г. Краснодар |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А63-2068/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Манугевича К.И. (доверенность от 26.04.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ" - Соловьевой С.В. (доверенность от 07.06.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ" и Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу N А63-2068/2022, установил следующее.
В Арбитражный суд Ставропольского края из Ессентукского городского суда Ставропольского края поступило дело по заявлению ООО "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ" (далее - общество) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/5 в части признания общества виновным в совершении правонарушений по указанным в жалобе эпизодам и снижения размера административного штрафа до 100 тыс. рублей и об отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/6 в части исполнения требований по указанным в жалобе эпизодам (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент), ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу".
Решением суда от 28.02.2023 постановление управления от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/5 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей изменено, размер административного штрафа снижен до 150 тыс. рублей. Признано недействительным представление управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/6 в части следующих выводов о наличии в действиях общества нарушений требований законодательства о недрах при эксплуатации Новоблагодарненского участка Ессентукского месторождения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 3 01075 МР горноотводный акт 08.10.2012 N 306;
- с 02.06.2020 по 08.12.2020 не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения;
- отсутствует исполнительная документация по оборудованию на Новоблагодарненском участке зданий канализацией с отведением сточных вод в специальные водонепроницаемые приемники в соответствии с пунктом 12.5 Технологической схемы разработки;
- не обеспечены разработка и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны Новоблагодарненского участка Ессентукского месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований;
- не обеспечено в соответствии с программой мониторинга подземных вод и Технологической схемой проведение ежегодной генеральной поверки состояния водозаборных сооружений с занесением ее результатов в паспорта скважин;
- не обеспечено на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения по эксплуатационным скважинам N 46 и 49Э ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 "Журнал учета водопотребления средствами измерений" и (или) 1.4 "Журнал учета водопотребления средствами измерений";
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечена добыча минеральных вод в объемах, не превышающих утвержденные в установленном порядке балансовые запасы;
- не обеспечено в установленный законом срок предоставление в департамент статистической отчетности по формам N 2-ГР, 7-ГР за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года по Новоблагодарненскому участку Ессентукского месторождения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2023 решение суда от 28.02.2023 отменено, принят новый судебный акт. Постановление от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/5 и представление от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/6 управления признаны недействительными в части выводов о наличии в действиях общества следующих нарушений:
- отсутствует исполнительная документация по оборудованию на Новоблагодарненском участке зданий канализацией с отведением сточных вод в специальные водонепроницаемые приемники в соответствии с пунктом 12.5 Технологической схемы разработки;
- не обеспечена разработка и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны Новоблагодарненского участка Ессентукского месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований;
- не обеспечено на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения по эксплуатационным скважинам N 46 и 49Э ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 "Журнал учета водопотребления средствами измерений" и (или) 1.4 "Журнал учета водопотребления средствами измерений";
- не обеспечена добыча минеральных вод в объемах, не превышающих утвержденные в установленном порядке балансовые запасы. В остальной части в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворить его заявление. Обязанность по оформлению гоноотводного акта, а также по направлению его в адрес уполномоченных лиц, выдавших лицензию на пользование недрами, возложена на органы надзора, а не на пользователя недр. В действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в части приобщения горноотводного акта к лицензии. Общество не нарушило срок переоценки запасов минеральных подземных вод. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление паспортов скважин в территориальный фонд геологической информации. Значение гидрологических потерь, установленных управлением в ходе проверки, к технологическим потерям, превышение которых и нужно согласовывать с управлением, не относится. Общество не нарушило условия пользования недрами. Вывод управления о том, что общество в установленный законом срок не обеспечило представление в департамент статистической отчетности по формам N 7-ГР, 2-ГР за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года по Новоблагодарненскому участку Ессентукского месторождения, не подтвержден.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части выводов об отсутствии в действиях общества нарушений, выразившихся в отсутствии исполнительной документации по оборудованию на Новоблагодарненском участке зданий канализацией с отведением сточных вод в специальные водонепроницаемые приемники в соответствии с пунктом 12.5 Технологической схемы разработки; в необеспечении разработки и утверждения проекта округа горно-санитарной охраны Новоблагодарненского участка Ессентукского месторождения и получения необходимых экспертиз и согласований; в необеспечении на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения по эксплуатационным скважинам N 46 и 49Э ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 "Журнал учета водопотребления средствами измерений" и (или) 1.4 "Журнал учета водопотребления средствами измерений"; необеспечении добычи минеральных вод в объемах, не превышающих утвержденные в установленном порядке балансовые запасы. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 03.09.2021 N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/6 оставить без изменения. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества.
