г. Краснодар |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А32-63608/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Контрольно-счетной палаты Краснодарского края - Генер О.П. (доверенность от 17.01.2022), Лазученко С.Г. - (доверенность от 23.11.2023), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Лабинского городского поселения Лабинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А32-63608/2022, установил следующее.
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее - контрольно-счетная палата) от 31.10.2022 N 4377-01/11.
Решением суда от 05.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2023, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспоренное представления от 31.10.2022 является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
В кассационной жалобе администрация просила принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. Суды не учли все доводы администрации. Все выполненные и оплаченные объемы на объекте благоустройства зоны отдыха "Чистые пруды" соответствуют представленным актам по форме N КС-2, а также проектно-сметной документации к муниципальному контракту, заключенному в целях реализации условий соглашения. Денежные средства, предназначенные на оплату работ, производимых в рамках муниципального контракта подрядчиком, направлены в соответствии с их целевым назначением.
В отзывах на кассационную жалобу контрольно-счетная палата просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители контрольно-счетной палаты поддержали доводы отзывов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав пояснения представителей контрольно-счетной палаты, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2020 году муниципальное образование Лабинское городское поселение Лабииского района признано победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в номинации "Малые города" (подгруппа от 50 до 100 тыс. человек) с проектом "Благоустройство общественной территории зоны отдыха "Чистые пруды" в г. Лабинске" (далее - Проект).
Софинансирование реализации Проекта (3 этапа) производится в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", основного мероприятия 1.1.2 II этапа краевой госпрограммы "Формирование современной городской среды".
Для обеспечения расходов по реализации Проекта между министерством ТЭК, ЖКХ Краснодарского края и администрацией заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 20.02.2021 N 03630101-1-2021-003 с общим объёмом финансирования в размере 380 млн рублей и со сроком реализации проекта до 15.12.2022.
В рамках реализации соглашения работы по благоустройству зоны отдыха "Чистые пруды" осуществлялись в 3 этапа, общая стоимость которых составила 307 339,18 тыс. рублей.
Работы 1 этапа выполнены в полном объеме, вместе с тем по состоянию на 30.09.2022 освоение средств краевого бюджета по контрактам 2 и 3 этапов составило 36,4% или 72 750,6 тыс. рублей от предусмотренных средств на 2022 год, из них сумма 38 832,65 тыс. рублей - авансовый платеж по муниципальному контракту от 25.07.2022 N 0818500000822004179 (3 этап).
Специалистами контрольно-счетной палаты в соответствии с пунктом 1.19 плана работы на 2022 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности и целевого расходования субсидий, дотаций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам г-к Геленджик, Апшеронского гп Апшеронского района, Крымского гп Крымского района, Лабинского гп Лабинского района государственной программы Краснодарского края "Формирование современной городской среды", утверждённой постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.08.2017 N 655 за 2018 - 2021 годы, истекший период 2022 года".
Результаты проверки отражены в акте о результатах проведённой проверки от 05.10.2022. В акте проверки зафиксированы следующие нарушения: при приёмке результатов работ 1 этапа администрацией как заказчиком и получателем бюджетных средств оплачены фактически невыполненные работы в сумме 4 520 290 рублей, что является нецелевым использованием бюджетных средств, выразившимся в направлении средств на цели, не соответствующие условиям пункта 3.6 соглашения от 20.02.2021 N 03630101-1-2021-003, пункта 1.1 муниципального контракта от 17.05.2021 N 0118300003821000014; администрацией несвоевременно (спустя 18 дней) внесены изменения в план-график закупок на 2022 год (версия от 15.07.2022 N 30) с целью приведения в соответствие отраженного в нём стоимостного показателя по закупке значению "начальная (максимальная) цена контракта" (139 185,14 тыс. рублей) в опубликованном извещении об аукционе от 28.06.2022 N 0818500000822004179, что является нарушением части 9 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); несоблюдение требований при проведении электронного аукциона с целью выполнения работ по благоустройству территории зоны отдыха "Чистые пруды" (3 этап) в части соответствия условий закупки (обеспечение гарантийных обязательств) между ее разделами и извещением N 0818500000822004179 привели к нарушению требований части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ; дополнительное соглашение от 21.12.2021 N 3 к муниципальному контракту от 22.09.2021 N 0118300003821000144 (2 этап) заключено в нарушение пункта 11.5 контракта, статьи 95 Закона N 44-ФЗ; в нарушение части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ при исполнении муниципального контракта от 22.09.2021 N 0118300003821000144 (2 этап) документы о приемке и оплате (платёжное поручение от 29.12.2021 N 7354, акт по форме N КС-2 от 03.06.2022 N 5) размещены в ЕИС 07.02.2022 и 22.06.2022 соответственно, то есть в срок свыше 5-ти рабочих дней с даты исполнения контракта; в нарушение требований статьи 12 Закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пункта 12 Правил государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 631, прогноз социально-экономического развития Поселения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы на момент проверки в ГАС "Управление" не зарегистрирован.
