Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 25.12.2023 N 417-р
Основные направления
бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-РЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике" с учетом итогов реализации бюджетной политики Чеченской Республики в 2018-2023 годах.
Основные направления бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены с учетом целей и стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Чеченской Республики в соответствии с посланиями Главы Чеченской Республики Парламенту Чеченской Республики и народу Чеченской Республики о социально-экономическом развитии Чеченской Республики и задачах органов государственной власти Чеченской Республики на очередной финансовый год и документами стратегического планирования Чеченской Республики.
При разработке Основных направлений бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов учтены также задачи по обеспечению сбалансированности бюджета Чеченской Республики (далее также - республиканский бюджет) и оздоровлению государственных финансов Чеченской Республики, установленные государственной программой Чеченской Республики "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики", утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 351.
Основные направления бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, основных подходов к его формированию, порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
II. Предварительные итоги реализации бюджетной политики Чеченской Республики в 2018-2023 годах
Бюджетная политика Чеченской Республики в 2018-2023 годах в условиях высокого уровня дефицита республиканского бюджета и недостаточности средств для исполнения расходных обязательств Чеченской Республики была направлена в первую очередь на обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики, безусловное выполнение социальных обязательств Чеченской Республики.
В этих целях реализовывалась Программа оздоровления государственных финансов Чеченской Республики на 2018 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 марта 2018 года N 80-р, предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, оптимизацию расходов бюджета и сокращение государственного внутреннего долга Чеченской Республики.
В рамках реализации мероприятий указанной Программы в целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета в 2018-2023 годах осуществлялось поэтапное сокращение расходов республиканского бюджета, выявление и мобилизация резервов увеличения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, проводились мероприятия, направленные на управление государственным долгом Чеченской Республики и создание условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики.
В целях сокращения долговой нагрузки Чеченской Республики проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, что позволило сохранить уровень долговой нагрузки республиканского бюджета в 2018 - 2023 годах на экономически безопасном уровне.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета в 2018-2023 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение республиканского бюджета в программном формате на основе государственных программ Чеченской Республики;
- формирование регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями;
- формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики;
- повышение эффективности закупок для государственных нужд Чеченской Республики;
- казначейское сопровождение отдельных средств, предоставляемых из республиканского бюджета;
- применение системы поощрения главных распорядителей средств республиканского бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам мониторинга качества финансового менеджмента;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе и исполнении республиканского бюджета для всех заинтересованных лиц, в том числе для граждан, в доступной форме;
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета и в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Чеченской Республики и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения республиканского бюджета.
Обеспечивалось выполнение условий соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Чеченской Республики, в том числе по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, достижению целевых значений показателей социально-экономического развития, а также устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законами Чеченской Республики, неустановлению и неисполнению расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что Чеченская Республика относится к субъектам Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета превышает 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, организация исполнения республиканского бюджета все последние годы осуществляется с открытием и ведением лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета в территориальном органе Федерального казначейства.
Исполнение республиканского бюджета, начиная с 1 июля 2019 года, осуществляется с передачей полномочий финансового органа субъекта Российской Федерации по учету бюджетных и денежных обязательств и санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации территориальному органу Федерального казначейства с одновременным осуществлением указанным органом контроля за очерёдностью списания денежных средств со счета республиканского бюджета по перечню первоочередных расходов, установленному Минфином России.
Наряду с передачей полномочий по исполнению республиканского бюджета, территориальному органу Федерального казначейства с 1 января 2022 года переданы также полномочия финансового органа субъекта Российской Федерации, связанные с открытием и ведением лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, проведением и санкционированием операций по расходам бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные этими учреждениями из республиканского бюджета, открытием и ведением лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, санкционированием операций по расходам получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, привлечением на единый счет республиканского бюджета и возвратом привлеченных средств в соответствии с положениями статьи 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения своевременного и полного исполнения первоочередных расходных обязательств, недопущения кредиторской задолженности по их исполнению в условиях высокого уровня дефицита бюджета финансирование расходов республиканского бюджета в 2018-2023 годах осуществляется с учетом приоритизации расходов бюджета, установленной Правительством Чеченской Республики.
В рамках работы по обеспечению сбалансированности республиканского бюджета и недопущению принятия бюджетных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, начиная с 2018 года, реализуется комплекс мероприятий по ограничению доведения лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета (за исключением первоочередных расходов бюджета, а также расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, безвозмездных поступлений от государственных и негосударственных организаций и бюджетных ассигнований дорожного фонда Чеченской Республики).
