г. Краснодар |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А32-55914/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Прохорова Дмитрия Анатольевича, заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар, третьих лиц: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Прохорова Дмитрия Анатольевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А32-55914/2022, установил следующее.
ИП Прохоров Д.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 14.07.2022 N 491-04, об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6, кадастровый номер 23:43:0433001:4804, в нежилое; возложении на администрацию обязанности произвести согласование перевода жилого помещения с кадастровым номером 23:43:0433001:4804 в нежилое, выдав предпринимателю в течение тридцати дней после вступления решения в силу надлежащим образом оформленное уведомление о переводе жилого помещения в нежилое.
Заявленные требования основаны на статьях 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и мотивированы незаконностью решения органа местного самоуправления об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, в нежилое.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что предпринимателю на праве собственности принадлежит 1-этажный жилой дом литера Б (кадастровый номер 23:43:0433001:4804) общей площадью 406,5 кв. м, постройки 2021 года, площадь застройки - 416,3 кв. м, высота здания - 3,6 м, процент застройки земельного участка - 50%, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6. Указанный дом находится на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:830 площадью 828 кв. м, имеющим вид разрешенного использования - магазины. Вместе с тем правовые основания для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое у административного органа отсутствовали. В зоне размещения садоводств (CX-1) отсутствует вид разрешенного использования "магазин". Фактическое использование здания в качестве магазина противоречит основным и условно разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне СХ-1. Согласно акту осмотра от 13.02.2023 планировка жилого дома не соответствует техническому паспорту от 01.10.2021, изготовленному АО "Ростехинвентаризация-федеральное БТИ", а именно:
в помещении N 1 жилого дома сдвинут дверной проем, сдвинут и увеличен оконный проем. Указанный технический паспорт представлен предпринимателем в администрацию вместе с заявлением о переводе спорного жилого помещения в нежилое. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих соответствие объекта требованиям технических регламентов. B соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар для вида разрешенного использования земельного участка "для размещения объектов торговли" (предприятия торговли с площадью торговых залов от 50 до 200) необходимо предусмотреть автомобильные парковки из расчета 10 автомобилей на 100 кв. м торговой площади. Минимально допустимые размеры одного машино-места установлены в размере 5,3 x 2,5 м = 13,25 м. В материалы дела представлена схема планировочной организации земельного участка, в которой предусмотрено размещение автомобильной парковки на 8 машино-мест из расчета торговой площади 78,6 кв. м. Технические условия на проектирование и строительство автомобильных парковок, а также примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения по данному адресу не выдавались, проектная документация не создавалась. Существующие парковочные места, отвечающие требованиям ГОСТ Р "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", прилегающие к переводимым объектам отсутствуют. Кроме того, согласно фотоматериалам жилого дома фактическое состояние наружных ограждающих конструкций указанного объекта не соответствует поэтажному плану технического паспорта, составленного Краснодарским центром ТИ и Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 01.10.2021, в части отображения оконных блоков на фасадной части здания. Работы по переустройству и перепланировке жилого дома произведены без получения предварительного решения администрации о таком согласовании, в отсутствие разрешения на строительство коммерческого объекта. Перевод всех помещений объекта капитального строительства повлечет изменение статуса всего объекта - из индивидуального жилого дома в объект коммерческого назначения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 01.06.2023 и постановление апелляционного суда от 28.09.2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей, считая вывод о том, что земельный участок планируется использовать не по целевому назначению, не может являться безусловным основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, так как заявитель указал, что лишь планирует использовать здание под размещение магазина, что не исключает возможности использования нежилого здания в иных целях, разрешенных на землях, расположенных в зоне СХ-1. Отказ администрации в переводе жилого здания в нежилое нарушает законные права собственника объекта. Вид разрешенного использования земельного участка изменен с "для дачного строительства" на "магазины". Заявитель представил схему планировочной организации земельного участка, в которой предусмотрено размещение автомобильной парковки на 8 машино-мест из расчета торговой площади 78,6 кв. м. Для проектируемого торгового здания выполнен расчет необходимого количества машино-мест на автостоянке в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования. Фактическое состояние наружных ограждающих конструкций объекта полностью соответствует поэтажному плану технического паспорта, составленного Краснодарским центром ТИ и КР Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в части отображения оконных блоков на фасадной части здания. Технический паспорт использовался для государственной регистрации прав на недвижимость до 2012 года, с 2013 года для целей ввода объекта в эксплуатацию, постановки/снятия недвижимости с кадастрового учета, внесения изменений в реестр недвижимости после реконструкции/перепланировки используют технический план. Доказательств, подтверждающих несоответствие отображения оконных блоков на фасадной части здания техническому паспорту не представлено. Письмо администрации от 14.07.2022 N 491-04 не содержится оснований для отказа, предусмотренных частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили. Участвующие в деле лица явку в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в силу статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома общей площадью 406,5 кв. м (литера Б), кадастровый номер 23:43:0433001:4804, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6, что подтверждается выпиской из Единого государственном реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 14.02.2023.
Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0433001:830 площадью 828 кв. м, с видом разрешенного использования - магазины, который принадлежит предпринимателю на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.02.2023.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 26.12.2019 N° 90 п. 10) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0433001:830 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара (Ж. 1.2).
