В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 37 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980, пунктом 4.3.2.2 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1091-п, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2023 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования Министерства промышленности и торговли Пермского края.
Заместитель председателя Правительства - министр |
А.В. Чибисов |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства промышленности
и торговли Пермского края
от 29.02.2024 N 03-01-03-33
Доклад
о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2023 год
Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, а также Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 (далее - Положение о лицензировании), является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов на территории Пермского края.
По состоянию на 31 декабря 2023 года на территории Пермского края действовало 389 лицензий (за 2022 год - 357) на объектах 490 (за 2022 год - 466), из них:
на черные, цветные металлы - 329 лицензий (за 2022 год - 298) на 424 объектах (за 2022 год - 403);
на черные металлы - 27 лицензий (за 2022 год - 26) на 32 объектах (за 2022 год - 29);
на цветные металлы - 33 лицензии (за 2022 год - 33) на 34 объектах (за 2022 год - 34).
В рамках полномочий по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством за 2023 год принято 26 решений о предоставлении лицензии (за 2022 год - 23), 24 решения о переоформлении лицензии (за 2022 год - 27), 1 решение о прекращении действия лицензии (за 2022 год - 7). Также принято 1 решение об отказе в предоставлении лицензии.
Основанием для отказа в предоставлении лицензии послужили подпункт 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ); подпункт б пункта 5 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения"; часть 1, часть 4, абзац второй части 5, часть 6 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, выраженное в отсутствии у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры.
За 2023 год Министерством в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов проведено 50 выездных оценок соответствия соискателей лицензий (лицензиатов) (за 2022 год - 49) и 52 документарные оценки соответствия сведений, содержащихся в представленных документах (за 2022 год - 53).
Количество лицензиатов по сравнению с 2022 годом увеличилось на 8,9%, также произошло увеличение лицензионных объектов на 5,1%. Наличие отказа в предоставлении лицензии свидетельствует о недостаточной осведомленности соискателей лицензии и лицензиатов о действующих лицензионных требованиях.
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
В течение 2023 года Министерством проведено 0 плановых выездных проверок.
Проведение плановых выездных проверок в 2023 году отменено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Совместные проверки с иными органами государственного контроля (надзора) в 2023 году не проводились.
В целях соблюдения лицензионных требований и предупреждения совершения административных правонарушений Министерством в 2023 году в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемым лицам объявлялись предостережения.
За 2023 год Министерством направлено 52 предостережения (в 2022 году - 53) о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
За непредставление или несвоевременное представление информации, в том числе и об исполнении предостережения, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Отчетные показатели программы профилактики
Отчетным показателем программы профилактики является уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований (Усоб) в процентах.
Показатель рассчитывается по формуле:
где Усоб - уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований;
- количество подконтрольных субъектов, допустивших нарушения обязательных требований;
- общее количество подконтрольных субъектов.
Уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований в 2023 году составляет:
100% - (0 / 389) = 100%.
По итогам 2023 года плановый уровень соблюдения обязательных требований должен был составить не менее 80%. Фактически он составил 100%.
Изменения в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Основные изменения в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, вступившие в силу в 2022 - 2023 годах.
1. Согласно изменениям в Федеральный закон N 99-ФЗ, вступившим в силу с 01 марта 2022 года (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), ответственные должностные лица лицензирующих органов вместо проверки соискателей лицензий и лицензиатов должны проводить оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований (часть 2.1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ).
Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится с применением оценочного листа (списка контрольных вопросов). Результаты оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям оформляются актом оценки.
2. Взамен переоформления лицензии введено понятие "внесение изменений в реестр лицензий" (статья 18 Федерального закона N 99-ФЗ). Основания для внесения изменений остались практически такие же, как были и при переоформлении лицензии (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ), но важно отметить, что лицензиаты теперь имеют возможность самостоятельно внести изменения в реестр лицензий в части номера телефона и адреса электронной почты.
Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях:
1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
2) изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица;
4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
5) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
6) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
9) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
10) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
11) иные случаи, предусмотренные Федеральным законом N 99-ФЗ.
Сведения, предусмотренные частями 1 - 6 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирующий орган вносит в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации без поданного в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
3. Отменено взимание платы за предоставление выписки из реестра лицензий (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 99-ФЗ).
Ранее плата за выписку из реестра лицензий на бумажном носителе составляла 3000 руб. (Приказ Минэкономразвития России от 06 ноября 2020 г. N 742 "Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата").