Кроме того, в целях недопущения просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета в условиях дефицита бюджета в 2018-2023 годах применяется практика введения в период завершения финансового года ограничений на принятие получателями средств республиканского бюджета бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется контроль за соблюдением получателями средств республиканского бюджета установленных ограничений.
Аналогичные ограничения в 2022-2023 годах применяются также в отношении обязательств бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики, возникающих на основании договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, финансовое обеспечения которых осуществляется за счет субсидий из республиканского бюджета.
В результате принятых мер Правительством Чеченской Республики в 2018-2023 годах в условиях высокого уровня дефицита республиканского бюджета обеспечивается своевременное и полное финансирование первоочередных расходов бюджета, в том числе расходов на оплату труда работников бюджетной сферы с учетом с учетом сохранения установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации 2012 года) соотношений оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячного дохода от трудовой деятельности, расходов на осуществление мер социальной поддержки населения и иных выплат социального характера, оплату коммунальных услуг, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, других первоочередных расходов, не допускается возникновение просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета, бюджетных (автономных) учреждений Чеченской Республики.
Для покрытия временных кассовых разрывов в ходе исполнения республиканского бюджета, своевременного и полного исполнения первоочередных расходных обязательств и недопущения просроченной кредиторской задолженности по их исполнению в условиях недостаточности финансовых ресурсов в 2018-2023 годах активно использовались механизмы управления остатками средств на счете республиканского бюджета, предусматривающие ежедневное перечисление на счет республиканского бюджета остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета средств, остатков средств бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, с возвратом их на соответствующие счета по мере необходимости.
С 2023 года состав операций по управлению остатками средств на счете республиканского бюджета дополнительно расширен за счет привлечения на счет бюджета неиспользованных остатков средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики.
Для расширения возможностей управления остатками средств на счете республиканского бюджета, повышения прозрачности операций со средствами государственных учреждений Чеченской Республики и экономии их средств осуществлен перевод счетов автономных учреждений Чеченской Республики в Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике, с закрытием открытых им ранее в кредитных организациях (их филиалах) банковских счетов.
В целях расширения возможностей субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (далее - дотационные субъекты Российской Федерации), при проведении операций по управлению остатками средств на счетах региональных бюджетов и недопущения возникновения кредиторской задолженности по социально значимым расходам бюджетов в условиях завершения финансового года Чеченской Республикой в 2020, 2021 годах ежегодно инициировалось внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части приостановления действия положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также Бюджетного кодекса Российской Федерации о возврате со счета бюджета привлеченных остатков средств бюджетных и автономных учреждений дотационных субъектов Российской Федерации при завершении финансового года.
Учитывая положительные результаты реализации в 2020-2021 годах указанных изменений в законодательстве Российской Федерации при завершении финансового года, в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации, создания условий для безусловного исполнения первоочередных расходных обязательств субъектов Российской Федерации Чеченской Республикой в 2022 году инициировано внесение изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации в целях исключения обязанности дотационных субъектов Российской Федерации по осуществлению возврата привлеченных средств на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, при завершении финансового года.
Соответствующие изменения в законодательные акты Российской Федерации внесены Федеральным законом от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году".
В рамках совершенствования информационно-технического обеспечения бюджетного процесса в 2018-2020 годах проведена работа по переходу к новой технологической платформе исполнения местных бюджетов на основе облачных технологий, что позволило реализовать единые подходы к планированию и исполнению местных бюджетов, обеспечить экономию средств местных бюджетов, оперативный мониторинг хода их исполнения и повышение оперативности получения сводной информации об исполнении консолидированного бюджета республики.
В целях расширения возможностей анализа и контроля за расходованием бюджетных средств получателями средств республиканского бюджета, бюджетными и автономными учреждениями Чеченской Республики с 2019 года реализуются новые подходы к применению бюджетной классификации при исполнении бюджета по расходам, что позволяет значительно оптимизировать и упростить процедуры получения и анализа информации о расходах на содержание органов государственной власти и государственных учреждений Чеченской Республики.
В рамках совершенствования системы управления общественными финансами и межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Чеченской Республики в 2018-2023 годах разработан и реализован ряд новых подходов к осуществлению бюджетного процесса.
Так, в целях повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения, начиная с 2021 года, установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики от отдельных видов неналоговых доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет.
В целях стимулирования муниципальных образований к участию в реализации национальных проектов дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются, в том числе, с учётом объёма участия муниципальных образований в реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов (далее - региональные проекты).
