г. Краснодар |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А32-46576/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гаврилова П.А. (доверенность от 30.05.2023), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Цемарсенал" (ИНН 315992881, ОГРН 1172375000203), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2023 по делу N А32-46576/2022, установил следующее.
ОАО "Российский железные дороги" (далее - железные дороги) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Цемарсенал" (далее - общество) о взыскании 614 471 рубля платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 22 710 рублей 18 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 30.03.2022 по 01.07.2022.
Решением от 25.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.08.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель жалобы указывает, что вина общества в простое вагонов на выставочных путях подтверждена анализом занятости путей необщего пользования, выпиской из книги уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку, актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов. Общество не представило доказательств того, что простой вагонов на станционных путях станции Тарки СКВ в ожидании подачи вагонов на выставочные пути произошел по вине железной дороги. Представленные железной дорогой документы в обоснование своих требований никем не опровергнуты.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя железной дороги, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 15.11.2021 железная дорога (перевозчик), ООО "ПЖТ "Желдортранс"" (владелец) и общество (грузополучатель) заключили договор N 91/4/70 на оказание услуг по подаче, уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ПЖТ "Желдортранс"" при железнодорожной станции Тарки для производства грузовых операций грузополучателю - обществу, по условиям которого владелец представляет грузополучателю во временное пользование участок железнодорожного пути необщего пользования для выгрузки грузов; перевозчик производит подачу и уборку вагонов на выставочные пути (с выставочных путей) N 6, 8 железнодорожной станции Тарки для грузоотправителя в соответствии и на условиях договора от 22.09.2021 N 91/4 (пункты 1, 2 договора).
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 договора общее количество вагонов, одновременно передаваемых на железнодорожный путь необщего пользования - не более 10; технологический срок оборота вагонов устанавливается 6,67 часов.
Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно приемосдатчиком железнодорожной станции Тарки ответственному лицу грузополучателя не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов по телефону с записью в книгу уведомлений формы ГУ-2 о времени подачи вагонов под выгрузку (пункт 4 договора).
С января по март 2022 года на путях общего пользования станции Тарки в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали 35 вагонов, прибывшие в адрес общества.
За время задержки вагонов железная дорога начислила обществу плату в размере 614 471 рубля.
Направленная обществу претензия от 28.03.2022 N 67 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность оставлена без удовлетворения, поэтому железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 12, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", принимая во внимание условия заключенного сторонами договора и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
Согласно положениям частей 11, 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу пункта 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (далее - Тарифное руководство).
Согласно пункту 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы.
В силу пункта 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам Таблицы N 1.
Из положений части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта следует, что грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается железная дорога в подтверждение своего требования, ею не доказаны.
Вопреки доводам жалобы суды правильно определили предмет доказывания по делу. Доводы заявителя об обратном не соответствуют приведенным положениям части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта.
Суды исходили из того, что истец не доказал надлежащими доказательствами, что вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости выставочных путей ранее поданными вагонами.
Ограничившись указанием на нарушение обществом обязанности по принятию груза на путях необщего пользования, истец не раскрыл в полной мере обстоятельства, связанные с причинами нахождения вагонов на путях общего пользования, не представил доказательства занятости фронта выгрузки и отсутствие возможности общества по принятию вагонов к выгрузке.
Все акты общей формы, представленные железной дорогой, подписаны ею в одностороннем порядке, то есть сами по себе данные документы, подлежащие составлению на основании первичных документов, не доказывают причины простоя вагонов на путях общего пользования. Отказ общества от подписания актов общей формы железной дорогой в установленном порядке не фиксировался. Железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие вину ответчика в простое вагонов на путях общего пользования. Доказательства уведомления грузополучателя о прибытии грузов и о времени подачи вагонов под выгрузку в материалах дела отсутствуют. Представленные железной дорогой в материалы дела памятки приемосдатчика на подачу вагонов также подписаны в одностороннем порядке.
Поскольку в нарушение стаей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации железная дорога не доказала, что вагоны простаивали на путях общего пользования станции назначения по причинам, зависящим от ответчика, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы жалобы не опровергают указанного, основаны на ошибочном ограничительном толковании предмета доказывания по делу и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что по смыслу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в правомочия суда кассационной инстанции.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2023 по делу N А32-46576/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы.
В силу пункта 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам Таблицы N 1."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2024 г. N Ф08-11545/23 по делу N А32-46576/2022