В судебном заседании представитель управления просил отказать в удовлетворении жалобы общества, настаивал на удовлетворении кассационной жалобы. Представитель общества поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, в удовлетворении жалобы управления просил отказать.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, обществу 18.03.2010 выдана лицензия СТВ N 01075 МЭ с целевым назначением и видами работ: геологические изучение с последующей добычей минеральных вод из скважин N 46 и 49Э на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения, срок действия до 01.08.2024.
Разработка названного месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации - Технологической схемы Новоблагодарненского участка Ессентукского местонахождения минеральных вод, разработанной в 2012 году и утвержденной протоколом Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Федерального агентства по недропользования от 16.05.2012 N 4.
Эксплуатируемый обществом Новоблагодарненский участок Ессентукского месторождения расположен в пределах особоохраняемого эколого-курортного региона - Кавказские Минеральные Воды (КМВ) и находится в границах Ессентукского месторождения минеральных вод, утвержденных приказом ГКЗ Роснедра от 30.12.2010 N 2385.
8 октября 2012 года МТУ Ростехнадзора обществу выдало горноотводной акт N 306, площадь горного отвода составляет 1 192,8 га, в проекции на поверхность земли составляет 0,07 га, в проекции горного отвода верхнемеловом водоносном горизонте - 1192,8 га. Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 01075 МЭ до 01.08.2024.
Впервые эксплуатационные запасы минеральных подземных вод по Новоблагодарненскому участку были утверждены в количестве 80 куб. м/сутки для скважины N 49-Э, для скважины N 46 - 65 куб. м/сутки с возможностью увеличения в отдельные периоды среднесуточного водоотбора до 80 куб. м/сутки (протокол ГКЗ Роснедра от 16.07.2010 N 2254).
Протоколом ГКЗ Роснедра от 20.08.2010 N 2271, утвержденным Федеральным агентством по недропользованию 13.09.2010, на 10-летний расчетный срок (соответственно до 20.08.2020) утверждены запасы подземных вод для скважины N 49-Э в количестве 80 куб. м/сутки, для скважины N 46 - 65 куб. м/сутки с возможностью увеличения в отдельные периоды среднесуточного водоотбора до 80 куб. м/сутки.
Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Трутнева Ю.П. от 29.03.2021 N ЮТ-П47-208 с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.
По результатам проведения проверки должностным лицом управления установлено, что обществом допущено нарушение требований статьи 7, пункта 1, пункта 2, пункта 3, пункта 4, пункта 10 части 2 статьи 22, части 2, части 3, части 4 статьи 23, статьи 23.2, статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункта 5, пункта 12, пункта 33 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 530, подпунктов "в", "з" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94 "Об утверждении правил охраны подземных водных объектов", пункта 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, приказа Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013 N 371 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геолого-разведочных работ", пунктов 7, 8 приказа Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (действующий до 31.12.2020), пунктов 3, 5, 6 приказа Минприроды России от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора, (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества"; данный факт отражен в акте проверки от 12.05.2021 N 008-2021-П/А.
Управлением 27.07.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/1 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
3 сентября 2021 года старшим государственным инспектором управления в отношении общества вынесено постановление N 26в-21-008-2021-П/А/Ф-190/5, которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.
3 сентября 2021 года обществу выдано представление N 26в-21-008-2021П/А/Ф190/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с названными постановлением и представлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Судебные инстанции признали обоснованными доводы общества по эпизоду отсутствия исполнительной документации по оборудованию на Новоблагодарненском участке зданий канализацией с отведением сточных вод в специальные водонепроницаемые приемники в соответствии с пунктом 12.5 Технологической схемы разработки и сделали вывод о том, что указанное нарушение отсутствует.