По результатам проверки контрольно-счетной палатой внесено представление от 31.10.2022 N 4377-01/11, в котором администрации предписано в срок до 01.04.2023:
1. Принять меры по устранению и недопущению впредь нарушений, отмеченных в представлении и акте от 10.10.2022, а также причин и условий, им способствующих;
2. Осуществить возврат в краевой бюджет 4 520,29 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению; 3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях; 4. Информацию в письменной форме о принятых по результатам выполнения настоящего представления решениях и мерах, с приложением подтверждающих документов, необходимо представить в контрольно-счетную палату.
Не согласившись с указанным представлением, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 28, 34, 38, 162, 265, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 34, 49, 103 Закона N 44-ФЗ, Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279, Положением о порядке формирования и размещения информации и документов в Единой информационной системе в сфере закупок, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60.
Контрольно-счетной палатой установлено, что с учётом имевшихся у заказчика сведений о размере НМЦК на момент размещения извещения о закупке от 28.06.2022 указанные сведения об объеме финансового обеспечения (планируемых платежах) в пределах указанного размера НМЦК подлежали корректировке в плане-графике в сроки в соответствии с частью 9 статьи 16 Закона N 44-ФЗ.
Суды обоснованно отклонили довод администрации об отсутствии нарушения требований части 9 статьи 16 Закона N 44-ФЗ при внесении изменений в план-график N 202201183000079001 с целью приведения в соответствие показателя "начальная (максимальная) цена контракта" 139 185,14 тыс. рублей, который не опровергает факт несоблюдения должностными лицами заказчика сроков внесения изменений в план-график закупок.
Суды обоснованно отклонили довод администрации об отсутствии нарушения требований части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ в части несоответствия условий закупки (обеспечение гарантийных обязательств) между разделами документации о закупке и извещением N 0818500000822004179, как документально неподтвержденный.
Суды правомерно отклонили довод заказчика об отсутствии нарушения требований части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ при приёмке и оплате промежуточных этапов работ в рамках муниципального контракта от 22.09.2021 в части несвоевременного размещения документов об исполнении контракта в Реестре контрактов. Признанное заявителем ненадлежащее оформление акта выполненных работ от 03.06.2022 N 5, послужившее основанием для отказа органом контроля в его размещении в Реестре контрактов, не опровергает вывод контрольно-счетной палаты о несвоевременном размещении откорректированной версии этого документа, что является нарушением требований части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ. Материалами проверки подтверждается, что в нарушение части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ при приёмке и оплате промежуточных этапов работ в рамках муниципального контракта от 22.09.2021 платёжное поручение от 29.12.2021 N 7354 на сумму 4034,1 тыс. рублей размещено в ЕИС 07.02.2022, акт формы N КС-2 от 03.06.2022 N 5 размещён в ЕИС 22.06.2022, то есть указанные документы включены в Реестр контрактов в срок свыше 5-ти рабочих дней с даты исполнения (отдельного этапа исполнения) контракта.
Суды установили, что в связи с окончанием финансового года и продолжением работ на объекте для дальнейшей оплаты выполненных работ сторонами заключено дополнительное соглашение от 21.12.2021 N 3 к контракту, согласно которому пункт 11.1 контракта изложен в новой редакции "дата окончания срока действия контракта 31.12.2022", без изменения срока завершения работ, предусмотренного пунктом 3.1 контракта. В пункте 11.1 муниципального контракта от 22.09.2021 стороны согласовали содержавшееся в проекте контракта условие о сроке его завершения.
Как указали суды, поскольку проект контракта входит в состав документации о закупке по извещению N 0118300003821000144, то внесение изменений в части срока действия контракта положениями статей 34, 95, 96 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
В связи с чем суды признали верным вывод контрольно-счетной палаты о том, что оснований для заключения дополнительного соглашения от 21.12.2021 N 3 к контракту не имелось.
