г. Краснодар |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А01-4403/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Резник Ю.О., судей Захарова В.В. и Соловьева Е.Г., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Назарова Станислава Александровича на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А01-4403/2021 (Ф08-13179/2023), установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Мартыненко Н.Ю. (далее - должник) рассмотрены отчет финансового управляющего должника Рыбникова А.А.
(далее - финансовый управляющий) о результатах реализации имущества гражданина и ходатайство о завершении процедуры банкротства.
Определением от 15.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.10.2023, процедура реализации имущества гражданина завершена. Должник освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Прекращены полномочия финансового управляющего.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Назаров С.А. (далее - предприниматель) просит отменить определение от 15.08.2023 и постановление апелляционного суда от 30.10.2023 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на преждевременность завершения процедуры реализации имущества, ссылаясь на то, что ответ ГИБДД об отсутствии зарегистрированных за должником транспортных средств не соответствует требованиям Закона о банкротстве; в материалах дела отсутствуют сведения о наличии (отсутствии) зарегистрированного за должником оружия, справки налогового органа об открытых счетах должника, выписки по счетам должника, анализ движения денежных средств по банковским счетам должника за три года до возбуждения дела о банкротстве, сведения из Нотариальной палаты о наследуемом должником имуществе; финансовым управляющим не проанализированы сделки должника за предшествующий трехлетний срок.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением от 14.06.2022 должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утвержден Рыбников А.А.
Финансовый управляющий обратился в суд с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Кодекса дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
По общему правилу после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Освобождение гражданина от обязательств не допускается, если: вступившим в законную силу судебным актом он привлечен к уголовной (административной) ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное (фиктивное) банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина; гражданин не предоставил необходимые сведения (предоставил заведомо недостоверные сведения) финансовому управляющему или суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина; доказано, что при возникновении (исполнении) обязательства, на котором конкурсный кредитор (уполномоченный орган) основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество (пункт 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, рассмотрев отчет финансового управляющего, установив, что все мероприятия, предусмотренные для процедуры реализации имущества гражданина, завершены, имущество, на которое может быть обращено взыскание, у должника отсутствует, суды пришли к выводу о возможности завершения процедуры реализации имущества гражданина.
Рассмотрев вопрос о возможности завершения процедуры реализации имущества, суды установили, что должник не состоит в зарегистрированном браке, иждивенцев не имеет; финансовым управляющим в ходе процедуры реализации имущества проведен анализ финансового состояния должника, подготовлено заключение об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства гражданина, направлены уведомления кредиторам, запросы в кредитные организации и регистрирующие органы, из ответов которых следует, что у должника отсутствует какое-либо имущество, подлежащее реализации в процедуре банкротства. При этом квартира, принадлежащая должнику, не подлежит реализации, поскольку является единственным жильем, пригодным для проживания.
Учтено также, что финансовым управляющим получена информация об имеющихся у должника расчетных счетах, открытых в кредитных организациях, что подтверждается материалами электронного дела.
Финансовым управляющим сформирован реестр требований кредиторов, согласно которому в третью очередь реестра включены требования на общую сумму 502 тыс. рублей 36 копеек. Сделки, совершенные должником на нерыночных условиях, повлекшие неплатежеспособность должника, не выявлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, рассмотрев представленные документы, установив, что все мероприятия, предусмотренные для процедуры реализации имущества гражданина, завершены, имущество у должника отсутствует, дальнейшее проведение процедуры банкротства нецелесообразно, суды пришли к выводу о возможности завершения процедуры реализации имущества гражданина.
Освобождая должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктом 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, суды исходили из того, что должник к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве не привлекался, сведения о своем имуществе не скрывал, признаки преднамеренного или фиктивного банкротства отсутствуют. Доказательства того, что должник принял на себя заведомо неисполнимые обязательства, наращивал задолженность, скрыл имущество, в материалы дела не представлены. Злостное уклонение от погашения задолженности либо предоставление заведомо ложных сведений судами не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о преждевременном завершении процедуры реализации имущества гражданина являются необоснованными, противоречат представленным в материалы дела доказательствам. Суды при рассмотрении данного вопроса исследовали объем проведенных финансовым управляющим мероприятий, признали его удовлетворительным. Предприниматель выводы судов не опроверг, иных сведений о наличии у должника нереализованного имущества не представил, доказательств того, что продолжение процедуры реализации имущества может привести к удовлетворению требований кредиторов за счет имущества должника, не привел, на обстоятельства, позволяющие прийти к выводу о получении должником доходов и возможном совершении им действий по улучшению своего финансового состояния за счет сокрытых активов, не сослался.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела содержится ответ МВД России по Свердловской области от 28.06.2022, из которого следует, что транспортные средства за должником до 28.06.2022 не регистрировались.
Суд округа, признавая несостоятельными доводы, приведенные предпринимателем, отмечает, что финансовый управляющий как профессиональный антикризисный менеджер определяет объем необходимых мероприятий в ходе процедуры реализации имущества, в том числе с учетом осуществляемой должником деятельности, источников его доходов, имущественного положения, а направление им тех запросов, на которых настаивает кредитор (в том числе в Нотариальную палату), в отсутствие каких-либо сведений о наследовании должником имущества не направлено на действительное пополнение конкурсной массы, а повлечет лишь неоправданное затягивание процедуры и увеличение текущих расходов.
Кроме того, отсутствие сведений о зарегистрированном за должником оружии также не является основанием для вывода о неполноте проведенных мероприятий в процедуре банкротства, поскольку лицами, участвующими в деле, не приведены обстоятельства, в связи с которыми у финансового управляющего могла возникнуть обязанность по установлению факта наличия и выявления названного специфического имущества.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А01-4403/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.О. Резник |
Судьи |
В.В. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
...
Освобождая должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктом 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, суды исходили из того, что должник к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве не привлекался, сведения о своем имуществе не скрывал, признаки преднамеренного или фиктивного банкротства отсутствуют. Доказательства того, что должник принял на себя заведомо неисполнимые обязательства, наращивал задолженность, скрыл имущество, в материалы дела не представлены. Злостное уклонение от погашения задолженности либо предоставление заведомо ложных сведений судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2024 г. N Ф08-13179/23 по делу N А01-4403/2021