В материалы дела представлены акты подрядной организации ООО "Буровая техника", согласно которым на скважинах N 46 и 49Э оборудована канализационная система с резервуаром-накопителем (емкость) объемом 10 куб. м, предназначенная для сброса и последующей утилизации технических потерь минеральной воды, следовательно, условия Технологической схемы обществом выполнены. Управление не опровергло наличие данных емкостей на территории скважин.
По эпизоду необеспечения разработки и утверждения проекта округа горно-санитарной охраны Новоблагодарненского участка Ессентукского месторождения и получения необходимых экспертиз и согласований судебные инстанции руководствовались Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск в Ставропольском крае", постановлением правительства Российской Федерации 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах", Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации". Суды установили, что общество в 2011 году разработало и представило в материалы дела проект "Организация зоны санитарной охраны водозабора на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения минеральных вод", а также приняли во внимание, что общество осуществляет добычу минеральных подземных вод при наличии округа горно-санитарной охраны города Ессентуки, ввиду чего признали необоснованными выводы управления в указанной части.
Судебные инстанции признали обоснованными доводы общества по эпизоду необеспечения на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения по эксплуатационным скважинам N 46 и 49Э ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 "Журнал учета водопотребления средствами измерений" и (или) 1.4 "Журнал учета недопотребления средствами измерений". Суды руководствовались приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" и исходили из того, что общество не является пользователем поверхностного водного объекта, а на пользователя недр действующее законодательство, равно как и лицензионное соглашение, не возлагает обязанность по ведению журналов учета водопотребления по формам 1.2, 1.4.
В части эпизода по необеспечению добычи минеральных вод в объемах, не превышающих утвержденные в установленном порядке балансовые запасы, суды указали следующее.
Добыча минеральной воды на скважине N 49-Э в 2020 году составила в марте - 80,04 куб. м/сутки, в мае - 80,1 куб. м/сутки, в июне - 80,1 куб. м/сутки, июле - 80,04 куб. м/сутки, августе - 80,1 куб. м/сутки.
С учетом погрешности приборов учета, предусмотренной паспортом "Руководство по эксплуатации преобразователя расхода вихревые ВПС", суды посчитали, что +/- 1,5%, не превышает утвержденных ГКЗ запасов (80 куб. м/сутки), следовательно, добыча воды в указанном объеме не является нарушением, образующим состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Признавая правомерными выводы управления в части наличия в действиях общества нарушения, выразившегося в неприобщении в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 3 01075 МР горноотводного акта от 08.10.2012 N 306, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общество в нарушение части 3 статьи 7 Закона о недрах после оформления уточненных границ горного отвода не включило в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, а именно горноотводный акт и графические приложения. Лицензия не предоставляет актуальную информацию по статусу границ участка недр.
По смыслу статьи 12 Закона о недрах изменение условий лицензии, которые напрямую касаются пространственных границ горного отвода, допускается только при согласии пользователя недр.
О необходимости приобщения горноотводного акта к лицензии указано в письме Роснедра от 25.09.2019 N ДД-01-31/15445.
Однако выводы суда апелляционной инстанции по названному нарушению нельзя признать соответствующими законодательству ввиду следующего.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденном приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (действовал на момент выявления вменяемого обществу административного правонарушения) (далее - Административный регламент).
Согласно подпунктам 3 и 6 пункта 24 Административного регламента в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В силу статьи 7 Закона о недрах после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включают в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно пункту 2 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 16.09.2020 N 1465, документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические положения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода, план границ горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По смыслу пункта 16 названных Правил документация оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, два других не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в орган государственного горного надзора. Копия горноотводного акта с планом границ горного отвода не позднее 5 дней со дня оформления направляется органом государственного горного надзора в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами.
Таким образом, обязанность по оформлению горноотводного акта, а также по направлению его в адрес уполномоченного органа, выдавшего лицензию на пользование недрами, возложена на органы горного надзора, а не на пользователя недр.
В статье 7 Закона о недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган Роснедра, ранее Ростехнадзора и горноотводный акт становится неотъемлемой частью лицензии.
