Постановление Правительства Республики Ингушетия от 7 марта 2024 г. N 31
"О внесении изменений в Положение об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Республики Ингушетия в безопасные районы"
Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности", утвержденную постановлением Правительства Республики Ингушетия от 21 февраля 2015 г. N 33 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
В.В. Сластенин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 7 марта 2024 г. N 31
Изменение,
которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности"
Государственную программу Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности".
1. Оценка текущего состояния в сфере социально-экономического развития
В Республике Ингушетия сформирована территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с постоянно действующими органами управления гражданской обороной, специально уполномоченными для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Органы управления гражданской обороной и силы гражданской обороны выполняют задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Ингушетия от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.
В последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, возникли напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, сформировалась высокая плотность населения в городах, образовалось большое количество мест массового пребывания людей, значительно повысился уровень террористической угрозы и т.д. Все это поставило перед государством и его экстренными оперативными службами новые, более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.
Повышение безопасности населения, являющееся прямым следствием улучшения организации взаимодействия экстренных служб, определяет приоритетность решения этой проблемы. Защита населения, территории, объектов экономики и социальной сферы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является важной частью системы обеспечения безопасности республики.
Из чрезвычайных ситуаций природного характера наибольшую опасность представляли чрезвычайные ситуации, связанные с природными пожарами и наводнениями.
Основной задачей по данному направлению является снижение показателя времени реагирования на пожары и другие чрезвычайные происшествия.
В настоящее время в Республике Ингушетия функционирует служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, которая осуществляет прием вызовов от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.
Накоплен значительный опыт организации взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации и в основном решены вопросы обеспечения связи дежурно-диспетчерских служб со своими силами.
В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в сокращении масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, повысились эффективность планово-предупредительных, профилактических, защитных и противопожарных мероприятий, готовность и оперативность действий сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Ингушетия (далее - РСЧС) при проведении спасательных операций, в том числе связанных с оказанием гуманитарной помощи.
Основными критериями построения экономических механизмов, способствующих решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, являлись:
развитие системы защиты объектов экономики, населения и территории до необходимого уровня;
минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере;
создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.
В основу функционирования экономических механизмов были положены следующие принципы:
прогнозирование и экономическое стимулирование;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий;
функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования.
В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий возрастают масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возникают новые виды эпидемий и болезней.
Прогноз возможных военных угроз, последствий применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пожаров, показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению, причинять огромный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.
Вместе с тем риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики республики. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.
По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как 100 процентов территории республики может подвергаться землетрясениям силой 8 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находятся критически важные объекты и жилые здания, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения.
Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.
Основными проблемами, порождающими возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций, являются:
1. Высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты.
2. Низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала.
3. Отсутствие на объектах промышленности и транспорта резервных источников электроснабжения.
4. Слабое взаимодействие заинтересованных органов государственной власти и организаций.
5. Недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств, несовершенность методов контрольно-надзорной деятельности.
6. Ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования.
7. Нарушение правил техники безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги.
8. Высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом.
9. Нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований по эксплуатации всех видов транспорта.
Социальная эффективность реализации государственной программы будет заключаться в улучшении демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения, а также увеличении масштабов и улучшении качества работ по социальной реабилитации населения.
Экономическая эффективность реализации государственной программы будет заключаться в обеспечении снижения экономического ущерба от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических акций, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.
Органы управления гражданской обороной и силы гражданской обороны выполняют задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Катастрофы и стихийные бедствия, вызванные быстроразвивающимися опасными природными явлениями и техногенными процессами, представляют угрозу устойчивому социально-экономическому развитию страны в целом и ее регионов в частности.
Увеличивается количество чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, расширяются границы природных очагов эпизоотий на территориях субъектов Российской Федерации.
Сохраняется негативная тенденция изменения окружающей среды, выражающаяся в активизации неблагоприятных и опасных природных явлений, и процессов и соответственно, в увеличении частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот.
Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф.
Масштабы прямого ущерба от пожаров свидетельствуют о тяжести их последствий для экономики страны.
Существенные проблемы в области обустройства береговых линий и пляжей, недостатки профилактической (предупредительной) работы с населением, нарушение правил пользования маломерными судами создают угрозу безопасности людей на водных объектах.
