г. Краснодар |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А53-5596/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии с использованием системы веб-конференции в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро Максима Воронина" (ИНН 3102048712, ОГРН 1203100017339) - Терехова М.Г. (доверенность от 01.02.2023), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Кириленко В.Д. (доверенность от 09.01.2024), Мардаровской В.А. (доверенность от 18.01.2024), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Белокалитвинского городского поселения (ИНН 6142019375, ОГРН 1056142025840), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу N А53-5596/2023, установил следующее.
ООО "Архитектурное бюро Максима Воронина" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 01.02.2023 по делу N 061/10/104-174/2023 о рассмотрении обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Белокалитвинского городского поселения (далее - администрация).
Решением суда от 06.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2023, признано незаконным решение управления от 01.02.2023 N 061/10/104-174/2023 о внесении сведений в реестр в отношении общества; на управление возложена обязанность совершить действия, направленные на исключение из реестра сведений в отношении общества. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств уклонения общества от исполнения обязательств по контракту.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, решение управления от 01.02.2023 является законным и обоснованным; заключение дополнительных соглашений к контракту не могло значительно повлиять на нарушение сроков исполнения обязательств по контракту. Податель жалобы считает необоснованным материалами дела вывод судов о том, что у общества отсутствовали сведения об окончательной сумме сметной стоимости строительства объекта. Исполнитель не устранил в полном объеме нарушение, являющееся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы кассационной жалобы, представитель общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.09.2022 по результатам электронного аукциона N 0158300047122000056 администрация (заказчик) и общество (исполнитель) заключили муниципальный контракт N 2022.56 (далее - контракт), по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту "Благоустройство земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Белокалитвинский район, Белокалитвинское городское поселение, г. Белая Калитва, ул. Российская, земельный участок, N 1е" (далее - объект), в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик - принять и оплатить услугу, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок начала оказания услуги: с момента подписания контракта (пункт 1.3 контракта). Срок окончания выполнения работ: не позднее 24.11.2022. Данный срок установлен с учётом времени, необходимого на получение положительного заключения государственной экспертизы по проверке сметной стоимости. Положительное заключение ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" проведения проверки проектных решений предоставляется по факту прохождения экспертизы (пункт 1.4 контракта). Услуги считаются оказанными с момента подписания сторонами документа о приемке (акт сдачи приёмки документации) (пункт 1.7 контракта). Результатом оказанных услуг является разработка проектно-сметной документации по объекту совместно с положительным заключением государственной экспертизы на оказанные услуги, а именно после проведения государственной экспертизы исполнитель обязан выдать проектную документацию в 4-х экземплярах на бумажном носителе (в сброшюрованном виде) и на электронном носителе, а также документацию в отсканированном виде в формате PDF, полностью идентичную по составу и оформлению документации на бумажном носителе (один том - один файл), согласно пункту 5.1.2 ГОСТа Р 21.101-2020, заверенную электронной цифровой подписью в соответствии с пунктом 3.1.19 ГОСТа Р 21.101-2020, откорректированную по замечаниям государственной экспертизы; предоставить положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию и заключение о проверке сметной стоимости (пункт 2.1.7 контракта). Исполнитель обязуется взаимодействовать с заказчиком при изменении условий контракта, применять меры ответственности или иные действия в случае нарушения заказчиком условий контракта (пункт 2.1.12 контракта). Заказчик обязуется оказывать исполнителю содействие по вопросам, связанным с оказанием услуг по настоящему муниципальному контракту (пункт 2.3.3 контракта). Цена контракта составляет 1 060 тыс. рублей (пункт 5.1 контракта). Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2022 (пункт 9.1 контракта). Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (пункт 9.2 контракта). Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением из изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (пункт 10.3 контракта).
Техническим заданием к контракту установлено следующее: площадь проектируемого объекта - 7973 кв. м (пункт 3 технического задания); состав и содержание подготавливаемой документации: Раздел 1 "Пояснительная записка" Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"; Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" должен состоять из следующих подразделов: а) подраздел "Система электроснабжения" (подраздел проходит оценку соответствия раздела в ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов"); б) подраздел "Система водоснабжения" (автополив). Подключение к городскому водоснабжению с организацией колодца (место расположения колодца согласовывается с заказчиком) (подраздел проходит оценку соответствия раздела в ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов"); г) подраздел "Сети связи" (видеонаблюдение) (подраздел проходит оценку соответствия раздела в ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов"); иные материалы на усмотрение исполнителя (пункт 11 технического задания); состав выдаваемой документации: 1) Проектно-сметная документация: комплект под формат А4 в составе, указанном в пункте 11 технического задания. Материалы представляются на бумажном носителе в 4 экз. и на электронном носителе (USBнакопитель) в формате PDF и редактируемом формате 1 экз.; 2) Положительное заключение ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" проведения проверки проектных решений, предоставить в 2 экз.; 3) Положительное заключение ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" о проверке сметной стоимости, предоставляется в 2 экз.
(пункт 14 технического задания).
Дополнительным соглашением от 14.10.2022 N 1 к контракту внесены изменения в техническое задание к контракту, а именно в пункт 3 "площадь объекта", которая с учетом изменений составляет 8 158 кв. м.
