г. Краснодар |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А32-63153/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) - Шматовой Ю.В. (доверенность от 07.12.2023), от ответчика - Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Носенко Е.А. (доверенность от 16.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2023 по делу N А32-63153/2022, установил следующее.
ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), выразившегося в: непринятии мер по существу обращения общества от 07.09.2022 N М5/ПЗ/1/1102 о заключении соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0000000:131 для размещения объекта ВЛ-330-15 Ставропольская ГРЭС - Армавир, а также возложить на управление обязанность направить в адрес общества подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0000000:131 для размещения ВЛ-330-15 Ставропольская ГРЭС - Армавир в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда; непринятии мер по существу обращения общества от 07.09.2022 N М5/ПЗ/1/1102 о заключении соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0000000:523 для размещения объекта ВЛ-330-21 Тихорецк - Кропоткин, а также возложить на управление обязанность направить в адрес общества подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0000000:523 для размещения ВЛ-330-21 Тихорецк - Кропоткин в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда; непринятии мер по существу обращения общества от 07.09.2022 N М5/ПЗ/1/1102 о заключении соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:1633 для размещения объекта ВЛ 220 кВ "Бужора - Вышестеблиевская" и ВЛ 220 кВ "Кубанская - Бужора", а также возложить на управление обязанность направить в адрес общества подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:1633 для размещения ВЛ 220 кВ "Бужора - Вышестеблиевская" и ВЛ 220 кВ "Кубанская - Бужора" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2023, исковые требования удовлетворены со ссылкой на то, что общество надлежаще обосновало возможность установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 23:21:0000000:131, 23:09:0000000:523, 23:37:0000000:1633 (далее - спорные земельные участки) для размещения воздушных линий электропередач.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что исходя из особенностей исследуемой местности, не доказано отсутствие иных вариантов для размещения воздушных линий электропередач на спорных земельных участках; суды недостаточно исследовали материалы дела. Судам надлежало установить возможность использования спорных земельных участков без установления сервитута на федеральные земли, изучить все варианты обеспечения нормальной эксплуатации принадлежащих обществу объектов без установления сервитута, в том числе с привлечением эксперта. Однако указанные обстоятельства суды не исследовали, в связи с чем судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поэтому их надлежит отменить.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей управления и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в собственности Российской Федерации находятся многоконтурные земельные участки: с кадастровым номером 23:21:0000000:131 (единое землепользование), состоящий из 138 контуров, общей площадью 7660 кв. м категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов энергетиков, занятых опорами линии электропередач ВЛ-330-15 Ставропольская ГРЭС - Армавир (запись государственной регистрации от 21.10.2010 N 23-23-09/050/2010-463); с кадастровым номером 23:09:0000000:523, состоящий из 53 контуров, общей площадью 9119 кв. м, категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных целей (запись государственной регистрации от 10.12.2015 N 23-23/025-23/001/051/2015-2509/1); с кадастровым номером 23:37:0000000:1633, состоящий из 7 контуров, общей площадью 168 кв. м категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - энергетика (запись государственной регистрации от 24.01.2019 N 23:37:0000000:1633-23/026/2019-1) (спорные земельные участки).
Спорные земельные участки соответствует нормам, установленным пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилам определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0000000:131 размещена ВЛ-330-15 Ставропольская ГРЭС - Армавир, входящая в состав электросетевого комплекса ПС "Армавир" с прилегающими ВЛ, на который зарегистрировано право собственности ПАО "ФСК ЕЭС" (запись государственной регистрации от 30.01.2003 N 23-01.00-7.2003-91).
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:09:0000000:523 размещена ВЛ-330-21 Тихорецк - Кропоткин, входящая в состав электросетевого комплекса ПС "Кропоткин" с прилегающими ВЛ, на который зарегистрировано право собственности ПАО "ФСК ЕЭС" (запись государственной регистрации от 11.04.2003 N 23-01.00-42.2003-456).
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:1633 размещены объекты недвижимого имущества: ВЛ 220 кВ "Бужора - Вышестеблиевская", на которую зарегистрировано право собственности ПАО "ФСК ЕЭС" (запись государственной регистрации от 07.12.2017 N 23:37:0000000:2336-23/026/2017-1); ВЛ 220 кВ "Кубанская - Бужора" на которую зарегистрировано право собственности ПАО "ФСК ЕЭС" (регистрационная запись от 30.11.2017 N 23:37:0000000:233423/026/2017-1).
Собственником указанных объектов недвижимого имущества (капитального строительства) является общество (после изменения фирменного наименования ПАО "ФСК ЕЭС" на ПАО "Россети").
До 01.01.2022 общество использовало спорные земельные участки на основании договоров аренды от 16.07.2019 N 01-09/4646, от 29.07.2019 N 01-09/4666, от 30.05.2019 N 01-09/4380 (далее - договоры аренды), срок действия которых истек 01.01.2022 (что подтверждено сведениями из ЕГРН).
Поскольку управлению предоставлены полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, в соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации письмом от 07.09.2022 N М5/ПЗ/1/1102 общество направило в адрес управления три заявления о заключении соглашения об установлении сервитута на спорных земельных участках для размещения воздушных линий электропередачи.
Письмо от 07.09.2022 N М5/ПЗ/1/1102 управление получило 19.09.2022, однако не приняло решение по существу изложенных в заявлениях общества требований, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд за судебной защитой.
Суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества, руководствуясь положениями статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из следующего.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 23 Кодекса).
Согласно пункту 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом (пункт 11 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (пункт 1 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в публичной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории (пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута (пункт 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган в срок не более тридцати дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации, обязан выполнить одно из следующих действий: направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 статьи 39.26 Кодекса заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 Кодекса; принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа (пункт 3 статьи 39.26 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях: заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута; планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами; установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Суды установили, что необходимость установления сервитутов обусловлена тем, что на спорных земельных участках расположены линейные объекты, принадлежащие обществу на праве собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", действующим с 01.09.2018, для размещения линейных объектов предусматривается установление сервитута (обременение сервитутом земельного участка), а не формирование самостоятельного земельного участка под линейным объектом с целью заключения договора аренды такого земельного участка.
С учетом приведенных нормативных положений суды правильно указали, что для оформления прав на спорные земельные участки под линейным сооружением обществу как собственнику линейного сооружения надлежит испрашивать установление сервитута, а не предоставления земельного участка в аренду.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о незаконном бездействии управления в нарушение пункта 3 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку необходимость установления сервитутов на спорных земельных участках и порядок подачи заявлений об их установлении общество подтвердило представленными в материалы дела доказательствами, суды сделали правомерный вывод об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
При выборе правовосстановительной меры суд первой инстанции признал необходимым возложить на управление обязанность направить в адрес общества подписанные экземпляры проекта соглашения об установлении сервитутов на спорных земельных участках, поскольку конкретные основания для отказа в заключении соглашений об установлении сервитутов управление в ходе судебного разбирательства не привело и невозможность их установления материалами дела не подтвердило.
Судебные акты отвечают требованиям статей 15, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе управления, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2023 по делу N А32-63153/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о незаконном бездействии управления в нарушение пункта 3 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2024 г. N Ф08-13037/23 по делу N А32-63153/2022