город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2023 г. |
дело N А32-55914/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: представитель Леснов А.К. по доверенности от 26.08.2021;
от ответчика: представитель Улановская Е.С. по доверенности от 21.12.2022;
от третьих лиц: представители не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Прохорова Дмитрия Анатольевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.06.2023 по делу N А32-55914/2022
по иску ИП Прохорова Дмитрия Анатольевича
к Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования г. Краснодар
о признании незаконным решении, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Прохоров Дмитрий Анатольевич (далее - истец, ИП Прохоров Д.А.) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации МО г. Краснодар (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным решения Администрации МО г. Краснодар об отказе в переводе жилого помещения с кадастровым номером 23:43:0433001:4804 в нежилое помещение, об обязании Администрации МО г. Краснодар произвести согласование перевода жилого помещения с кадастровым номером 23:43:0433001:4804 в нежилое помещение, выдав Прохорову Дмитрию Анатольевичу в 2 течение 30 дней после вступления решения суда в силу надлежащим образом оформленное уведомление о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Прохоров Д.А. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок планируется использоваться ответчиком не по целевому назначению не может являться безусловным основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, так как заявитель указал, что лишь планирует использовать здание под размещение магазина, однако истец не исключает возможности использования нежилого здания в иных целях, разрешенных на землях, расположенных в зоне СХ-1, отказ в переводе жилого здания в нежилое в таком случае нарушает законные права собственника здания Прохорова Д.А. Апеллянт отмечает, что вид разрешенного пользования был изменен с "для дачного строительства" на вид разрешенного пользования "магазины". При этом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства. Таким образом, в данном случае вид разрешенного использования "магазины" соответствует действующему законодательству, указанному в ЕГРН целевому использованию, а значит использование здания в качестве магазина правомерно. Истцом была представлена схема планировочной организации земельного участка, в которой предусмотрено размещение автомобильной парковки на 8 машино-мест из расчета торговой площади 78,6 кв.м. Таким образом, для проектируемого торгового здания выполнен расчет необходимого количества машино-мест на автостоянке в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования. Более того, количество машино-мест рассчитывается, исходя из планируемой торговой площади, а ввиду того что фактически истцом не ведется торговая деятельность на площади, превышающей 200 кв.м., вывод о том, что для торговой площади необходимо большее количество парковочных мест также не обоснован. Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих несоответствие отображения оконных блоков на фасадной части здания техническому паспорту, истец считает данный вывод суда безосновательным. Кроме того, частью 2 ст. 24 ЖК РФ предусмотрено, что решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Однако, спорное письмо АМО г. Краснодар от 14.07.2022 N 491-04 не содержит оснований отказа, предусмотренных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, таким образом, Администрация МО г. Краснодар незаконно отказала в переводе жилого здания в нежилое.
В составе суда произведена замена судьи Сороки Я.Л. на судью Шапкина П.В. ввиду нахождения в отпуске судьи Сороки Я.Л.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от истца поступили дополнительные пояснения по делу.
Представитель истца в судебном заседании дал дополнительные пояснения по делу, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не предоставил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на земельном участке, принадлежащему Прохорову Д.А., площадью 828 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0433001:830 с видом разрешенного использования "магазины" по ул. Ленина, 6 в ДНТ "Виктория" в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, расположен 1-этажный жилой дом литер "Б" (кадастровый номер 23:43:0433001:4804) общей площадью 406,5 кв. м, постройки - 2021, площадь застройки - 416,3 кв. м, высота здания - 3,6 м, процент застройки земельного участка - 50%.
Собственник жилого помещения - жилого дома по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6 Прохоров Д.А. 06.06.2022 обратился в филиал государственного автономного учреждения Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" в г. Краснодаре с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение.
По результатам обращения уполномоченным органом принято решение об отказе в переводе жилого помещения с кадастровым номером 23:43:0433001:4804 в нежилое помещение, формализованное в письме Администрации муниципального образования город Краснодар от 14.07.2022 N 491-04.
Полагая, что решение Администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в переводе жилого помещения с кадастровым номером 23:43:0433001:4804 в нежилое помещение, нарушает права и законные интересы ИП Прохорова Д.А., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания незаконным обжалуемого заявителями ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту; нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Жилой дом относится к жилым помещениям (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса).