Виды разрешенного использования в данной территориальной зоне на момент подачи уведомления о планируемом строительстве жилого дома от 28.12.2020: Основные виды: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, культурное развитие, амбулаторное ветеринарное обслуживание, магазины, спорт, охота и рыбалка, обеспечение внутреннего правопорядка, историко-культурная деятельность, общее пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования; Условно-разрешенные виды: обеспечение сельскохозяйственного производства, стационарное медицинское обслуживание, религиозное использование, общественное управление, обеспечение научной деятельности, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, деловое управление, банковская и страховая деятельность, общественное питание, связь.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19) земельный участок расположен в зоне размещения садоводств (СХ-1).
Заявитель обратился в филиал государственного автономного учреждения Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" в г. Краснодаре с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое.
Решением от 14.07.2022 N 491-04 администрация отказала в переводе жилого помещения в нежилое, указав, что в видах разрешенного использования земельного участка в зоне размещения садоводств (CX-1) отсутствует вид разрешенного использования "магазин"; не представлено доказательств, подтверждающих соответствие объекта требованиям технических регламентов; техническом паспорте содержится недостоверная информация, поскольку фактическое состояние наружных ограждающих конструкций объекта не соответствует его поэтажному плану в части отображения оконных блоков на фасадной части здания.
Предприниматель, полагая, что отказ администрации нарушает его законные права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд по правилам главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Жилой дом относится к жилым помещениям (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 данного кодекса).
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (пункт 3 статьи 288 Гражданского кодекса).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 22 Жилищного кодекса).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение урегулирован в статье 23 Жилищного кодекса. Такой перевод осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник (уполномоченное им лицо) в орган, осуществляющий перевод помещений, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг предоставляет заявление о переводе помещения с приложением следующих документов: правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Заявитель вправе не представлять план переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в ЕГРН, правоустанавливающие документы на переводимое помещение. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в ЕГРН; план переводимого помещения с его техническим описанием (для жилого переводимого помещения - технический паспорт); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (часть 2.1 статьи 23 Жилищного кодекса).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 данной статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы (часть 3 статьи 23 Жилищного кодекса).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (часть 5 статьи 23 Жилищного кодекса).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 Жилищного кодекса).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 данного кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (часть 1 статьи 24 Жилищного кодекса).
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (части 2, 3 статьи 24 Жилищного кодекса).
На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды установили, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (в применимой редакции) спорный земельный участок расположен в зоне размещения садоводств (СХ-1). В видах разрешенного использования земельного участка в зоне размещения садоводств СХ-1 отсутствует вид разрешенного использования "магазин". Фактическое использование здания в качестве магазина противоречит основным и условно разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне СХ.1. Кроме того, планировка жилого дома не соответствует предоставленному в администрацию вместе с заявлением о переводе спорного жилого помещения в нежилое техническому паспорту от 01.10.2021, изготовленному АО "Ростехинвентаризация-федеральное БТИ". Заявитель не представил доказательств, подтверждающих соответствие рассматриваемого объекта требованиям технических регламентов. Технические условия на проектирование и строительство автомобильных парковок, а также примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения по данному адресу не выдавались, проектная документация не создавалась. Существующие парковочные места, отвечающие требованиям ГОСТ Р "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", прилегающие к переводимым объектам отсутствуют. Фактическое состояние наружных ограждающих конструкций жилого дома не соответствует поэтажному плану технического паспорта, составленного Краснодарским центром ТИ и Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 01.10.2021, в части отображения оконных блоков на фасадной части здания. Работы по переустройству и перепланировке жилого дома произведены без получения предварительного решения администрации о таком согласовании, а также в отсутствие разрешения на строительство коммерческого объекта. Перевод всех помещений объекта капитального строительства повлечет изменение статуса всего объекта - из индивидуального жилого дома в объект коммерческого назначения. При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у административного органа правовых оснований для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое и отказали в удовлетворении заявления предпринимателя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права судами применены правильно; нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 Кодекса), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А32-55914/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды установили, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (в применимой редакции) спорный земельный участок расположен в зоне размещения садоводств (СХ-1). В видах разрешенного использования земельного участка в зоне размещения садоводств СХ-1 отсутствует вид разрешенного использования "магазин". Фактическое использование здания в качестве магазина противоречит основным и условно разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне СХ.1. Кроме того, планировка жилого дома не соответствует предоставленному в администрацию вместе с заявлением о переводе спорного жилого помещения в нежилое техническому паспорту от 01.10.2021, изготовленному АО "Ростехинвентаризация-федеральное БТИ". Заявитель не представил доказательств, подтверждающих соответствие рассматриваемого объекта требованиям технических регламентов. Технические условия на проектирование и строительство автомобильных парковок, а также примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения по данному адресу не выдавались, проектная документация не создавалась. Существующие парковочные места, отвечающие требованиям ГОСТ Р "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", прилегающие к переводимым объектам отсутствуют. Фактическое состояние наружных ограждающих конструкций жилого дома не соответствует поэтажному плану технического паспорта, составленного Краснодарским центром ТИ и Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 01.10.2021, в части отображения оконных блоков на фасадной части здания. Работы по переустройству и перепланировке жилого дома произведены без получения предварительного решения администрации о таком согласовании, а также в отсутствие разрешения на строительство коммерческого объекта. Перевод всех помещений объекта капитального строительства повлечет изменение статуса всего объекта - из индивидуального жилого дома в объект коммерческого назначения. При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у административного органа правовых оснований для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое и отказали в удовлетворении заявления предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2023 г. N Ф08-13061/23 по делу N А32-55914/2022