Законодательством Российской Федерации не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами. Таким образом, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.3 Закона о недрах такие документы автоматически становятся неотъемлемой частью лицензии, и каких-либо обязанностей по инициированию процедуры внесения изменений в лицензию (именно в бумажном варианте) от пользователя недр не требуется.
С учетом изложенного обществом исполнено условие лицензионного соглашения: после утверждения эксплуатационных запасов минеральных вод разработана технологическая схема эксплуатации Новоблагодарненского участка, в Кавказском управлении Ростехнадзора оформлен горноотводный акт от 08.10.2012 N 306 с очерченными границами горного отвода, который в дальнейшем был направлен в территориальный орган Роснедра.
При предоставлении обществу лицензии в ее неотъемлемую часть входил геологический отвод, удостоверяющий передачу в пользование Новоблагодарненского участка со скважинами N 46 и 49Э.
Порядок приобщения уточненной горноотводной документации к лицензии не регламентирован. В абзаце 3 статьи 7 Закона о недрах не указано, что включение в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, является обязанностью недропользователя.
Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом (утратил силу с 01.01.2022). Из буквального толкования пунктов 37 и 38 данного Административного регламента следует, что включение горноотводного акта в лицензию не является внесением дополнений в лицензию, поскольку названным Административным регламентом установлен закрытый перечень оснований для внесения изменений и дополнений, а именно: в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством, чем порядок, предусмотренный абзацем 2 пункта 38 Административного регламента, не предусмотрено.
В статье 7 Закона о недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы.
Согласно совместному приказу Минприроды России и Роснедр от 14.10.2021 N 752/11 "Об утверждении Порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами" внесение изменений в лицензию в части включения горноотводного акта осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями в инициативном порядке на основании информации, содержащейся в федеральных информационных системах и государственных информационных ресурсах. Названное письмо содержит и подтверждение того, что информация, поступающая от пользователей недр о включении горноотводного акта в лицензию, не является основанием для внесения изменений в условия пользования недрами.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что управление не доказало факт нарушения обществом условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в неприобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01075 МЭ горноотводного акта от 08.10.2012 N 306.
Суд апелляционной инстанции сослался на то, что о необходимости приобщения горноотводного акта к лицензии указано в письме Роснедр от 25.09.2019 N ДД-01-31/15445, однако названное письмо не содержит такого требования в отношении пользователя недрами.
По эпизоду необеспечения с 02.06.2020 по 08.12.2020 выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное правонарушение не нашло своего подтверждения.
Отменяя решение суда в этой части, апелляционный суд указал следующее.
В оспариваемом постановлении 03.09.2021 управление указало, что общество в нарушение пункта 6.19 лицензии СТВ 01075 МР не осуществило переоценку запасов минеральных подземных вод в срок до 01.06.2020. Дополнением N 2, зарегистрированным 09.12.2020, срок переоценки запасов минеральных подземных вод продлен до 01.06.2021. Исходя из этих обстоятельств, управление сделало вывод о наличии у недропользователя обязанности осуществить переоценку запасов минеральных вод с 02.06.2020 по 08.12.2020, которую общество не исполнило.
Таким образом, суд апелляционной инстанции посчитал, что управление обоснованно вменило обществу правонарушение, выразившееся в пользовании недрами в период между датой истечения первоначально установленного срока и датой установления нового срока, с нарушением условий лицензии, а именно без выполнения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод. Выполнение таких работ до окончания изначально установленного срока (01.06.2020) общество документально не подтвердило, факт пользования недрами с 02.06.2020 по 08.12.2020 не оспаривало.
Кроме того, как указал апелляционный суд, сам факт продления обществу срока выполнения работ по переоценке запасов, путем принятия дополнения N 2 к лицензии, свидетельствует о том, что на дату регистрации соответствующих изменений в лицензию (09.12.2020) такие работы выполнены не были.
Суд округ полагает, что выводы суда апелляционной инстанции по рассматриваемому нарушению неправомерны.
По условиям лицензионного соглашения к лицензии СТВ 01075 МЭ на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважин N 46 и 49Э на Новоблагодарненском участке переоценку запасов надлежало провести до 01.06.2020 (дополнения от 27.12.2011).