В рамках проводимой работы по повышению эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чеченской Республики в 2019-2023 годах применяется практика ежегодного предоставления наиболее обеспеченными муниципальными образованиями Чеченской Республики субсидий ("отрицательных трансфертов") республиканскому бюджету из местных бюджетов.
Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики в наращивании экономического и налогового потенциала в 2019-2023 годах ежегодно предоставляются межбюджетные трансферты из республиканского бюджета в форме дотаций на стимулирование достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала муниципальных образований Чеченской Республики.
В целях стимулирования развития инициативного бюджетирования в Чеченской Республике, развития гражданской инициативы и расширения непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения и участия в реализации инициативных проектов с 2021 года осуществляется предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики на конкурсной основе межбюджетных трансфертов (субсидий) на поддержку реализации инициативных проектов.
Также в целях совершенствования практики местного самоуправления муниципальным образованиям Чеченской Республики, начиная с 2023 года, предоставляются гранты на поощрение достижения наилучших значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также премирование победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
В рамках проводимой работы по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами Чеченской Республики с 2020 года применяется механизм предоставления из республиканского бюджета местным бюджетам субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты. Применение данного механизма позволяет исключить неиспользованные остатки целевых средств республиканского бюджета на счетах местных бюджетов, способствуя повышению ликвидности счета республиканского бюджета и эффективности управления финансовыми ресурсами Чеченской Республики.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства при использовании бюджетных ассигнований республиканского бюджета лимиты бюджетных обязательств по расходам республиканского бюджета, по которым требуется утверждение или внесение изменений в порядок (правила) предоставления (распределения) субсидий некоммерческим организациям, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждение распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам, а также утверждение пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения) и (или) на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Чеченской Республики, доводятся в 2021-2023 годах до главных распорядителей средств республиканского бюджета только после утверждения или внесения изменений в соответствующие порядки (правила) предоставления (распределения) средств, утверждения распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам, а также утверждения пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения) и (или) на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Чеченской Республики.
Кроме того, реализуется ряд мер, направленных на эффективное управление муниципальным долгом.
Так, в целях сокращения долговой нагрузки местных бюджетов в 2021-2023 годах проведена реструктуризация долговых обязательств муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики по бюджетным кредитам из республиканского бюджета и начисленным за фактический срок пользования бюджетными кредитами процентам с погашением реструктуризированной задолженности в течение 3-5 лет ежегодно равными долями с возможностью ее досрочного погашения.
Средства местных бюджетов, высвобождаемые в результате проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из республиканского бюджета, подлежат направлению на обеспечение расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из республиканского бюджета, а также на оплату проектно-изыскательских работ, услуг по проведению государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности, капитальные вложения в которые софинансируются за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, в целях стимулирования расширения участия муниципальных образований республики в реализации государственных программ и региональных проектов предусмотрена возможность списания части задолженности муниципального образования Чеченской Республики по бюджетным кредитам из республиканского бюджета (в объеме до 50% задолженности, подлежащей погашению в соответствующем году) в случае направления муниципальным образованием средств местного бюджета на финансовое обеспечение приоритетных расходных обязательств, софинансируемых из федерального бюджета, а также на оплату за счет сверхплановых налоговых и неналоговых доходов проектно-изыскательских работ, услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности, капитальные вложения в которые софинансируются за счет субсидий из федерального бюджета в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти.
В совокупности указанные меры в условиях жестких бюджетных ограничений и высокого уровня дефицита республиканского бюджета в 2018-2023 годах позволяют обеспечить безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств Чеченской Республики, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета, бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, создать условия для достижения установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также надлежащий уровень качества управления региональными финансами (по оценке Минфина России).
III. Цели и задачи бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная политика Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов обеспечивает преемственность целей и задач бюджетной политики прошлых лет и направлена на реализацию задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, посланиями Главы Чеченской Республики Парламенту Чеченской Республики и народу Чеченской Республики о социально-экономическом развитии Чеченской Республики и задачах органов государственной власти Чеченской Республики на очередной финансовый год, государственными программами Чеченской Республики и иными документами стратегического планирования Чеченской Республики.
Основными целями бюджетной политики Чеченской Республики в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов являются:
обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости Чеченской Республики;
безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств Чеченской Республики, прежде всего социально значимых;
повышение эффективности использования бюджетных средств;
создание условий для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения социальной стабильности в Чеченской Республике.
