г. Краснодар |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А32-63340/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Водоканал Апшеронского района" (ИНН 2325019287, ОГРН 1062325005159) - Ковалева С.В. (руководитель) и Кузнецовой Е.А. (доверенность от 03.10.2023), от третьих лиц: прокуратуры Краснодарского края - Рябоконева А.В. (удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "ИнжПроектСтрой" - Логвиненко А.Е. (доверенность от 21.04.2023), в отсутствие осуществляющего публичные полномочия органа - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) и третьих лиц: администрации муниципального образования Апшеронский район, министерства природных ресурсов Краснодарского края, департамента имущественных отношений Краснодарского края, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор", государственного автономного учреждения Краснодарского края "Краснодаркрайгосэкспертиза", извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 N А32-63340/2022, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Водоканал Апшеронского района" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным бездействие по внесению изменений в проектную документацию объекта "Автомобильная дорога с. Черниговское - пос. Дагомыс в Апшеронском районе (2 этап)" (далее - объект) в связи с наличием питьевого водозабора на р. Серебрячка и его зон санитарной охраны;
- обязать министерство внести изменения в проектную документацию объекта с учетом ограничений, налагаемых законом при строительстве объектов в зонах санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка.
Заявление основано на положениях статей 43, 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) и мотивировано следующим. Общество является гарантирующей организацией в области холодного водоснабжения семи городских и сельских поселениях Апшеронского района Краснодарского края. Головной водозабор на р. Серебрячка, используемый обществом в целях исполнения обязанностей гарантирующей организации по подаче питьевой воды, эксплуатируется с 1969 года, расположен на территории муниципального образования Майкопский район Республики Адыгея. Обществом разработан проект организации и расчет границ поясов зон санитарной охраны (далее - ЗСО) водозабора на р. Серебрячка, который утвержден в установленном порядке. В границах ЗСО водозабора ведется подготовка к строительству объекта, возводимого взамен грунтовой лесовозной дороги из с. Черниговское Апшеронского района по левому склону ущелья р. Серебрячка (вдоль водозабора). В проектной документации на строительство объекта отсутствуют сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, не разработаны мероприятия по сохранению водозабора на период строительства и эксплуатации автодороги, отсутствуют предусмотренные нормативными актами согласования. Общество в 2019-2022 годах обращалось в министерство с предложениями о внесении изменений в проектную документацию объекта, планируемого к размещению в ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозабора на р. Серебрячка), которое длительный период времени бездействует в условиях планируемого заключения договора на выполнение строительных работ в отношении объекта.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: министерство природных ресурсов Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация муниципального образования Апшеронский район (далее - администрация), прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура), общество с ограниченной ответственностью "ИнжПроектСтрой" (далее - проектная организация), государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - учреждение), государственное автономное учреждение Краснодарского края "Краснодаркрайгосэкспертиза".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие министерства во внесении изменений в проектную документацию объекта в связи с наличием питьевого водозабора на р. Серебрячка и его зон санитарной охраны. На министерство возложена обязанность по внесению изменений в проектную документацию объекта с учетом зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка.