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (пункт 3 статьи 288 Гражданского кодекса).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 22 Жилищного кодекса).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение урегулирован в статье 23 Жилищного кодекса. Такой перевод осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник (уполномоченное им лицо) в орган, осуществляющий перевод помещений, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг предоставляет заявление о переводе помещения с приложением следующих документов: правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Заявитель вправе не представлять план переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в ЕГРН, правоустанавливающие документы на переводимое помещение. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в ЕГРН; план переводимого помещения с его техническим описанием (для жилого переводимого помещения - технический паспорт); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (часть 2.1 статьи 23 Жилищного кодекса).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы (часть 3 статьи 23 Жилищного кодекса).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (часть 5 статьи 23 Жилищного кодекса).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 Жилищного кодекса).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (часть 1 статьи 24 Жилищного кодекса).
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (части 2, 3 статьи 24 Жилищного кодекса).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно акту осмотра от 13.02.2023 жилого дома по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6, планировка жилого дома не соответствует техническому паспорту от 01.10.2021, изготовленному АО "Ростехинвентаризация-федеральное БТИ", а именно в помещении N 1 жилого дома сдвинут дверной проем, а также сдвинут и увеличен оконный проем. Указанный технический паспорт был предоставлен Прохоровым Д.А. в администрацию вместе с заявлением о переводе спорного жилого помещения в нежилое. Таким образом, администрация правомерно установила, что в техническом паспорте содержится недостоверная информация.
Как установлено судом, собственник жилого помещения - жилого дома по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6 Прохоров Д.А. 06.06.2022 обратился в филиал государственного автономного учреждения Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" в г. Краснодаре с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно письму Департамента архитектуры от 04.07.2022 N 10357/29 следует, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 22.07.2021 N° 17 п. 19), рассматриваемый с кадастровым номером 23:43:0433001:830 по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6, расположен в зоне размещения садоводства (CX-1).
На земельном участке площадью 828 кв. м с кадастровым номером 23:43:0433001:830 видом разрешенного использования "магазины" по ул. Ленина, 6 в ДНТ "Виктория" в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, расположен 1-этажный жилой дом литер "Б" (кадастровый номер 23:43:0433001:4804) общей площадью 406,5 кв. м, постройки - 2021, площадь застройки - 416,3 кв. м, высота здания - 3,6 м, процент застройки земельного участка - 50%.
Заявитель планирует использовать данный объект - для размещения магазина.
Зона размещения садовых участков (СХ-1) с размещением для собственных нужд садового дома, жилого дома, используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.
В видах разрешенного использования земельного участка в зоне размещения садоводств (CX-1) отсутствует вид разрешенного использования "магазин".
Между тем, судом отмечено, что п. 1 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 26.12.2019 N° 90 п. 10) вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара (Ж. 1.2).
Виды разрешенного использования в данной территориальной зоне на момент подачи уведомления о планируемом строительстве жилого дома от 28.12.2020: Основные виды: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, культурное развитие, амбулаторное ветеринарное обслуживание, магазины, спорт, охота и рыбалка, обеспечение внутреннего правопорядка, историко-культурная деятельность, общее пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования;
Условно-разрешенные виды:
обеспечение сельскохозяйственного производства, стационарное медицинское обслуживание, религиозное использования, общественное управление, обеспечение научной деятельности, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, деловое управление, банковская и страховая деятельность, общественное питание, связь.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N o 19 п. 6, в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021.N " 17 п. 19 вышеуказанный земельный участок расположен в зоне размещения садоводств (СХ-1). В видах разрешенного использования земельного участка в зоне размещения садоводств СХ - 1 отсутствует вид разрешенного использования "магазин".
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, согласно ч. 15 ст. 24 ГрК РФ вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Суд верно исходил из того, что доказательств оспаривания Генерального плана в судебном порядке, предусмотренном ч. 15 ст. 24 ГрК РФ, признания Генерального плана (нормативного акта) в установленном порядке недействующим в части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433001:830 по адресу;
г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ДНТ "Виктория", ул. Ленина, 6 в материалы дела не представлено.
Между тем, фактическое использование здания в качестве магазина противоречит основным и условно разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне СХ.1.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Действующее законодательство относит к объектам индивидуального жилищного строительства (далее - объекты ИЖС) отдельно стоящие здания (жилые дома, индивидуальные жилые дома) с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которые состоят из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях, и не предназначены для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отличительной особенностью объектов ИЖС является то, что при их строительстве, реконструкции не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика). Исключение составляют объекты ИЖС, сметная стоимость строительства которых в соответствии с действующим законодательством подлежит проверке на предмет достоверности ее определения (часть 2 статьи 8.3, часть 1, 3, 3.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 часть 17 статьи 51, статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии со статьей 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Заявителем также не представлено доказательств, подтверждающих соответствие объекта требованиям технических регламентов.
