г. Краснодар |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А53-20221/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании, от ответчика - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Богдановой Е.А. (доверенность от 19.09.2023), в отсутствие истца - муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" - (ИНН 6164294858, ОГРН 1096164006971), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А53-20221/2023, установил следующее.
МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - водоканал) о понуждении ответчика устранить разрушения асфальтобетонного покрытия и просадки крышек люков смотровых колодцев в соответствии с актом комиссионного обследования от 01.06.2023.
Решением суда от 06.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2023, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированны тем, что учреждение, как лицо, ответственное за безопасность дорожного движения в силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона N 257-ФЗ, технических регламентов обязано содержать автомобильную дорогу по ул. Крупской в состоянии, обеспечивающем безопасность движения. Доказательства наличия на стороне водоканала обязанности произвести ремонт и устранить указанные в иске разрушения и просадки асфальтобетонного покрытия, в материалы дела не предоставлены. Данный правовой подход соответствует выводам, отраженным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2021 N 307-ЭС20-22570 по делу N А66-10093/2019, от 14.03.2023 N 307-ЭС23-845 по делу N А56-51848/2021.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Податель жалобы считает, что учреждение не наделено полномочиями по содержанию коммуникаций ресурсоснабжающих организаций. Из смысла статей 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации люки, колодцы и камеры являются частью подземных инженерных сетей и не являются частью автомобильной дороги. Ответственность за устранение дефектов и разрушений асфальтобетонного покрытия в охранных зонах объектов инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства города Ростова-на-Дону лежит на водоканале.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что в соответствии с актом комиссионного обследования от 05.04.2023 проведено обследование автомобильной дороги по ул. Крупская в г. Ростове-на-Дону на участке от ул. Осипенко до ул. МОПРа. В результате проведенного обследования комиссия выявила разрушения асфальтобетонного покрытия и просадки крышек люков смотровых колодцев в охранной зоне водоканала: просадки крышек колодцев и разрушения асфальтобетонного покрытия в охранной зоне по ул. Крупской, 6, 21, 8, 9, 13, 43, 43 "а", 46, 47, ул. Крупской/ул. 4-я Кольцевая, ул. Крупской, 53, 57, 61/87, 62, 71, 83, 82, 82/2, 85, 87/2, разрушения асфальтобетонного покрытия на картах ранее благоустроенных разрытии по ул. Крупской, 72, 50, просадки на картах благоустроенных разрытии по ул. Крупской, 56/68, отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части по ул. Крупской/ул. 4-я Кольцевая, 54.
13 апреля 2023 года учреждение в адрес водоканала направило требование об устранении просадок крышек колодцев и разрушений асфальтобетонного покрытия в охранной зоне по ул. Крупской, 6, 21, 8, 9, 13,43,43 "а", 46,47, ул. Крупской/ул. 4-я Кольцевая, ул. Крупской, 53, 57, 61/87, 62, 71, 83, 82, 82/2, 85, 87/2, разрушения асфальтобетонного покрытия на картах ранее благоустроенных разрытии по ул. Крупской, 72, 50, просадки на картах благоустроенных разрытии по ул. Крупской, 56/68, отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части по ул. Крупской/ул. 4-я Кольцевая, 54.
18 мая 2023 года водоканал в письме N 9705 указал, что проведены мероприятия по ликвидации разрушений асфальтобетонного покрытия и просадки люков смотровых колодцев на водопроводных сетях по следующим адресам: ул. Крупская, 33, ул. Крупская, 54, ул. Крупская, 82, ул. Крупская, 87/2. Водоканал также сообщил о том, что по ул. Крупской проведены мероприятия по ликвидации разрушений асфальтобетонного покрытия и просадки люков на канализационных сетях связанных с их эксплуатацией.
Учреждение указало, водоканал не отрицает тот факт, что разрушения асфальтобетонного покрытия по ул. Крупской, 43 - дефекты в виде просадки люка относительно проезжей части 7 см, а также разрушения и сетка трещин; ул. Крупской, 36 - просадка 6,5 см, сетка трещин; ул. Крупской 7 ул. 2-я Кольцевая - просадка 6,5 см; ул. Крупской, 20 "А" - просадка 8 см; ул. Крупской, 18 - просадка 6,5 см, сетка трещин и разрушение асфальтобетонного покрытия; ул. Крупской, 10 "А" - просадка 14 см, сетка трещин асфальтобетонного покрытия на проезжей части не устранены.
Между сторонами возник спор относительно несения ответственности за устранение данных разрушений. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ определено, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании пункта 2 статьи 28 Закона N 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами вправе получать компенсацию вреда, причиненного их имуществу в случае, в том числе содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими, в том числе содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
На основании пункта 1, 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Суды установили, что автомобильная дорога по ул. Крупской включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ростова-на-Дону, утвержденный постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 N 290.
В соответствии с пунктом 1 раздела 10 решения Ростовской-на-Дону городской думы от 24.10.2017 N 398 "Об утверждении правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону" (далее - Правила) собственники (владельцы) подземных инженерных сетей обеспечивают их содержание в исправном состоянии, своевременное устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации подземных инженерных сетей, регулярную уборку территории в охранных зонах и зонах эксплуатационной ответственности подземных инженерных сетей и трубопроводов; несут ответственность за техническое состояние и ремонт инженерных сетей, при обнаружении провалов над подземными инженерными сетями, связанных с нарушением их эксплуатационного технического состояния (проседание грунтов и оснований в результате некачественного уплотнения или вымывания грунтов или материалов на участках обратной засыпки траншей, колодцев, котлованов при прокладке и ремонте участков сетей), незамедлительно принимают меры по обеспечению безопасности дорожного движения в районе провала и устранению деформации.