Суды установили, что общество является гарантирующим поставщиком в области холодного водоснабжения семи городских и сельских поселениях Апшеронского района. Головной водозабор на р. Серебрячка, используемый обществом в целях исполнения обязанностей гарантирующего поставщика по подаче питьевой воды, эксплуатируется с 1969 года, расположен на территории муниципального образования Майкопский район Республики Адыгея на земельном участке с кадастровым номером 01:04:5901002:6. Объекты, расположенные на данном участке, с кадастровыми номерами 01:04:5901002:26 (каптаж N 1), 01:04:5901002:27 (каптаж N 2), 01:04:5901002:22 (здание хлораторной), 01:04:5901002:25 (служебное помещение), 01:04:5901002:21 (дизельная), 01:04:5901002:23 (дизельная и мастерская), 01:04:5901002:24 (насосная), принадлежат обществу на праве собственности. Обществом разработан проект организации и расчет границ поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка, утвержденный в установленном порядке. Границы поясов ЗСО водозабора определены в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02, они располагаются на территории Республики Адыгея и Краснодарского края. Ограничения использования земельных участков в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предусмотрены положениями Водного кодекса, СанПиН 2.1.4.1110-02. В границах ЗСО водозабора планируется строительство объекта, возводимого взамен грунтовой лесовозной дороги из с. Черниговское Апшеронского района по левому склону ущелья р. Серебрячка (вдоль водозабора). Заказчиком разработки проектной документации объекта является министерство, документация разработана проектной организацией. Общество указывает, что в проектной документации отсутствуют сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, не разработаны мероприятия по сохранению водозабора на период строительства и эксплуатации объекта, отсутствуют предусмотренные нормативными актами согласования; проектные решения прямо нарушают требования Водного кодекса и СанПиН 2.1.4.1110-02. Общество в 2019-2022 годах обращалось в министерство с предложениями о внесении изменений в проектную документацию объекта, планируемого к размещению в ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозабора на р. Серебрячка), которое бездействует в условиях планируемого заключения договора на выполнение строительных работ в отношении объекта. Данные обстоятельства послужили основанием для оспаривания обществом в судебном порядке незаконного бездействия министерства по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебными инстанциями при разрешении спора исследован проект ЗСО водозабора на р. Серебрячка, который признан соответствующим установленным нормативным требованиям, а довод общества о том, что ЗСО водозабора на р. Серебрячка установлены в минимальном указанном в СанПиН 2.1.4.1110-02 размере - подтвержденным документально. Кроме того, согласно разделу 3.2 проекта ЗСО водозабора на р. Серебрячка, для существующих родников на р. Серебрячка подземные воды относятся к первой группе защищенности, то есть подземные воды данного родника относятся к незащищенным водам. Указанное обстоятельство влечет невозможность сокращения размеров первого пояса ЗСО водозабора на р. Серебрячка в порядке, предусмотренном пунктом 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. При этом сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) за реестровыми номерами зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (ЗОУИТ) 23:02-6.930 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и 23:02-6.931 (зона санитарной охраны 2 и 3-го пояса водозабора на р. Серебрячка). По сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1601005:92, имеющим вид разрешенного использования - для строительства автомобильной дороги к полигону научного центра "Биосфера" в Краснодарском крае от км 22+660 до км 30+218, установлены ограничения прав на участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса (приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея "Об утверждении проекта организации и расчета поясов зон санитарной охраны водозабора на р. Серебрячка ОАО "Водоканал Апшеронского района", расположенного в Майкопском районе Республики Адыгея" N 74-к от 09.03.2016, срок действия: 21.09.2022, площадь 151 980 кв. м). По сведениям ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:02:1601005:92 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения (дата регистрации права - 28.08.2018, номер - 23:02:1601005:92-23/051/2018-1). Заявителем в материалы дела представлено заявление от 23.07.2020 N 678 об утверждении проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Министерство природных ресурсов Краснодарского края уведомлением от 25.08.2020 N 202-05.1-06-22475/20 отказало в принятии решения об установлении зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Обществу отказано по причине того, что зоны санитарной охраны уже утверждены приказом управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 09.03.2016 N 74-к, повторное установление зон санитарной охраны не представляется возможным. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-40945/2021, вступившим в законную силу, удовлетворены требования общества к управлению Росреестра по Краснодарскому краю. Суд признал незаконными действия по исключению из ЕГРН сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2 и 3-го поясов водозабора на р. Серебрячка) и обязал восстановить исключенные сведения. Судом при разрешении данного спора сделан вывод о наличии установленных в предусмотренном законом порядке ЗСО водозабора на р. Серебрячка на территории Республики Адыгея и Краснодарского края, определении их в минимальном размере, указанном в СанПиН 2.1.4.1110-02. В этой связи суд отклонил доводы министерства и проектной организации о несоответствии проекта ЗСО водозабора на р. Серебрячка нормам действующего законодательства, что исключает включение его в проектную документацию объекта. Учреждение произвело государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для строительства автомобильной дороги в ЕГРН 28.08.2018. Учитывая данный факт, довод уполномоченного органа и проектной документации о том, что заявителем допущено нарушение СанПиН 2.1.4.1110-02, выразившееся в отсутствии с учреждением согласования как с пользователем земельного участка, признан несостоятельным. На момент разработки проекта ЗСО водозабора на р. Серебрячка заявитель не располагал и не мог располагать данными о намерениях по закреплению земельного участка за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства автомобильной дороги и не мог указать в проекте перспективы ее развития. Министерство и проектная организация также указывают, что на момент проектирования объекта отсутствовали сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка в публичном доступе (в ЕГРН), земельные участки в границах зоны планируемого объекта не содержали сведений об ограничениях (обременениях) в пользовании. Документы территориального планирования муниципального образования Апшеронский район не содержали сведений о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, по информации, предоставленной администрацией (письмо от 23.10.2018 N 6703) в целях разработки документации по планировке территории, объект находился вне ЗСО источников питьевого и хозяйственного водоснабжения. Приведенные доводы отклонены судом, поскольку письмо администрации, в котором указывалось, что участок проектирования расположен вне ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не соответствует имеющимся в распоряжении администрации сведениям, о чем указывалось в письме (исходящий N 5579 от 19.08.2021), направленном, в том числе, и министерству 20.08.2021. Проектная документация строительства объекта, приобщенная к материалам дела, размещена в общем доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещение N 0818500000820003056. Проектная документация объекта содержит фотоматериалы, подтверждающие наличие обозначения на местности первого пояса ЗСО водозабора на р. Серебрячка на момент проведения - технический отчет по результатам инженерно-геодезических испытаний 956/ИПС-460-18-ИГДИ1.1. Следовательно, министерство и проектная организация обладали информацией о наличии водозабора на р. Серебрячка. Нормативными актами установлен переходный период для внесения данных о ЗОУИТ в государственный кадастр недвижимости. Указанные зоны считаются установленными вплоть до 01.01.2028 при отсутствии сведений о них в ЕГРН. Установлена обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования СанПиН 2.1.4.1110-02 и ограничения, налагаемые ввиду наличия зон санитарной охраны, вне зависимости от наличия разработанного и утвержденного проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Следовательно, министерство и проектная организация, располагая информацией о наличии водозабора на р. Серебрячка непосредственно вблизи с объектом строительства, учитывая нормы действующего законодательства, проявляя должную осмотрительность, могли и обязаны были осуществить дополнительные действия по исключению вероятности распространения ЗСО источника водоснабжения на земельный участок, предназначенный для строительства объекта. Судом из графических материалов дела установлено, что граница первого пояса ЗСО водозабора на р. Серебрячка проходит именно по кромке существующей грунтовой лесовозной дороги. Протяженность лесовозной дороги, на месте которой планируется строительство объекта вдоль первого пояса ЗСО, составляет 124 м от границы с Республикой Адыгея. Граница Краснодарского края и Республики Адыгея является нулевым пикетом участка автодороги. Проектной документацией строительства объекта предусмотрены точки сброса сточных вод выше расположения родников (каптажей), во всех трех поясах ЗСО водозабора на р. Серебрячка. Проектной документацией строительства объекта предусмотрены мероприятия по строительству водопропускных труб в первом поясе ЗСО на р. Серебрячка, сброс неочищенных поверхностных сточных вод посредством них в границы первого пояса посредством обустройства двух труб. Проектной документацией предусмотрен сброс сточных вод также в водные объекты, расположенные во втором и третьем поясах ЗСО на р. Серебрячка, строительство локальных очистных сооружений с выпуском очищенных и неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе, в р. Серебрячка выше по течению от каптажей водозабора. Указанные проектные решения прямо нарушают требования части 3 статьи 44 Водного кодекса, пункты 3.3.1.2, 3.3.2.3, 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. На оползневых и потенциально оползневых участках местности предусматривается устройство удерживающих сооружений на основании буронабивных свай, объединенных железобетонным ростверком. В границах второго и третьего поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка проектной документацией строительства объекта предусмотрено устройство 21 верховой подпорной стены. В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует обязательное согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обоснование гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Таким