4. Реализована возможность подачи заявления через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) - https://www.gosuslugi.ru/600222/1/form?_=1662114542063, а также через региональный портал "Услуги и сервисы Пермского края" - https://www.gosuslugi.ru/600222/1/form. Для подачи заявления у юридического лица или индивидуального предпринимателя должна быть подтвержденная учетная запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
5. Закреплена возможность отозвать заявление о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) до принятия лицензирующим органом соответствующего решения (часть 11 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ).
6. В случае выявления грубых нарушений лицензионных требований при проведении оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям по заявлению о внесении изменений в реестр лицензий лицензирующий орган должен направить лицензиату уведомление о необходимости устранения таких нарушений в предусмотренный уведомлением срок, при этом указанный срок должен составлять не менее десяти дней (часть 15 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В срок, предусмотренный уведомлением о необходимости устранения грубых нарушений лицензионных требований, лицензиат обязан устранить указанные нарушения и уведомить об этом лицензирующий орган. Лицензирующий орган осуществляет оценку устранения лицензиатом грубых нарушений в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения от лицензиата уведомления об устранении грубых нарушений лицензионных требований (часть 17 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В случае если лицензиат в установленный срок не устранил грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, то данное бездействие является основанием для приостановления лицензии лицензирующим органом (пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ).
7. Внесено новое основание для прекращения действия лицензии, а именно установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий (пункт 5 части 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ).
8. Сокращен срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и внесении изменений в реестр лицензий до 10 рабочих дней со дня приема заявления (пункты 7 и 8 Положения о лицензировании).
9. Утверждено 3 категории риска: высокий риск; средний риск; низкий риск.
Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 августа текущего года, для применения в следующем календарном году. Сведения об объектах лицензионного контроля и присвоенной им категории риска размещаются на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет".
К категории высокого риска относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которые в течение 3 лет, предшествующих формированию плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, были привлечены к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований или им было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
К категории среднего риска относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которые в течение 3 лет, предшествующих формированию плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, были привлечены к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушения лицензионных требований либо в отношении которых в течение 3 лет, предшествующих формированию лицензирующим органом плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, не были проведены плановые контрольные (надзорные) мероприятия либо оценка соответствия лицензионным требованиям при получении ими лицензии.
К категории низкого риска относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которая не была отнесена к высокой и средней категории риска.
Лицензиат вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска. Данное заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней (пункты 22 - 24 Положения о лицензировании).
10. Установлены 3 вида контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля:
а) выездная проверка. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней;
б) инспекционный визит. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта лицензионного контроля;
в) документарная проверка. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
(Пункты 27, 31, 32, 33 Положения о лицензировании.)
11. Определена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска:
а) для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка - 1 раз в течение 2 лет;
инспекционный визит - 1 раз в течение 2 лет;
б) для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка - 1 раз в течение 3 лет;
инспекционный визит - 1 раз в течение 3 лет.
Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (пункты 28 - 29 Положения о лицензировании).
12. Установлены виды профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля (пункты 35 - 50 Положения о лицензировании):
а) Информирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
б) Обобщение правоприменительной практики.
Обобщение правоприменительной практики оформляется в виде доклада лицензирующим органом ежегодно, который утверждается руководителем либо заместителем руководителя лицензирующего органа и представляется в электронной форме посредством ГАС "Управление" не позднее 01 марта года, следующего за отчетным. Доклад размещается на официальном сайте Министерства в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством ГАС "Управление".
в) Объявление предостережения.
Предостережение объявляется лицензиату в случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
В течение 10 дней со дня получения предостережения лицензиат вправе подать в лицензирующий орган, направивший предостережение, возражение.
г) Консультирование.
Консультирование может осуществляться должностным лицом лицензирующего органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа;
- гарантии и защита прав лицензиатов.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц лицензирующих органов.
д) Профилактический визит.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома черных и (или) цветных металлов, а также в отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска.
В ходе обязательного профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также о периодичности и содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов лицензионного контроля различных категорий риска. В ходе обязательного профилактического визита должностным лицом лицензирующего органа может осуществляться консультирование.
Лицензиат должен быть уведомлен о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Важно отметить, что в марте 2022 года Правительством Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ряд послаблений, в том числе и для деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Так, на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" запланированные к проведению в 2023 году плановые выездные мероприятия в рамках осуществления лицензионного контроля были отменены.
Также согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" не требуется производить оплату государственной пошлины по заявлениям о предоставлении лицензии и о внесении изменений в реестр лицензий в период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2029 г. не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Пермского края от 29 февраля 2024 г. N 03-01-03-33 "Об утверждении Доклада о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2023 год"
Вступает в силу с 29 февраля 2024 г.
Опубликование:
-