Дополнительным соглашением от 27.10.2022 N 2 к контракту внесены изменения в техническое задание к контракту: 1. Пункт 11 технического задания дополнен разделом 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения; 2. В подпунктах "а", "б", "г" установлено, что соответствующие подразделы подготавливаемой документации проходят проверку проектных решений в ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" (ранее имелось требование о проведении оценки соответствия раздела в ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов"); 3. Подпунктом 6 пункта 13 технического задания предусмотрено требование о подготовке полного пакета документов для прохождения проверки проектных решений и проверки сметной стоимости в ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" (ранее содержалось требование о подготовке пакета документов для прохождения экспертизы); 4. Подпунктом 8 пункта 13 предусмотрено, что по разделу проектной документации требуется получить положительное заключение ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" о проверке проектных решений в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области N 437 от 24.06.2019, постановлением Правительства Ростовской области N 905 от 02.11.2021 (ранее содержалось требование о получении положительного заключения ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" о соответствии разделов проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2018 N 340).
В связи с тем, что в срок, предусмотренный контрактом - до 24.11.2022, заказчику не предоставлены результаты оказанной услуги в соответствии с пунктом 14 технического задания, 11.01.2023 заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, которое разместил в ЕИС 11.01.2023 в 17 часов 10 минут.
Исполнитель в письме от 15.01.2023 N 007 направил в адрес заказчика возражения на решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, поскольку полагал, что им предоставлена основная часть проектной документации, предусмотренной пунктом 14 технического задания, а именно: сама проектная документация и положительное заключение о проверке сметной стоимости.
Заказчик, не усмотрев оснований для отмены решения о расторжении контракта в одностороннем порядке от 11.01.2023, разместил в ЕИС решение о расторжении контракта.
В управление 26.01.2023 поступило обращение заказчика о включении сведений об исполнителе в реестр.
Уведомлением от 30.01.2023 N 061/10/104-174/2023 комиссией управления назначены дата и время рассмотрения обращения.
По результатам рассмотрения обращения администрации 01.02.2023 комиссией управления вынесено решение N 061/10/104-174/2023 о включении сведений об обществе и его руководителе сроком на два года в реестр.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 34, 95, 104 Закона N 44-ФЗ), статьями 450, 450.2, 702, 708, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Суды установили, что 07.11.2022 обществом предоставлена проектная документация, предусмотренная подпунктом 1 пункта 14 технического задания. При этом общество направляло администрации запросы о предоставлении информации, необходимой для составления проектной документации и предоставления технических условий на подключение к сетям водоснабжения (письма от 29.09.2022 N 111, от 31.10.2022 N 116, от 06.12.2022 N 137). Технические условия на подключение к сетям водоснабжения администрация предоставила обществу 08.12.2022.
В целях подготовки положительного заключения проверки проектных решений общество 07.11.2022 заключило с ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" договор N 0095-ППР/2022 на проведение проверки проектных решений. В ходе прохождения проверки проектных решений ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" направило обществу замечания, а именно для завершения проверки проектных решений по разделу "Сети связи (видеонаблюдение)" требуется письмо заказчика с информацией, подтверждающей, что сети связи, соединяющие основное оборудование и оборудование, размещенное на проектируемой территории, будут выполнены по отдельному договору в рамках другого проекта.
Общество направило администрации запросы от 28.12.2022 N 156 и N 157 на предоставление информации, необходимой для устранения замечаний выявленных ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий", а именно: в запросе от 28.12.2022 N 156 общество предложило администрации предоставить технические условия для использования существующей системы управления освещением; в запросе от 28.12.2022 N 157 общество предложило администрации предоставить скрин-копии согласованной схемы планировочной организации земельного участка для завершения проверки проектных решений. Администрация оставила указанные запросы без исполнения.
Доказательства того, что общество располагало сведениями, которые указало в запросах от 28.12.2022 N 156 и N 157, в материалы дела не представлены.
Общество и ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" 22.11.2022 заключили договор N 0953-ПСС/2022 на проведение проверки сметной стоимости.
Общество 25.11.2022 получило письмо администрации об изменении предполагаемой стоимости выполнения работ по объекту согласно разрабатываемой обществом проектно-сметной документации.
Общество получило положительное заключение ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" по проверке сметной стоимости 13.12.2022, которое предоставило заказчику 13.01.2023.
Доказательства наличия возможности выполнения обществом согласованных контрактом работ в срок до 24.11.2022, при непередаче администрацией в адрес общества технических условий на подключение к сетям водоснабжения, технических условий для использования существующей системы управления освещением, а также согласованной схемы планировочной организации земельного участка для завершения проверки проектных решений, в материалы дела не представлены.
Таким образом, технические условия на подключение к сетям водоснабжения, изменение предполагаемой стоимости выполнения работ по объекту согласно разрабатываемой исполнителем проектно-сметной документации направлены администрацией в адрес общества только после истечении срока выполнения работ по контракту. Следовательно, на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта администрация располагала сведениями о необходимости предоставления обществу обязательных дополнительных сведений в целях подготовки положительного заключения проверки проектных решений. Непредставление указанных сведений фактически указывает на ненадлежащее исполнение администрацией как заказчиком принятых на себя обязательств по контракту. При этом представление обществом 13.01.2023 положительного заключения проверки сметной стоимости в адрес администрации не свидетельствует об уклонении общества от исполнения обязательств по контракту.
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение управления не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, поэтому правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу N А53-5596/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 34, 95, 104 Закона N 44-ФЗ), статьями 450, 450.2, 702, 708, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
...
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение управления не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, поэтому правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2024 г. N Ф08-12257/23 по делу N А53-5596/2023