образом, проектная документация строительства объекта содержит сведения о наличии водозабора на р. Серебрячка, однако не содержит сведений о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, ограничениях, налагаемых ввиду наличия таких зон, установленных законом согласований на производство работ в ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Проектные решения, содержащиеся в документации объекта, существенно нарушают требования водного, земельного и градостроительного законодательства, положения СанПиН 2.1.4.1110-02. Довод министерства о том, что разработанные проектные решения соответствуют требуемым нормам в области охраны и защиты окружающей среды Российской Федерации и Краснодарского края, что подтверждается фактом прохождения государственной экологической экспертизы и получения по ее результату положительного заключения, судом отклонен. В материалах проектной документации строительства объекта, направленных на государственную экологическую экспертизу, отсутствовали сведения о наличии ЗСО водозабора на р. Серебрячка, что препятствовало объективной оценке соответствия проектных решений нормам действующего законодательства. Судебные акты по делу N А32-27661/2019, на которые ссылаются министерство и проектная организация, вынесены по иному основанию. Судами проверялись доводы Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" о незаконности приказа от 14.03.2019 N 5-ЭК и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Судами в рамках указанного дела не устанавливались обстоятельства, связанные с наличием (либо отсутствием) ЗСО водозабора на р. Серебрячка, следовательно, они не имеют преюдициального значения для данного спора. Суд отклонил ходатайство проектной организации о назначении по делу судебной экспертизы. Данный вопрос относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора. Суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства ввиду того, что при подготовке проекта проводилась государственная экспертиза, результаты которой не оспорены. Кроме того, обстоятельства, которые подлежат выяснению при рассмотрении настоящего дела, могут быть установлены на основе оценки имеющихся в материалах дела документов и иных доказательств, представляемых сторонами в соответствии с положениями статьи 71 Кодекса. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судебными инстанциями норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и материалам дела. Жалоба мотивирована следующим. На момент проектирования объекта отсутствовали сведения о наличии ЗСО водозабора на р. Серебрячка, что подтверждалось общедоступными сведениями из ЕГРН и следовало из информации, поступившей в уполномоченный орган (по запросу) в целях разработки документации по планировке территории от администрации (письмо от 23.10.2018 N 6703). Документы территориального планирования муниципального образования Апшеронский район также не содержали сведений о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, эксплуатируемого обществом. Объект находился вне ЗСО источников питьевого и хозяйственного водоснабжения. Изложенное подтверждается отсутствием в публичном доступе сведений о ЗСО водозабора на р. Серебрячка на момент проектирования объекта. В ходе выполнения инженерно-геологических изысканий проектной организацией проведена комплексная оценка инженерно-геологических и гидрологических условий местности, в том числе выполнен прогноз возможных изменений инженерно-геологических и гидрологических условий в соответствии с СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". Принятые в проектных решениях мероприятия обеспечивают минимальное нарушение экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий территории. Комиссией государственной экологической экспертизы дана положительная оценка материалов, представленных проектной организацией. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 27.11.2019 Краснодарского края по делу N А32-27661/2019 подтверждено соответствие проектной документации экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. В разработанном обществом проекте организации и расчете границ поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка имеется ряд разночтений и недостоверных данных. Разработанный заявителем проект водозабора противоречит положениям действующего законодательства и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 (пункты 1.12.1, 2.2, 3.2.1.3, 3.2.1.5, 3.4). Поскольку действия министерства не содержат признаков нарушения действующего законодательства, нарушающих права (интересы) общества, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Учреждение в отзыве поддерживало доводы кассационной жалобы министерства, просило суд кассационной инстанции принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. По мнению заявителя, выводы судебных инстанций по существу спора соответствуют нормам водного, земельного и градостроительного законодательства, а также материалам дела, подтверждающим незаконность оспариваемого бездействия министерства, а также нарушение им прав (интересов) общества, являющимся гарантирующей организацией в области холодного водоснабжения. Просило суд также учесть, что водозабор на р. Серебрячка является единственным источником водоснабжения двенадцати населенных пунктов Апшеронского района.
Администрация в отзыве поддерживала позицию общества, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а жалобу министерства - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель проектной организации поддерживал доводы жалобы министерства, просил ее удовлетворить.