Исходя из поставленных целей и текущей экономической ситуации, основными задачами бюджетной политики Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
1. Обеспечение сбалансированности республиканского бюджета, в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов в бюджет;
- выявления и мобилизации резервов дополнительных поступлений в бюджет, в том числе от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государственными казенными учреждениями Чеченской Республики;
- проведения ежегодной оценки эффективности налоговых расходов Чеченской Республики и принятия мер по результатам такой оценки;
- оптимизации расходов республиканского бюджета, расходов бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики, сдерживания их роста за счет максимальной экономии средств;
- максимального привлечения средств федерального бюджета, а также средств из внебюджетных источников на софинансирование расходных обязательств Чеченской Республики, в первую очередь с наиболее высоким уровнем софинансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников;
- увеличения доходов от внебюджетной деятельности бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики;
- повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с участием Чеченской Республики в их капитале;
- введения ограничений на принятие новых расходных обязательств, недопущения установления расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, а также расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- учета расчетных объемов расходных обязательств субъекта Российской Федерации ("модельного бюджета"), определенных по итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за отчетный финансовый год, при принятии решений о выделении бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Чеченской Республики;
- приоритезации расходов бюджета исходя из прогноза поступления доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
- реализации долговой политики, направленной на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки Чеченской Республики.
2. Совершенствование системы управления государственными и муниципальными финансами, в том числе за счет:
- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
- дальнейшего внедрения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- совершенствования механизмов информационного взаимодействия при планировании и исполнении республиканского бюджета, формировании отчетности о его исполнении;
- реализации механизмов управления остатками средств на счете республиканского бюджета путем привлечения средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, средств бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики, средств получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета, остатков средств на счете бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики с возвратом привлеченных средств на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, по мере необходимости;
- использования механизма предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из республиканского бюджета местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты;
- расширения практики казначейского сопровождения средств, предоставляемых из республиканского бюджета.
3. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
- повышения эффективности и результативности государственных программ Чеченской Республики;
- расширения использования принципов проектного управления при разработке и реализации государственных программ Чеченской Республики;
- повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств республиканского бюджета.
4. Повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет:
- установления государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг;
- использования регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Чеченской Республики, в целях оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования государственных заданий;
- определения финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики на основе нормативов финансовых затрат;
- установления мер ответственности государственных учреждений Чеченской Республики за невыполнение государственного задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате в республиканский бюджет остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.
5. Повышение эффективности закупок для государственных нужд Чеченской Республики.
6. Развитие и совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля в сфере закупок.
7. Повышение эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
8. Реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными (муниципальными) финансами, раскрытие финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, обеспечение доступности информации о финансовой деятельности органов государственной власти и государственных учреждений Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики и муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств.
IV. Основные подходы к формированию республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные параметры республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определяются на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определяется на основе оценки их поступления в республиканский бюджет в 2023 году с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, законодательства Чеченской Республики о налогах и сборах, вступающих в силу (планируемых к введению в действие) с 1 января 2024 года, а также факторов, влияющих на динамику доходной базы Чеченской Республики в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов.
Плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определяются с учетом бюджетного эффекта от реализации в 2024-2026 годах инфраструктурных проектов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты), бюджетного эффекта от реализации проектов, источником финансового обеспечения которых являются специальные казначейские кредиты, а также реализации мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, предусмотренных Планом мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чеченской Республики, утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики от 30 апреля 2021 года N 77.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также безвозмездные поступления от государственных и негосударственных организаций планируются на 2024-2026 годы в объемах, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и условиями соглашений с федеральными органами исполнительной власти, государственными и негосударственными организациями.
Планирование расходов республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов осуществляется в программном формате на основе государственных программ Чеченской Республики с учетом перехода с 1 января 2024 года на новую систему управления государственными программами Чеченской Республики, а также показателей государственных заданий на предоставление государственных услуг (работ) с учетом результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг.
Бюджетные проектировки по расходам республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов планируются на основе показателей прогноза социально-экономического развития Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов с учетом оценки исполнения республиканского бюджета в 2023 году, прогноза поступления доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, а также с учетом необходимости оптимизации расходов республиканского бюджета в целях обеспечения его сбалансированности.
Предельные объемы бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определяются на основе "базовых" бюджетных ассигнований, в качестве которых принимаются объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств на 2023 год с учетом проведенной в течение текущего финансового года оптимизации расходов в целях сокращения дефицита республиканского бюджета.