Согласно пункту 10 Правил при проведении работ, связанных с повреждением асфальтового или плиточного покрытия, собственники (владельцы) подземных инженерных сетей в течение трех лет обязаны устранять возникающие деформации и повреждения, связанные с некачественным проведением благоустройства места разрытия.
Организационно-правовой порядок прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ регламентирован приложением к постановлению администрации города Ростова-на-Дону от 14.10.2022 N 1043 (далее - Правила N 1043).
Постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 04.05.2009 N 314 (далее - постановление N 314) действовало до 14.10.2022 и определяло организационно-правовые требования к прокладке и ремонту подземных инженерных сетей, а также к благоустройству территории после выполнения работ по прокладке, ремонту подземных инженерных сетей и являлось обязательным для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данное постановление принято в целях оптимизации существующей системы выдачи разрешений на выполнение работ по прокладке и ремонту подземных инженерных сетей, повышения качества восстановления подземных инженерных сетей и благоустройства территории города, а также с целью повышения ответственности юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей при выполнении соответствующих работ.
Любые работы на подземных инженерных коммуникациях до 14.10.2022 производились с разрешения МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ "УЖКХ"). В соответствии с пунктом 3 постановления N 314 обязательным условием прокладки и ремонта подземных инженерных сетей являлось наличие письменного разрешения МКУ "УЖКХ" на выполнение работ по прокладке, ремонту подземных инженерных сетей.
Согласно пункту 1.2 Правил N 1043 в зависимости от необходимости экстренного проведения работ работы по прокладке, переустройству, переносу и ремонту подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону могут носить плановый и аварийный характер.
Суды установили, что с 13.04.2020 по 14.10.2022 водоканал не получал разрешений на проведение работ, справок о благоустройстве по ул. Крупской, 43,36,20 "А", 18,10 "А", ул. Крупской/ул. 2-я Кольцевая в МКУ "УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону". Доказательств обратного не представлено.
Доказательств обращения водоканала в департамент с целью проведения аварийных (ремонтных) работ на инженерных коммуникациях по спорным адресам, а также доказательства заключения договора на эксплуатацию в границах автомобильной дороги по ул. Крупской материалы дела не содержат.
Водоканал, возражая против иска, указал, что в его адрес с 01.01.2023 по 01.06.2023 от контролирующих органов не поступали предписания на устранение дефектов дорожного покрытия. Аварийные и профилактические работы по ул. Крупской, 43, 36, 20 "А", 18, 10 "А", ул. Крупской/ул. 2-я Кольцевая с 13.04.2020 по 13.04.2023 не проводились. Сам по себе факт нахождения под автомобильной дорогой подземных коммуникаций не может исключать бремя ее содержания уполномоченными на то органами. Нахождение люков смотровых колодцев на автомобильной дороге не влияет на объем обязанностей и ответственности учреждения в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории г. Ростова-на-Дону. При этом, системы подземных коммуникаций не являются элементом автомобильной дороги, и зона ответственности организаций и учреждений, осуществляющих содержание автомобильных дорог и таких коммуникаций, законодательно разграничена.
Так, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Абзацем 7 части 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Стандарт ГОСТ Р 50597-2017, утвержденный приказом Росстандарта России от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений. Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. В силу пунктов 5.2.4, 5.2.6, 5.2.7, таблицы 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 по условиям обеспечения безопасности дорожного движения люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия". Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия дороги более 1 см для всех категорий улиц и дорог. Устранение указанных недостатков следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены ограждены в течение 3 часов с момента обнаружения.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям названного стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т. п.
До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные названным стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т. ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения (пункт 4.4 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункту 2.2 устава учреждения предметом деятельности учреждения является оказание услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на территории г. Ростова-на-Дону.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, статьи 3 Закона N 257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Суды установили, что дороги общего пользования г. Ростова-на-Дону находятся в ведении администрации города. Соответственно, расположенные на дорожном полотне люки смотровых колодцев являются частью автомобильной дороги.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представленные в материалы дела доказательства, установили, что обязанность по содержанию автомобильной дороги по ул. Крупской в состоянии, обеспечивающем безопасность движения, возложена на учреждение как на лицо, ответственное за безопасность дорожного движения в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ, Закона N 257-ФЗ, технических регламентов.
В отсутствие доказательств наличия на стороне ответчика обязанности произвести ремонт и устранение указанных в иске разрушений и просадки асфальтобетонного покрытия, суды правомерно отказали в иске. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, обоснованно отклонены как несостоятельные; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А53-20221/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 статьи 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, статьи 3 Закона N 257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
...
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представленные в материалы дела доказательства, установили, что обязанность по содержанию автомобильной дороги по ул. Крупской в состоянии, обеспечивающем безопасность движения, возложена на учреждение как на лицо, ответственное за безопасность дорожного движения в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ, Закона N 257-ФЗ, технических регламентов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2024 г. N Ф08-13876/23 по делу N А53-20221/2023