Однако в соответствии с дополнением N 2, зарегистрированным Минприроды России 09.12.2020, в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до 01.06.2021.
Данному изменению предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод Ессентукского и Нагутского месторождений, на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании установлена необходимость вследствие объективных причин внесения изменения сроков в условиях пользования недрами. Недропользователям рекомендовано, в частности, подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод (пункт 3).
Из материалов дела видно, что общество направило обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов; данный факт подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии.
Ответным письмом Федерального агентства по недропользованию от 04.10.2020 N ОК-03-31/20164 обществу направлены дополнения к лицензии, которые были рассмотрены обществом и направлены в Роснедра.
9 декабря 2020 года Роснедра зарегистрировало дополнение N 2 к лицензии СТВ 01075 МЭ, которым внесены изменения в дополнение, а именно: срок переоценки запасов и проведение их государственной экспертизы установлен до 01.06.2021.
Несмотря на то, что крайний срок переоценки запасов был немного позже перенесен на более позднюю дату, общество вправе было руководствоваться вновь утвержденным сроком.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии актов выполненных работ не соответствуют материалам дела. Общество проводило работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок, что подтверждается договором от 29.06.2018 N 480\102-18 на проведение работ по переоценке запасов подрядной организацией ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", а также актами выполненных работ, которые приобщены к материалам дела на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции (т. 4, л. д. 6 - 10).
Следовательно, до момента окончания срока переоценки запасов минеральных подземных вод, установленного пунктом 6.19 лицензии СТВ 01075 МЭ (01.06.2020), а также до окончания срока переоценки запасов минеральных подземных вод, установленного дополнением N 2, зарегистрированным Минприроды России 09.12.2020 (01.06.2021), общество на постоянной основе проводило мероприятия силами подрядчика ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и срок переоценки запасов минеральных подземных вод на Новоблагодарненском участке Ессентукского месторождения не нарушался обществом.
Согласно ответу Роснедр от 04.10.2022 N ОК-03-31/20164 срок переоценки запасов минеральных подземных вод установлен до 01.06.2021 и нарушение условий пользования недрами по необеспечению выполнения переоценки запасов минеральных вод по лицензиям общества отсутствует.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что нарушение, указанное в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении, не нашло своего подтверждения, являются правильными.
По эпизоду необеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правонарушения.
Отменяя решение суда в этой части, апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции в данной части неправомерными.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.10.2016 N 555 "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых" (далее - приказ N 555) представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Закона о недрах подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом N 555.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах определено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 данного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
На основании лицензионного соглашения и дополнений к нему в срок до 01.06.2021 по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов подземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2017 N 216 "Об утверждении Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации" совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т. д.).
Кроме того, как следует из материалов дела, паспорт скважины неоднократно предоставлялся в геологический фонд в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы.
Управление не представило доказательств о наличии задолженности за обществом по сдаче паспорта скважины в качестве геологической информации в ФБУ "ТФГИ по ЮФО".
Письмом ФБУ "ТФГИ по ЮФО" от 01.11.2022 N 05-1/443 подтверждает отсутствие обязанности общества в предоставлении ему паспорта скважины. В ответе подтвержден довод общества о том, что нормативно-правовыми актами на него не возложена обязанность предоставить паспорт скважины в территориальный фонд.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности управлением нарушения, допущенного обществом, по рассматриваемому эпизоду.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу наличии в действиях общества нарушения, выразившегося в необеспечении согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь подземных вод (минеральных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.
Выводы суда апелляционной инстанции по указанному эпизоду суд округа не может признать законными ввиду следующего.
Протоколом ЦКР Роснедра от 16.07.2010 N 2254 утверждены запасы подземных вод по Новоблагодарненскому участку - 80 куб. м/сутки по скважине N 49Э и 65 куб. м/сутки по скважине N 46.
Технологической схемой установлены нормы технологических потерь для скважины N 49Э - 1,36 куб. м / сутки, для скважины N 46 - 1,16 куб. м/сутки.