Для формирования бюджетных проектировок по расходам республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов "базовые" бюджетные ассигнования корректируются с учетом:
- уменьшения бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств ограниченного срока действия;
- увеличения бюджетных ассигнований для реализации мероприятий "длящегося" характера, возникших в ходе исполнения республиканского бюджета в 2023 году;
- уточнения установленного объема бюджетных ассигнований в связи с изменением численности (контингента) получателей выплат по оплате труда, социальных выплат и пособий, пенсий, грантов;
- увеличения с 1 января ежегодно бюджетных ассигнований на оплату труда отдельных категорий работников в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения населения, культуры и науки с учетом сохранения предусмотренных указами Президента Российской Федерации 2012 года соотношений оплаты труда указанных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе;
- увеличения с 1 января ежегодно бюджетных ассигнований на оплату труда работников бюджетной сферы в целях доведения уровня оплаты труда до минимального размера оплаты труда;
- увеличения бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, с 1 октября ежегодно на прогнозный уровень инфляции;
- пропуска (отказа) от индексации в 2024 году бюджетных ассигнований на оплату труда работников органов государственной власти (государственных органов) Чеченской Республики, в том числе осуществляющих исполнение переданных полномочий Российской Федерации, а также работников государственных казенных учреждений, осуществляющих функции по обеспечению деятельности органов государственной власти (государственных органов) Чеченской Республики, с индексацией на прогнозный уровень инфляции с 1 октября ежегодно в 2025-2026 годах;
- уточнения бюджетных ассигнований на исполнение отдельных публичных и публичных нормативных обязательств, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме за счет средств республиканского бюджета, с учетом сложившегося в предыдущие годы уровня кассового исполнения расходов республиканского бюджета на исполнение указанных обязательств;
- увеличения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (за исключением отдельных публичных нормативных обязательств, в отношении которых планируется отказ от индексации) в связи с ежегодной индексацией с 1 октября на прогнозный уровень инфляции;
- увеличения бюджетных ассигнований на выплату стипендий обучающимся в государственных образовательных организациях Чеченской Республики, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, в связи с ежегодной индексацией стипендиального фонда с 1 сентября на прогнозный уровень инфляции;
- увеличения бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций, транспортного и земельного налога в связи с увеличением остаточной стоимости государственного имущества Чеченской Республики, признаваемого основными средствами и закрепленного на праве оперативного управления за органами государственной власти, государственными учреждениями Чеченской Республики, и кадастровой стоимости земельных участков;
- увеличения бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг с учетом индексации тарифов на их оплату в отношении услуг, оказываемых организациями, отнесенными к естественным монополиям.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Чеченской Республики, софинансирование (финансовое обеспечение) которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, планируются исходя из объемов субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджету Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", с учетом установленного Правительством Российской Федерации предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности планируются с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности, а также объектов, строительство которых способствует достижению целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Бюджетные ассигнования на реализацию государственных программ Чеченской Республики планируются на 2024-2026 годы с учетом требований к разработке и реализации государственных программ Чеченской Республики, вступающих в силу с 1 января 2024 года, исходя из необходимости первоочередного финансового обеспечения мероприятий государственных программ, расходные обязательства в соответствии с которыми софинансируются из федерального бюджета и иных источников с учетом установленного Правительством Российской Федерации предельного уровня их софинансирования.
Расходы в сфере дорожного хозяйства планируются с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов Чеченской Республики "О дорожном фонде Чеченской Республики", "Об установлении единых нормативов отчислений от транспортного налога в бюджеты муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики" и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" исходя из прогнозируемых поступлений источников формирования дорожного фонда Чеченской Республики.
Бюджетные ассигнования республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов формируются с учетом необходимости выполнения обязательств Чеченской Республики в соответствии с соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о поэтапной ликвидации дефицита территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Чеченской Республике, а также о направлении средств, высвобождаемых в 2024 году в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с учетом продления реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), на цели, предусмотренные частью 9 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году".
Расходы на обслуживание государственного долга Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов планируются исходя из условий договоров (соглашений), устанавливающих соответствующие долговые обязательства Чеченской Республики, с учетом расходов на обслуживание инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов.
Условно утверждаемые расходы республиканского бюджета на плановый период 2025 и 2026 годов планируются с учетом непревышения предельных их объемов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета на погашение долговых обязательств по бюджетным кредитам из федерального бюджета планируются на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов исходя из условий соглашений с Минфином России о предоставлении бюджетных кредитов и дополнительных соглашений к ним о реструктуризации обязательств (задолженности) по ним.