Суды учли, что ООО "Строитель2014", осуществляющим технический надзор по контракту от 17.05.2021 N 0118300003821000014, не является стороной соглашения, все обязательства по его исполнению приняты администрацией. В ходе проведения контрольного мероприятия администрацией в присутствии сотрудников контрольно-счетной палаты произведены контрольные обмеры, по результатам которых на основании акта контрольного обмера от 27.07.2022 и акта контрольного осмотра от 18.08.2022 по объекту "Благоустройство общественной территории зоны отдыха "Чистые пруды (1 этап)" составлена корректировка стоимости выполненных работ (фактически невыполненных, но принятых и оплаченных заказчиком) по объекту на сумму "минус" 4374 тыс. рублей, то есть с уменьшением стоимости выполненных работ и примененных материалов и оборудования. Проверкой установлено, что за демонтаж колодцев, дождевателей и насосов, необоснованно включенных в сметную документацию и акты формы N КС-2, заказчиком неправомерно оплачено 146,29 тыс. рублей.
Суды указали, что в данном случае в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрации как получателю бюджетных средств в рамках бюджетных полномочий следовало обеспечить целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 3.6 соглашения от 20.02.2021 N 03630101-1-2021-003 заключенного между министерством ТЭК, ЖКХ Краснодарского края и администрацией, расходование муниципальным образованием Краснодарского края иного межбюджетного трансферта из краевого бюджета должно осуществляться исключительно на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, пункте 2 Правил предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта, в том числе путем закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казённого учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности казённых учреждений). Согласно пункту 1.1 соглашения иной межбюджетный трансферт, предоставлен бюджету Лабинского гп из бюджета Краснодарского края на достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", государственной программы Краснодарского края "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.08.2017 N 655, а именно на реализацию проекта по благоустройству общественной территории зоны отдыха "Чистые пруды". В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 контракта N 014, заключенного администрацией с подрядной организацией ООО "ЖилСтрой" в целях реализации соглашения, предметом данного договора являлось выполнение и оплата работ по благоустройству общественной территории зоны отдыха "Чистые пруды" (1 этап) согласно составу и объёму работ, предусмотренным контрактом.
В этой связи направление денежных средств заказчиком в сумме 4520,29 тыс. рублей по платёжным поручениям от 13.09.2021 N 6565, от 06.10.2021 N 6720, от 06.12.2021 N 7011, 7014, 7015 за фактически невыполненные работы, отраженные в актах формы N КС-2 от 19.08.2021 N 5, от 24.09.2021 N 6, от 19.11.2021 N 7, от 22.11.2021 N 8, от 24.11.2021 N 9 по контракту N 014, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств, выразившимся в направлении средств на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением от 20.02.2021 N 03630101-1-2021-003 и условиями контракта N 014.
Суды учли обстоятельства, установленные в постановлениях мирового судьи от 03.04.2023 по делу N 5-238/2023, от 24.01.2023 по делу N 5-2/2023 по делам об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований у контрольно-счетной палаты для выдачи администрации оспариваемого предписания, отвечающего принципу исполнимости, поэтому правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Ссылка на необоснованное отклонение ходатайства о назначении экспертизы не принимается, так как вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 Кодекса относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу. Удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, это право он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора. В данном случае суды оценили имеющиеся в деле доказательства и сделали вывод об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку представленные в деле доказательства являются достаточными для рассмотрения спора и установления соответствия фактически выполненных и оплаченных на объекте работ. Доказательства того, что представленные в материалы дела доказательства, с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, не позволяют суду оценить соответствие объёма выполненных работ условиям контракта, администрация в поданном ходатайстве не представила.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь, статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А32-63608/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка на необоснованное отклонение ходатайства о назначении экспертизы не принимается, так как вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 Кодекса относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу. Удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, это право он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора. В данном случае суды оценили имеющиеся в деле доказательства и сделали вывод об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку представленные в деле доказательства являются достаточными для рассмотрения спора и установления соответствия фактически выполненных и оплаченных на объекте работ. Доказательства того, что представленные в материалы дела доказательства, с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, не позволяют суду оценить соответствие объёма выполненных работ условиям контракта, администрация в поданном ходатайстве не представила."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2023 г. N Ф08-12066/23 по делу N А32-63608/2022