Масштабы возникающих и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, применение новых форм и методов ведения военных действий создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
В современных условиях негативные факторы техногенного, природного и террористического характера представляют одну из наиболее реальных угроз для устойчивого и безопасного развития Республики Ингушетия и повышения качества жизни населения. Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики Республики Ингушетия.
Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ежегодно увеличивается количество опасных природных явлений и крупных техногенных аварий и катастроф, представляющих угрозу устойчивому социально-экономическому развитию региона.
Возникающие и прогнозируемые чрезвычайные ситуации, применение новых форм и методов ведения военных действий создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Решение указанных проблем в сфере защиты населения от пожаров, чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности на воде требует комплексного подхода с определением приоритетных мероприятий, последовательности в их реализации и вовлечения в это всех уровней власти, предприятий и организаций, а также системной работы по формированию культуры безопасного поведения населения Республики Ингушетия.
Для повышения эффективности использования финансовых средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, своевременно вносятся соответствующие корректировки по содержанию мероприятий и актуализации показателей, совершенствуется набор инструментов, необходимых для реализации мероприятий государственной программы Республики Ингушетия с учетом меняющихся условий в сфере социально-экономического развития и обеспечения безопасности.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Ингушетия в сфере реализации государственной программы Республики Ингушетия
Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы является обеспечение необходимого уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на основе осуществления деятельности по организации, ведению и управлению гражданской обороной, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, спасению людей, материальных и культурных ценностей и оказанию помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и террористических актов.
В соответствии с этим стратегической целью государственной программы является минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.
Целью развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приоритетными направлениями в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности являются:
развитие системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения;
совершенствование системы управления гражданской обороной, а также систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечения общественной безопасности, интеграция в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
внедрение инновационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и своевременного оповещения населения об угрозе возникновения опасности;
обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие системы обеспечения пожарной безопасности в целях профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ;
развитие добровольной пожарной охраны;
совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цель и задачи государственной программы Республики Ингушетия определены исходя из национальных интересов и стратегических приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Реализация государственной программы Республики Ингушетия будет непосредственно направлена:
на достижение стратегического национального приоритета "Государственная и общественная безопасность":
на снижение количества пожаров, происшествий на водных объектах и численности погибшего на них населения;
на повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
на комплексное развитие правоохранительных органов, специальных служб, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в соответствии с решаемыми ими задачами, повышение уровня их технической оснащённости, усиление социальной защищенности их сотрудников, совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
уровень обеспеченности населения защитными сооружениями гражданской обороны, средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в отраслях экономики и сфере государственного управления
Основными задачами в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности являются:
обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических акций и военных действий;
обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств систем гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечение эффективной деятельности и управления в системе гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
развитие аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений в целях повышения эффективности деятельности органов управления гражданской обороной и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование состава и структуры органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом прогнозируемых опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;
повышение социальной защищенности сотрудников подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;
совершенствование спасательных технологий, технических средств и экипировки, предназначенных для оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений;
внедрение новых форм подготовки населения в области гражданской обороны и к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием современных технических средств обучения;
совершенствование системы подготовки специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
развитие и модернизация региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на базе единой интеграционной платформы;
совершенствование технических средств, предназначенных для оснащения аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений;
подготовка населения в области гражданской обороны и к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Реализация указанных мероприятий позволит создать эффективную скоординированную систему защиты населения и территории Республики Ингушетия от чрезвычайных ситуаций, обеспечить высокий уровень пожарной безопасности.
Дополнительный положительный социальный эффект от предлагаемых мероприятий позволит увеличить количество рабочих мест в регионе, а также улучшить условия труда (повысить механизацию и безопасность труда за счет внедрения новых образцов пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования, укомплектования подразделений необходимым вещевым и специальным имуществом).
Конечным результатом реализации программных мероприятий, направленных на развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, пожаров, аварий и катастроф, оптимизацию систем экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях, формирование культуры безопасности жизнедеятельности граждан, станет сохранение жизни и здоровья граждан республики, сокращение убытков, причиняемых чрезвычайными ситуациями, пожарами экономике Республики Ингушетия, сохранение разнообразия экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 7 марта 2024 г. N 31 "О внесении изменения в государственную программу Республики Ингушетия "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности"
Вступает в силу с 11 марта 2024 г.
Опубликование:
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 11 марта 2024 г.