Согласно Правилам охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод, потери минеральных вод к гидрогеологически обусловленным потерям относятся потери минеральных вод при непрерывном водоотборе. К технологическим относятся потери при периодической промывке системы эксплуатации, включая трубопроводы, резервуары, при проведении плановых ремонтных работ систем сбора, транспорта, подготовки, хранения и использования минеральных вод, потери при проведении гидрологических режимных наблюдений, потери при технологическом процессе наполнения минеральной водой транспортных средств.
В случае, если фактически возникшие технологически обусловленные потери превышают утвержденные нормативные технологически обусловленные потери, то недропользователь либо обосновывает и согласовывает увеличенные нормы потерь, либо уплачивает в части превышения ранее установленных нормативов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Объемы воды, добытые при переоценке запасов, к технологическим потерям не относятся, общество уплатило налог на добычу полезных ископаемых.
Фактически технологически обусловленные потери общества не превысили установленных нормативов потерь, и, следовательно, общество условий пользования недрами не нарушило. Указанные в акте проверки, протоколе об административном нарушении, постановлении потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены Технологической схемой, а к гидрогеологическим, возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод (геологоразведочные работы).
Гидрологические потери, относящиеся к добытой воде, во взаимосвязи с утвержденными запасами подземных вод по Новоблагодарненскому участку (скважина N 49Э - 1,36 куб. м/сутки, скважина N 46 - 1,16 куб. м/сутки) не составляют нарушение, поскольку не превышают установленные протоколом ГКЗ Роснедра значения.
Технологически обусловленные потери общества не превысили установленных нормативов потерь, следовательно, общество не нарушило условий пользования недрами.
Представление информации о добыче и использовании минеральной воды скважин N 46 и 49Э осуществлялось обществом в соответствии с приказами Федеральной службы государственной статистики от 05.05.2016 N 227 "О внесении изменений в статистический инструментарий для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за использованием воды, утвержденный приказом Росстата от 19.10.2009 N 230", от 14.11.2019 N 663 "О внесении изменения в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденной приказом Росстата от 19.10.2009 N 230", регулярно направляемыми обществом в Кубанское бассейновое водное управление по форме N 2-ТП (водхоз).
Таким образом, выводы управления о совершении обществом правонарушения правомерно исключены судом первой инстанции из оспариваемого постановления, поскольку управление не представило доказательства наличия в действиях общества данного нарушения.
По эпизоду необеспечения в установленный законом срок представления в департамент статистической отчетности по формам N 2-ГР и 7-ГР за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года по Новоблагодарненскому участку Ессентукского месторождения суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества такого правонарушения.
Суд округа не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции в этой части.
В соответствии с указаниями по заполнению форм N 2-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и N 7-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013 N 371 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ", при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц общество не является геологоразведочной организацией, а значит, не может являться субъектом по предоставлению статистической отчетности по формам N 2-ГР и 7-ГР.
Отсутствие нарушений в действиях общества по рассматриваемому эпизоду подтверждается тем, что работы по переоценке запасов выполнялись подрядной организацией ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова".
С учетом изложенного, как верно указал суд первой инстанции, вывод управления о том, что заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в департамент статистической отчетности по формам N 2-ГР и 7-ГР за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года, материалами дела не подтвержден.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление суда апелляционной инстанции от 23.08.2023 и оставить в силе решение суда от 28.02.2023.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу N А63-2068/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2023 оставить без изменения.
Кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представление информации о добыче и использовании минеральной воды скважин N 46 и 49Э осуществлялось обществом в соответствии с приказами Федеральной службы государственной статистики от 05.05.2016 N 227 "О внесении изменений в статистический инструментарий для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за использованием воды, утвержденный приказом Росстата от 19.10.2009 N 230", от 14.11.2019 N 663 "О внесении изменения в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденной приказом Росстата от 19.10.2009 N 230", регулярно направляемыми обществом в Кубанское бассейновое водное управление по форме N 2-ТП (водхоз).
...
В соответствии с указаниями по заполнению форм N 2-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и N 7-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013 N 371 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ", при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2024 г. N Ф08-12124/23 по делу N А63-2068/2022