г. Краснодар |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А53-24187/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Энергоресурсы" (ИНН 2626020720, ОГРН 1022601227659) - Назаровой Е.А. (доверенность от 19.07.2023), от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Столбовской Е.В. (доверенность от 04.10.2023), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации - Шиковой С.К. (доверенность от 03.10.2022), в отсутствие третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу N А53-24187/2023, установил следующее.
АО "Энергоресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 245 039 рублей 53 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию с 09.12.2019 по 22.04.2020, 93 727 рублей 62 копеек пеней (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 22.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.11.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что право оперативного управления учреждения на спорное помещение зарегистрировано 02.11.2020, в силу чего, до указанной даты учреждение не может выступать надлежащим ответчиком. Денежные средства на оплату услуг истца учреждению не выделялись. Учреждение является бюджетным учреждением и других источников финансирования не имеет. Содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации осуществляется ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление".
В отзывах на жалобу общество и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" указали на законность и обоснованность решения и постановления.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации поддержало ее доводы, просило отменить состоявшиеся судебные акты.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения отзывов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и суды установили, что общество осуществляет поставку тепловой энергии через присоединенную сеть в нежилое здание, расположенное по адресу: Ставропольский край, город Ессентуки, ул. Нагорная, д. 15, литер Б. Указанное нежилое здание находится в собственности Российской Федерации, право оперативного управления зарегистрировано за учреждением, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 28.09.2022 N 99/2022/496608183.
Общество направляло учреждению письма с предложением заключить договор теплоснабжения, в ответ на которые учреждение указало на нецелесообразность его заключения, поскольку здание не используется. Договор теплоснабжения (государственный контракт) стороны в письменной форме не заключали, сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии.
Общество указало, что поставило абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, которую учреждение потребило, однако обязанность по ее оплате не исполнило, в результате чего образовалась задолженность с 01.01.2020 по 22.04.2020 в размере 245 039 рублей 53 копеек, что подтверждается счетами-фактурами, актами на отпуск тепловой энергии, актом сверки взаимных расчетов.
В целях досудебного урегулирования спора общество направило учреждению претензии от 12.03.2020 N 1972, от 16.07.2020 N 4758 с требованием об оплате спорной задолженности, которая оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, руководствовались положениями статей 214, 294, 296, 299, 438, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды указали, что поставка тепловой энергии, ее объем и стоимость, наличие и размер долга документально подтверждены. Расчет задолженности представлен в дело, не оспорен ответчиком, проверен судом и признан верным. Доказательства оплаты в материалы дела не представлены.
Довод заявителя жалобы о том, что он не является уполномоченным лицом по обеспечению коммунальными услугами объектов министерства, несостоятелен. Учреждение, ссылаясь на возложение соответствующих функций на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", не представило доказательств передачи помещений данному лицу в оперативное управление либо заключения им договора с обществом. У общества отсутствует право требования задолженности из договорного обязательства либо из закона с данного лица, поэтому оно правомерно предъявило иск к учреждению, лицу обязанному нести бремя содержания имущества. Кроме того, суды отметили, что согласно имеющемуся в материалах дела передаточному акту с 01.04.2011 учреждение является законным владельцеми балансодержателем переданных зданий и сооружений, включая теплопотребляющие установки, и является потребителем тепловой энергии в силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Довод подателя жалобы об отсутствии бюджетных средств на содержание помещений не является основанием для освобождения учреждения от несения такого бремени. Приведенный довод получил оценку в решении. Суд верно отметил, что недофинансирование учреждения само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда округа. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Кодекса.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу N А53-24187/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы об отсутствии бюджетных средств на содержание помещений не является основанием для освобождения учреждения от несения такого бремени. Приведенный довод получил оценку в решении. Суд верно отметил, что недофинансирование учреждения само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда округа. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2024 г. N Ф08-13315/23 по делу N А53-24187/2023