г. Краснодар |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А15-202/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х, в отсутствие в судебном заседании истца - муниципального бюджетного учреждения "Махачкала-1" (ИНН 0562064281, ОГРН 1060562006889), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 22" (ИНН 0562063753, ОГРН 1060562006405), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 22" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу N А15-202/2023, установил следующее.
МБУ "Махачкала-1" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания N 22" (далее - общество) об обязании предоставить сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), по многоквартирным домам (далее - МКД), управление которыми осуществляет общество, а именно:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с ТКО, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354);
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в МКД мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с указанными Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при их наличии).
Решением от 18.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2023, суд обязал ответчика предоставить сведения в отношении МКД, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу. Судебные акты мотивированы отсутствием у истца необходимых данных, что не позволяет ему осуществлять обязанность исполнителя коммунальной услуги, реализовывать соответствующие права и законодательно установленной обязанностью ответчика по выполнению требований предоставления полной информации о потребителях услуги по обращению с ТКО.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами материального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, в соответствии с действующим законодательством он не обязан представлять истцу требуемые им документы, поскольку договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО общество не заключало, собственники помещений МКД решений о заключении прямых договоров с региональным оператором не приняли. Суды не применили положения пункта 148 (11) Правил N 354. Кроме того, общество указывает на отсутствие запрашиваемых персональных данных и невозможность их предоставления в силу запрета передачи персональных данных без согласия каждого из собственников помещений в МКД.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 04.02.2021 учреждение и Министерство природы Республики Дагестан подписали соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по МЭОК "Центральная зона 1", МЭОК "Центральная зона 2", МЭОК "Северная зона 1" сроком до 31.12.2021.
В указанные зоны включено и муниципальное образование "город Махачкала".
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Дагестан по Центральному I МЭОК, а также соглашениями об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Дагестан по МЭОК "Махачкалинская территориальная зона" от 30.12.2021 (с учетом дополнительного соглашения от 04.03.2022), учреждение осуществляет деятельность как региональный оператор по обращению с ТКО, в том числе, по муниципальному образованию "город Махачкала" в срок до 29.12.2022. Таким образом, с 04.02.2021 на территории города Махачкалы никакая другая организация, кроме регионального оператора - учреждения не имеет права оказывать услуги по обращению с ТКО.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 148 (1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление МКД, предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) указанных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с ТКО, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с данными Правилами, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае непредставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление МКД, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, понесенные в связи с уплатой региональным оператором по обращению с ТКО штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предусмотренного пунктом 155(1) Правил N 354, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации. товарищества или кооператива и на электронном носителе. Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона 27.07.2006 N 152 "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).
В силу пункта 148(1-1) Правил N 354 управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Общество осуществляет управление 105 многоквартирными домами в г. Махачкале в соответствии с лицензией от 10.04.2015 N 05-016 (данные с официального сайта:
www.: info(5).gisgkx.ru). Таким образом, еще в марте 2021 года общество в связи с отсутствием договора между региональным оператором и управляющей организацией, обязано было выполнить указанные требования закона и предоставить полную информацию о потребителях услуги по обращению с ТКО - собственниках квартир и нежилых помещений, расположенных в МКД, находящихся в управлении управляющей компании.
При незаключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО управляющая компания, товарищество собственников жилья обязаны выполнить требования пункта 148 (1), и пункта 148 (1-1) Правил N 354.
Претензию учреждения от 18.03.2022 о необходимости предоставления информации о потребителях услуги по обращению с ТКО или заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО общество не исполнило. Учреждение указало, что данные обстоятельства не позволяют ему реализовать свое право на получение оплаты услуги по обращению с ТКО: невозможно открыть лицевые счета на реальных потребителей услуги по обращению с ТКО, проживающих в зоне деятельности регионального оператора, как следствие, невозможно начислить платежи, провести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за услугу по обращению с ТКО с потребителей услуги по обращению с ТКО - физических лиц (собственники, наниматели жилых и нежилых помещений в МКД). Ответчик приносит истцу значительные убытки в виде недополученной прибыли. Данные обстоятельства послужили причиной обращения в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с абзацем 5 пункта 148(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно абзацам 6 - 11 пункта 148(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление МКД, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в МКД в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 указанных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя, в том числе: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо.
В абзаце 12 пункта 148(1) Правил N 354 определено, что в случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с ТКО, понесенные в связи с уплатой региональным оператором штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предусмотренного пунктом 155(1) данных Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление МКД и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе (абзац 13 пункта 148(1) Правил N 354). При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
В рассматриваемом случае запрашиваемые учреждением сведения относятся к сведениям персональных данных, которые необходимы в целях исполнения обязанностей, предусмотренных пункта 31 Правил N 354, таких, как производить расчет размера платы, производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу, ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск, руководствовались названными нормами права, и исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, исходили из того, что ответчик, осуществляя деятельность по управлению МКД на основании соответствующих договоров управления, является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в МКД, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления МКД, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам. В связи с указанным суды признали обоснованными требования истца о понуждении ответчика предоставить региональному оператору по обращению с ТКО сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД, а также сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Суды отметили, что отсутствие у истца, как у исполнителя коммунальной услуги, информации, необходимой для начисления платы, собственникам помещений в МКД, в том числе, персональных данных, не позволяет ему производить расчет размера платы, осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу, ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, а также имеет для истца неблагоприятные последствия, такое как нарушение его права на получения оплаты за поставленный ресурс, возникновение у него убытков.
Приведенные доводы повторяют доводы учтенные судами при рассмотрении дела, заявитель не опроверг своей обязанности предоставления региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях (абзац 6 пункта 148(1) Правил N 354). Иное толкование заявителем норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора, в том числе со ссылкой на судебную практику, не подтверждают нарушение судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу N А15-202/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные доводы повторяют доводы учтенные судами при рассмотрении дела, заявитель не опроверг своей обязанности предоставления региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях (абзац 6 пункта 148(1) Правил N 354). Иное толкование заявителем норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора, в том числе со ссылкой на судебную практику, не подтверждают нарушение судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2024 г. N Ф08-13883/23 по делу N А15-202/2023