УАТИ АМС г. Владикавказа исключены полномочия в области правового регулирования нарушений, допущенных в области рекламных конструкций, действия по демонтажу спорной вывески и выдача предписания от 06.12.2022 N 000447 произведены за пределами своей компетенции.
Рассмотрев данный довод предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил, что пунктом 2.2 постановления N 873 к нестационарным объектам отнесены в том числе рекламные конструкции и информационные вывески. В пункте 3 данного постановления указано, что работу по выявлению нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Владикавказ осуществляет УАТИ АМС г. Владикавказа и Управление предпринимательства и потребительского рынка администрации местного самоуправления г. Владикавказа. В случае неисполнения гражданином или юридическом лицом, самовольно установившим нестационарный объект, требования об освобождении земельного участка, УАТИ АМС г. Владикавказа принимает решения о демонтаже самовольно установленного объекта силами и средствами администрации местного самоуправления г. Владикавказа.
В пунктах 3.2.1, 3.2.2, 3.3.2, 3.3.5 Положения об УАТИ АМС г. Владикавказа, утвержденного распоряжением администрации от 01.09.2021 N 196, определены основные задачи УАТИ АМС г. Владикавказа, к числу которых отнесены: обеспечение соблюдения и исполнения физическими и юридическими лицами на территории г. Владикавказа КоАП РФ, Закона Республики Северная Осетия - Алания от 17.11.2014 N 43-РЗ "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений", Правил благоустройства муниципального образования г. Владикавказ; профилактика административных правонарушений, недопущение законодательных и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Владикавказа, правил и норм содержания городской территории и внешнего облика г. Владикавказа; выдача предписания об устранении нарушений; выявление фактов самовольного строительства, реконструкции установки нестационарных объектов без соответствующего согласования с органом местного самоуправления.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что основания полагать, что выдача предписания от 06.12.2022 N 000447 и действия по демонтажу спорной вывески произведены неуполномоченным на то муниципальным органом, отсутствуют.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что у предпринимателя нет права на самовольное размещение рекламы, он не доказал, как предписание от 06.12.2022 нарушает его охраняемые законом права.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А61-1011/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Середы В.В., администрации (префектуры) внутригородского Затеречного района г. Владикавказа (ИНН 1513082321, ОГРН 1201500005222), Управления по контролю за городским хозяйством администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1500007920, ОГРН 1231500000137), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Середы В.В. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А61-1011/2023, установил следующее.
...
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"", информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2023 г. N Ф08-12473/23 по делу N А61-1011/2023