г. Краснодар |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А63-13727/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании представителей Центральной акцизной таможни, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Альфа-С"", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Альфа-С"" и Центральной акцизной таможни на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу N А63-13727/2022, установил следующее.
Центральная акцизная таможня (далее - таможня) обратилась в суд с заявлением к ООО "Специализированный застройщик "Альфа-С"" (далее - общество) о взыскании утилизационного сбора в размере 285 тыс. рублей и пеней в размере 11 167 рублей 25 копеек.
Решением суда от 20.12.2022 в удовлетворении требования таможни к обществу о взыскании 285 тыс. рублей неуплаченного утилизационного сбора и пеней отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.05.2023 принят отказ таможни от требований в части взыскания с общества утилизационного сбора в размере 285 тыс. рублей, в данной части решение суда первой инстанции от 20.12.2022 отменено, производство по делу в указанной части прекращено. Удовлетворены требования таможни в части взыскания с общества пеней в размере 8407 рублей 50 копеек, и в этой части решение суда первой инстанции от 20.12.2022 отменено, в остальной части решение суда первой инстанции от 20.12.2022 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2023 постановление суда апелляционной инстанции от 16.05.2023 отменено в части взыскания пеней, в данной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.10.2023 решение суда от 20.12.2022 в части отказа во взыскании 8407 рублей 50 копеек пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора отменено, в этой части принят по делу новый судебный акт, с общества в пользу таможни взысканы пени в размере 8407 рублей 50 копеек за просрочку утилизационного сбора, исковые требования в этой части удовлетворены.
В остальной части решение суда от 20.12.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт в части взыскания 8407 рублей 50 копеек пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт в части отказа во взыскании пеней и удовлетворить требования таможни в полном объеме. Общество ввезло транспортное средство в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в полном объеме, уплата таможенных пошлин осуществлена в полном объем, что свидетельствует о том, что обязанность ответчика по ввозу товара на территорию Российской Федерации не прекращалась, основания уплаты утилизационного сбора имелись.
В отзыве на жалобу общество просит в удовлетворении жалобы таможни отказать.
В судебном заседании, которое состоялось 21.12.2023, представитель общества поддержал доводы жалобы, возражал против удовлетворения жалобы таможенного органа. Представитель таможни поддержал доводы своей жалобы, возражал против удовлетворения жалобы общества.
Определением от 21.12.2023 рассмотрение кассационной жалобы отложено до 26.12.2023 в целях уточнения таможенным органом просительной части кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество исполнило обязанность по уплате утилизационного сбора через девять месяцев после ввоза транспортного средства. Поскольку утилизационный сбор уплачен, таможня отказалась от иска в части суммы основного долга.
Фактически между сторонами возник спор о моменте возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора и моменте фактического исполнения обязанности, соответственно, о наличии оснований для исчисления и взыскания пеней.
Изначально таможенный орган обратился с заявлением о взыскании пеней с момента возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора и до момента фактического исполнения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2023 удовлетворено заявление таможни о взыскании пеней с 02.10.2022 (дата окончания моратория) до 27.01.2023 (дата фактического исполнения) в размере 8407 рублей 50 копеек.
Таможенный орган не обращался с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции от 16.05.2023 в части отказа в удовлетворении заявления о взыскании пеней с 24.04.2022 по 01.10.2022 и с 27.01.2023 по 09.03.2023.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества постановлением от 12.07.2023 отменил постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2023 только в части взыскания пеней и только в этой части направил заявление на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции был ограничен во временном периоде взыскания пеней с 02.10.2022 по 27.01.2023.
Утилизационный сбор может быть отнесен к тем публичным платежам, которые направлены в числе прочего и на компенсацию негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации транспортных средств в период, предшествующий их утилизации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 30-П).
Аргумент таможни о необходимости начисления пеней по дату списания денежных средств в бюджет с лицевого счета таможни - 09.03.2023 был рассмотрен судом апелляционной инстанции еще при первоначальном рассмотрении жалобы общества и отклонен. Общество в материалы дела представило платежное поручение от 27.01.2023 N 35 о перечислении на расчетный счет Федеральной таможенной службы России денежных средств в сумме 285 тыс. рублей в качестве утилизационного сбора (средства зачислены в казначействе на лицевой счет общества в ФТС России). Платежное поручение имеет отметку банка об исполнении поручения 27.01.2023. Таможней не опровергнута правильность заполнения платежного поручения с указанием необходимых реквизитов для уплаты утилизационного сбора.