B соответствии местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар для вида разрешенного использования земельного участка "для размещения объектов торговли" (предприятия торговли с площадью торговых залов от 50 до 200) необходимо предусмотреть автомобильные парковки из расчета 10 автомобилей на 100 кв. м торговой площади.
Минимально допустимые размеры одного машино-места установлены в размере 5,3x2,5 м = 13.25 м. Требования части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (автомобильные парковки должны размещаться в границах земельного участка).
Судом установлено, что в материалы дела представлена схема планировочной организации земельного участка, в которой предусмотрено размещение автомобильной парковки на 8 машино-мест из расчета торговой площадь 78,6 кв. м.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент транспорта) в ответ на запрос Департамента сообщил следующее (письмо от 22.06.2022 N 6817/39).
Департаментом транспорта технические условия на проектирование и строительство автомобильных парковок, а также примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения по вышеуказанному адресу не выдавались, проектная документация не создавалась.
Существующие парковочные места, отвечающие требованиям ГОСТ Р "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" прилегающие к переводимым объектам отсутствуют.
Кроме того, согласно фотоматериалам жилого дома по ул. Ленина, 6 в ДНТ "Виктория" предоставленным администрацией Карасунского внутригородского округа города Краснодара, фактическое состояние наружных ограждающих конструкций указанного объекта не соответствует поэтажному плану технического паспорта, составленного Краснодарским центром ТИ и Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 01.10.2021, в части отображения оконных блоков на фасадной части здания.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу статьи 25 Жилищного кодекса переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правил N 170).
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Правила N 170).
Статьей 26 Жилищного кодекса предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет необходимые документы, предусмотренные частями 2 и 2.1. статьи 26 Жилищного кодекса.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с данной статьей возложена на заявителя.
В силу статьи 28 Жилищного кодекса завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Осуществление заинтересованным лицом перепланировки помещения без получения соответствующего разрешения, влечет за собой наступление для такого лица неблагоприятных правовых последствий, предусмотренных нормой статьей 29 Жилищного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 2 статьи 10 Гражданского кодекса в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что работы по переустройству и перепланировке жилого дома произведены без получения предварительного решения администрации о таком согласовании, а также в отсутствие разрешения на строительство коммерческого объекта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Перевод предпринимателем всех помещений объекта капитального строительства повлечет изменение статуса всего объекта - из объекта индивидуального жилого дома в объект коммерческого назначения.
Довод заявителя о намерении использовать спорный объект как вспомогательный, хранения инвентаря и т.д. подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку правомерность действий администрации проверяется на момент обращения истцом с соответствующим заявлением по приведенным им основаниям. При этом, из представленных документов явно следует намерение организации коммерческой деятельности, не соответствующей виду разрешенного использования земельного участка.
Именно вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем (статья 37 Градостроительного кодекса; подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса). Соответствующая позиция изложена в Определении ВС РФ от 6 апреля 2023 г. N 308-ЭС22-27642.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" здания по своему назначению делятся на нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж.
Перевод из жилого дома в нежилой дом - это изменение назначения здания. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по принятию решения об изменении назначения здания.
Согласно статье 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об изменении назначения здания, сооружения, помещения (пункт 5.1. части 1, введенный Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 28.10.2021).
Согласно позиции Минстроя России, отраженной в письме от 07.05.2021 N 18563-СГ/08, осуществление перевода объектов индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном главой 3 Жилищного кодекса в нежилые помещения, для строительства которых требуется получение разрешительной документации и, как следствие, подготовка проектной документации, ее экспертиза (в случаях, установленных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также получение иных согласований, будет являться способом возведения таких объектов в упрощенном порядке и "обхода" установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации процедур.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что порядок возведения жилых и нежилых зданий кардинально отличается.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, оцененные арбитражным судом в своей совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, принимая во внимание конкретные и фактические обстоятельства дела, достаточны для вывода об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, не относятся к обстоятельствам, имеющим правовое значение для рассмотрения настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в связи с чем, они не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 по делу N А32-55914/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55914/2022
Истец: Прохоров Д А
Ответчик: Администрация г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар, Росреестр, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю