г. Краснодар |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А32-60690/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Долговой И.О. (доверенность от 24.01.2024), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Академия безопасности"" (ИНН 2311161942, ОГРН 1132311010336) - Ланшаковой К.В. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие третьего лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Алуштинская центральная городская больница", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Академия безопасности"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А32-60690/2022, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Группа компаний "Академия безопасности"" (далее - общество) о взыскании 987 330 рублей 25 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду и 19 746 рублей 60 копеек пеней (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ Республики Крым "Алуштинская центральная городская больница" (далее - больница).
Решением от 25.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2023, с ответчика в пользу истца взыскано 987 330 рублей 25 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду и 19 746 рублей 60 копеек пеней. С общества в доход федерального бюджета взыскано 23 071 рубль государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, строительные отходы образовались не в результате деятельности ответчика, а по причине выполнения больницей капитального ремонта объектов с помощью общества. Ремонт объектов являлся деятельностью собственника зданий - больницы. Суды не проанализировали в качестве доказательств сводные сметные расчеты стоимости строительства, являющиеся приложением к контрактам, в которых отражена полная стоимость контрактов и отсутствует плата за негативное воздействие на окружающую среду. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду от заказчика не поступала. Деятельность ответчика в 2021 году осуществлялась по адресу: г. Краснодар, ул. им. генерала Шифрина, д. 1. Вывоз твердых коммунальных отходов с места расположения общества осуществляло АО "Мусороуборочная компания". Суды не учли, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов, которым в рассматриваемом случае является третье лицо.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Определением от 10.01.2024 в судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 15 минут 17.01.2024.
Определением от 17.01.2024 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 11 часов 15 минут 31.01.2024.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения управлением контроля установлено, что в соответствии с данными в области обращения с отходами за 2021 год ООО "Строй-снаб Алушта" приняло с целью транспортирования и дальнейшего размещения на полигоне твердых коммунальных отходов в с. Тургенево от общества следующий вид отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) - 242,37 тонн; мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) - 249,73 тонны; мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) - 850,61 тонну; мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4) - 35,75 тонн.
Указанный вид отходов образован на некатегорийных объектах негативного воздействия на окружающую среду, расположенных в г. Алушта, Республика Крым.
В поданной ответчиком декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год (от 25.02.2022 N 6365930) сведения о размещении строительных отходов не отображены.
Итоговая сумма платы за размещение отходов производства и потребления составила 987 330 рублей 25 копеек.
Поскольку общество не оплатило названную задолженность в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и пунктами 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов вносят: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твердых коммунальных отходов).
На основании статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Основания приобретения права собственности определены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По смыслу статьи 210 Кодекса бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).
Возражая против удовлетворения иска, общество указало, что оно не является надлежащим ответчиком, поскольку мусор вывезен с объектов больницы без перехода права собственности на отходы от третьего лица к ответчику.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая иск управления обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество в целях исполнения государственных контрактов N 148-4, 146-4, 238-4, 239-4, 147-4 заключило с ООО "Строй-снаб Алушта" договоры N ТСО-155, ТСО-156, ТСО-174, ТСО-175 на оказание услуг по организации вывоза твердых строительных отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4), всего 1378,46 тонн.
Согласно пунктам 5.4.23 государственных контрактов подрядчик (общество) обязан обеспечивать в процессе выполнения работ собственными силами и в счет цены контракта систематическую уборку объектов и прилегающей территории от порубочного остатка, отходов производства и потребления с последующим вывозом на специализированные полигоны с соблюдением норм технической и пожарной безопасности, производственной санитарии, обеспечивать чистоту выезжающего строительного транспорта, а также производить платежи за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ и размещение отходов, образующихся в результате проведения и выполнения работ по объектам и предусматриваемых для данной местности, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5.4.24, 5.4.25, 5.4.26 государственных контрактов общество обязано согласовывать с соответствующими органами государственного контроля (надзора) нормативы воздействия на окружающую среду, природопользования (выбросов, использования водных ресурсов, образования, размещения отходов и т. п.) и получать соответствующие разрешения, решения и лицензии, а также заключать договоры, предусмотренные природоохранным законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 2.1.2 государственных контрактов в цену контракта входят расходы, связанные с вывозом отходов, строительного мусора, в том числе налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством.
Таким образом, стороны контрактов определили, что общество имеет соответствующие обязанности при работе со строительным мусором и воздействии на окружающую среду.
На основании пункта 2 статьи 1 Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
С учетом установленных обстоятельств на общество возлагались обязанности по подаче декларации и оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год с учетом рассматриваемого мусора от сноса и разборки зданий, который вывезен ООО "Строй-снаб Алушта".
При определении размера платы за размещение отходов производства и потребления управление применило формулу, указанную в пункте 18 Правил N 255, за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в пределах лимитов на размещение отходов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании.
Представленный управлением расчет платы проверен, признан арифметически и методологически верным.
Ссылка общества на то, что деятельность ответчика в 2021 году осуществлялась по адресу: г. Краснодар, ул. им. генерала Шифрина, д. 1, вывоз твердых коммунальных отходов с места расположения общества осуществляло АО "Мусороуборочная компания", не имеет правового значения для рассматриваемого спора, в котором отыскивается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А32-60690/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания приобретения права собственности определены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По смыслу статьи 210 Кодекса бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).
...
На основании пункта 2 статьи 1 Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
...
При определении размера платы за размещение отходов производства и потребления управление применило формулу, указанную в пункте 18 Правил N 255, за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в пределах лимитов на размещение отходов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2024 г. N Ф08-13173/23 по делу N А32-60690/2022