Следовательно, суд апелляционной инстанции еще при первоначальном рассмотрении жалобы таможенного органа правильно определил момент окончания просрочки уплаты утилизационного сбора.
При указанных обстоятельствах доводы кассационной жалобы таможенного органа подлежат отклонению.
В силу статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 данной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также его размеры и порядок взимания определяются Правительством Российской Федерации (пункты 2 и 4).
Реализуя делегированные ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных правовых актов в данной сфере, в том числе постановление от 06.02.2016 года N 81, которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81). Названные Правила N 81 предусматривают, что применительно к ввозимым объектам взимание сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) ряд документов, в ом числе копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии) и копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Такие документы должны быть представлены плательщиком в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходной машины в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 11.1); в случае выявления фактов неуплаты сбора таможенный орган информирует плательщика о необходимости его уплаты, а впоследствии сумма задолженности подлежит взысканию с должника в судебном порядке (пункт 17).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что доводы общества о ввозе транспортного средства в качестве образца не имеют правового значения, поскольку нормативно установлен срок представления сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа - пятнадцать рабочих дней с даты таможенного оформления, отсутствие этого документа и платежного поручения об уплате утилизационного сбора является самостоятельным основанием для исчисления пени.
Апелляционным судом установлено, что продавцом товара (автомобиль специального назначения для перекачки бетонного раствора на базе автомобильного шасси марки "ISUZU") является компания BSL Chemical Co., Ltd, КНР. Товар (автобетононасос) относится к колесным транспортным средствам (специальным транспортным средствам), что также следует из пункта 1 перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (технические характеристики автобетононасоса указаны в материалах дела т. 1, л. д. 66, 105 - 110, 121, 131 - 132), которые соответствуют виду колесного специального транспортного средства - автобетононасос.
Из материалов дела видно, что общество (покупатель) приобрело автобетононасос у продавца, имело намерение эксплуатировать.
Материалами дела не подтверждается, что при заключении контракта от 20.09.2021 N BSLE-2021 (т. 1, л. д. 51 - 64) продавец и общество ввозили автобетононасоса на таможенную территорию Российской Федерации как испытательный образец в совокупностью с обязанностью продавца вывезти автобетононасос после проведения каких-либо испытаний.
Материалами дела также не подтверждается, что автобетононасос ввезен обществом и помещен под таможенную процедуру временного ввоза, с обязанностью общества вывезти через определенный срок за пределы таможенной территории.
Довод общества о том, что таможенный сбор подлежал уплате только после постановки транспортного средства на регистрационный учет в ГИБДД, подлежит отклонению, поскольку не соответствует Правилам N 81, кроме того, данное действие поставлено в зависимость о волеизъявления общества как собственника.
С момента ввоза названного автобетононасоса (апрель 2022) до оформления электронного паспорта транспортного средства и постановки на учет в Российской Федерации прошло более 9 месяцев.
Для уплаты утилизационного сбора имеет значение мощность.
Из пояснений представителя общества не усматривается уважительных причин длительного периода, в течение которого не проводились испытания, не оформлялся технический паспорт и производилась постановка на учет. Применительно к обстоятельствам данного дела правовое обоснование отсутствия со стороны общества уплаты утилизационного сбора в указанный таможней срок отсутствует.
Довод общества о том, что до проведения испытаний транспортное средство не эксплуатировалось, подлежит отклонению, поскольку уплата утилизационного сбора не поставлена в зависимость от эксплуатации транспортного средства обществом. Из протокола испытаний от 27.12.2022 N 243.EO/0/V/S/R855-A7/2022/348 следует, что на момент осмотра пробег транспортного средства составлял 14 264 км.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем обществом документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу N А63-13727/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено, что продавцом товара (автомобиль специального назначения для перекачки бетонного раствора на базе автомобильного шасси марки "ISUZU") является компания BSL Chemical Co., Ltd, КНР. Товар (автобетононасос) относится к колесным транспортным средствам (специальным транспортным средствам), что также следует из пункта 1 перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (технические характеристики автобетононасоса указаны в материалах дела т. 1, л. д. 66, 105 - 110, 121, 131 - 132), которые соответствуют виду колесного специального транспортного средства - автобетононасос.
...
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем обществом документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2023 г. N Ф08-13220/23 по делу N А63-13727/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13220/2023
10.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-373/2023
12.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6703/2023
16.05.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-373/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-13727/2022