г. Краснодар |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А25-4439/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Зотовой И.И. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901001747, ОГРН 1020900515833), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Миг-строй" (ИНН 0917026232, ОГРН 1150917000277), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу N А25-4439/2022, установил следующее.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - отделение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Миг-строй" (далее - общество) о взыскании 9839 рублей 85 копеек неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту от 11.05.2021 N 62.
Решением суда от 12.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе отделение просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, в ходе контрольных мероприятий выявлено, что работы выполнены не в полном объеме, подрядчик устранил нарушения 24.12.2021. Между тем работы должны были осуществлены с момента заключения контракта (11.05.2021) в течение 40 рабочих дней. В связи с нарушением срока заявлены требования о взыскании неустойки. Отделение допустило арифметическую ошибку, применена ненадлежащая ставка, с учетом надлежащей ставки размер неустойки должен был составить 17 263 рубля 80 копеек, а не 9839 рублей 85 копеек.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 11.05.2021 отделение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт N 62, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту зданий, сооружений и помещений в здании УПФР по Малокарачаевскому району. Выполнение работ должно осуществляться в строгом соответствии с проектно-сметной документацией (локально-сметный расчет).
Проектно-сметная документация передается заказчиком подрядчику в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта.
Объем работ, выполняемых в соответствии с контрактом, определяется проектно-сметной документацией по данному объекту (пункт 1.2 контракта).
Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что работы должны соответствовать проектно-сметной документации, требованиям технических регламентов, сводов правил, национальным стандартам и другим нормативным актам Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 цена контракта (стоимость работ) составляет 4 679 600 рублей.
В соответствии с пунктом 2.2 цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что выполнение работ осуществляется с момента заключения контракта в течение 40 рабочих дней. Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ, указанным в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 4.1.3 контракта подрядчик обязан устранить недостатки выполненных работ в течение 5 дней с момента заявления о них заказчиком, нести расходы, связанные с устранением данных недостатков.
В соответствии с пунктом 4.3.1 контракта заказчик обязан принять выполненные работы по документу о приемке выполненных работ. Принять работы в соответствии с разделом 8 контракта, при отсутствии претензий относительно качества и других характеристик работ подписать документ о приемке выполненных работ и передать подрядчику.
Пунктом 4.4.1 контракта предусмотрено, что заказчик вправе требовать от подрядчика исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и контрактом.
Заказчик вправе отказать подрядчику в приемке выполненных работ в случае их ненадлежащего качества (пункт 4.4.2 контракта).
Согласно пункту 4.4.5 контракта заказчик вправе отказаться от оплаты работ ненадлежащего качества, а если работы оплачены потребовать возврата уплаченных сумм, а также потребовать возмещения убытков.
Заказчик осуществляет приемку результата исполнения контракта, в том числе в части соответствия количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, в течение 5 рабочих дней с даты представления подрядчиком документа, подтверждающего исполнение обязательств, и документов на оплату, путем осуществления со стороны заказчика следующих действий: установление приемочной комиссией заказчика соответствия результата выполненных работ и представленных подрядчиком документов; составление акта о приемке выполненных работ и подписание его приемочной комиссией; подписание акта приемки выполненных работ заказчиком в случае установления приемочной комиссией соответствия результата работ представленных подрядчиком документов требованиям контракта (пункт 7.2).
В случае выявления несоответствия условиям контракта заказчик вправе не отказывать в приемке результатов исполнения контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено подрядчиком (пункт 7.5 контракта).
С соответствии с пунктом 7.6 контракта в случае выполнения работ ненадлежащего качества подрядчик обязан безвозмездно устранить недостатки работ в течение 3 дней с момента заявления о них заказчиком либо возместить расходы заказчика на устранение недостатков работ.
Пунктом 11.1 предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 31.12.2021. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Актом о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 28.06.2021 N 3, подписанным сторонами контракта и скрепленным их печатями, приняты работы на общую сумму 4 679 600 рублей.
Досудебной претензией от 28.10.2022 N 5585 отделение обратилось к обществу с требованием об уплате неустойки в размере 9839 рублей 85 копеек, образовавшейся в результате перерасчета ранее уплаченной ответчиком пени платежным поручением от 03.03.2022 N 1045 в сумме 7423 рубля 95 копеек по ключевой ставке равной 20%.
Неисполнение обществом требования, изложенного в претензии, послужило основанием для обращения отделения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Правоотношения по спорному контракту регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса закреплено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Суды установили, что контрактом предусмотрено выполнение работ с момента заключения контракта, то есть с 11.05.2021 - в течение 40 рабочих дней. Таким образом, срок завершения работ по контракту выпадает на 07.07.2021 включительно. Отделением приняты выполненные подрядчиком работы на сумму, обусловленную в контракте, по акту формы N КС-2 от 28.06.2021, в связи с чем суды пришли к выводу, что общество не допустило просрочки исполнения обязательств по контракту.
Апелляционный суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, отметил также следующее.
В силу части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом заказчик самостоятельно устанавливает срок действия контракта (при необходимости) исходя из особенностей осуществления закупки.
Частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783) исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
С учетом изложенного апелляционный суд также указал, что в любом случае, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание предусмотренные контрактом обязанности сторон и требования к его исполнению, установив, что общество фактически выполнило работы по контракту в полном объеме, общество имеет право на списание начисленной неустойки в соответствии с требованиями пункта 3 Правил N 783.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу N А25-4439/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
И.И. Зотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2024 г. N Ф08-13739/23 по делу N А25-4439/2022