Бюджетные ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов не планируются.
Бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов планируются на уровне бюджетных ассигнований на 2023 год с учетом возможности направления в 2024 году высвобождаемых в результате реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам средств местных бюджетов на цели, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона Чеченской Республики от 21 декабря 2020 года N 75-РЗ "О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", а также частичного списания задолженности муниципальных образований перед Чеченской Республикой по бюджетным кредитам в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 указанного закона Чеченской Республики.
Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Чеченской Республики в 2024-2026 годах осуществляются с учетом необходимости решения приоритетных задач социально-экономического развития Чеченской Республики и муниципальных образований, повышения самостоятельности и ответственности органов местного управления за проведение эффективной бюджетной политики, а также реализации механизмов стимулирования муниципальных образований к наращиванию экономического и налогового потенциала и совершенствованию практики местного самоуправления.
Расходы республиканского бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики планируются на 2024-2026 годы с учетом соблюдения установленного законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики разграничения расходных полномочий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Финансовое обеспечение расходов местных бюджетов на осуществление переданных государственных полномочий Российской Федерации и Чеченской Республики в 2024-2026 годах будет осуществляться путем предоставления субвенций из республиканского бюджета.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики в 2024-2026 годах будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов осуществляется с учетом установления дополнительных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, взамен дотации.
Предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи бюджетам муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в 2024-2026 годах планируется осуществлять в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) и иных дотаций, а также субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на софинансирование (финансовое обеспечение) расходных обязательств муниципальных образований с учетом установленного Правительством Чеченской Республики предельного уровня их софинансирования.
Выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений Чеченской Республики в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов планируется осуществлять с учетом передачи полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности органам местного самоуправления муниципальных районов Чеченской Республики.
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чеченской Республики в 2024 году планируется продолжить практику предоставления наиболее обеспеченными муниципальными образованиями субсидий ("отрицательных трансфертов") республиканскому бюджету из местных бюджетов для дальнейшего распределения между муниципальными образованиями Чеченской Республики в целях повышения их бюджетной обеспеченности.
В 2024-2026 годах планируется продолжить практику стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований и совершенствования практики местного самоуправления за счет предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета на реализацию инициативных проектов, стимулирование достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, поощрение достижения наилучших значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также премирование победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
В целях создания условий для повышения эффективности использования финансовых ресурсов Чеченской Республики в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов планируется продолжить практику предоставления местным бюджетам субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из республиканского бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.
Учитывая прогнозируемую несбалансированность республиканского бюджета в 2024-2026 годах, планируется продолжить реализацию мер, направленных на безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств.
В частности, планируется наделение Правительства Чеченской Республики правом определения перечня расходов республиканского бюджета, подлежащих первоочередному финансированию в 2024 году (далее - первоочередные расходы), а также на установление ограничений по доведению до главных распорядителей средств республиканского бюджета лимитов бюджетных обязательств по расходам, за исключением первоочередных расходов, а также расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, безвозмездные поступления от государственных и негосударственных организаций и бюджетные ассигнования дорожного фонда Чеченской Республики.
В целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами Чеченской Республики и повышения ликвидности счета республиканского бюджета в 2024 году планируется продолжить практику управления остатками средств на счете бюджета путем привлечения остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, остатков средств бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, остатков средств на счете бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики с возвратом привлеченных средств на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, по мере необходимости, а также предоставления из республиканского бюджета местным бюджетам субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.
Кроме того, в целях повышения эффективности и результативности расходования средств республиканского бюджета в 2024 году планируется расширить состав средств республиканского бюджета, подлежащих казначейскому сопровождению территориальным органом Федерального казначейства.
Долговая политика Чеченской Республики в 2024-2026 годах будет направлена на создание условий для увеличения экономического и налогового потенциала республики за счет реализации проектов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, и сохранение долговой устойчивости Чеченской Республики.
Государственные внутренние заимствования в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов планируются путем привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов и бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете республиканского бюджета.
Привлечение рыночных заимствований в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов не планируется.
Параметры государственного внутреннего долга Чеченской Республики на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов определяются в соответствии с основными направлениями долговой политики Чеченской Республики на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов и условиями соглашений с Минфином России в сфере межбюджетных отношений исходя из необходимости сохранения долговой устойчивости Чеченской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.