Представители общества и прокуратуры возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций закону и имеющимся в деле доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителей общества, проектной организации и прокуратуры, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является гарантирующим поставщиком в области холодного водоснабжения семи городских и сельских поселениях Апшеронского района. Головной водозабор на р. Серебрячка, используемый обществом в целях исполнения обязанностей гарантирующего поставщика по подаче питьевой воды, эксплуатируется с 1969 года, расположен на территории муниципального образования Майкопский район Республики Адыгея на земельном участке с кадастровым номером 01:04:5901002:6. Объекты, расположенные на данном участке, с кадастровыми номерами 01:04:5901002:26 (каптаж N 1), 01:04:5901002:27 (каптаж N 2), 01:04:5901002:22 (здание хлораторной), 01:04:5901002:25 (служебное помещение), 01:04:5901002:21 (дизельная), 01:04:5901002:23 (дизельная и мастерская), 01:04:5901002:24 (насосная), принадлежат обществу на праве собственности.
Обществом разработан проект организации и расчет границ поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка. Границы поясов ЗСО водозабора определены в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02, они располагаются на территории Республики Адыгея и Краснодарского края. Ограничения использования земельных участков в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предусмотрены положениями Водного кодекса, СанПиН 2.1.4.1110-02.
В границах ЗСО водозабора на р. Серебрячка планируется строительство объекта, возводимого взамен грунтовой лесовозной дороги из с. Черниговское Апшеронского района по левому склону ущелья р. Серебрячка (вдоль водозабора). Заказчиком разработки проектной документации объекта является министерство, документация разработана проектной организацией.
Общество указывает, что в проектной документации отсутствуют сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, не разработаны мероприятия по сохранению водозабора на период строительства и эксплуатации объекта, отсутствуют предусмотренные нормативными актами согласования; проектные решения прямо нарушают требования Водного кодекса и СанПиН 2.1.4.1110-02. Общество в 2019-2022 годах обращалось в министерство с предложениями о внесении изменений в проектную документацию объекта, планируемого к размещению в ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозабора на р. Серебрячка), которое длительный период времени бездействует в условиях предстоящего заключения договора на выполнение строительных работ в отношении объекта. Данные обстоятельства послужили основанием для оспаривания обществом в судебном порядке незаконного бездействия министерства по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что такое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 28.06.2022 N 21) содержит следующее разъяснение. К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение о принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Рассмотрение дел по правилам главы 24 Кодекса осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (пункт 15 постановления от 28.06.2022 N 21).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами. Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса).
Порядок установления, изменения и прекращения зон с особыми условиями использования территорий регулируется главой XIX Земельного кодекса. Исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования территорий, подлежащих установлению, определен статьей 105 Земельного кодекса (в редакции Закона N 342-ФЗ). Пунктом 16 названной статьи предусмотрено установление, в частности, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02. Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункты 3.2.1.2, 3.2.2.2, 3.2.3.1, 3.2.3.2, 3.3.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 и раздел 4.4 проекта ЗСО водозабора на р. Серебрячка не допускают посадку высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладку трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. На территории второго и третьего поясов ЗСО не допускается: размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений (пестицидов) и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Также запрещено всякое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, а также все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные в пределах акватории зон санитарной охраны допускается при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. К мероприятиям на территории второго и третьего поясов ЗСО относятся в том числе выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.); недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка внесены в ЕГРН за реестровыми номерами ЗОУИТ 23:02-6.930 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора) и 23:02-6.931 (зона санитарной охраны 2 и 3-го пояса водозабора). По сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1601005:92 установлены ограничения прав на участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса (приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея "Об утверждении проекта организации и расчета поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка ОАО "Водоканал Апшеронского района", расположенного в Майкопском районе Республики Адыгея" N 74-к от 09.03.2016, срок действия: 21.09.2022, площадь 151 980 кв. м). Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-40945/2021, вступившим в законную силу, удовлетворены требования общества к управлению Росреестра по Краснодарскому краю. Суд признал незаконными действия по исключению из ЕГРН сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2 и 3-го поясов водозабора на р. Серебрячка) и обязал восстановить исключенные сведения. Судом при разрешении данного спора сделан вывод о наличии установленных в предусмотренном законом порядке ЗСО водозабора на р. Серебрячка на территории Республики Адыгея и Краснодарского края, определении их в минимальном размере, указанном в СанПиН 2.1.4.1110-02. Министерство и проектная организация, располагая информацией о наличии водозабора на р. Серебрячка непосредственно вблизи с объектом строительства, учитывая нормы действующего законодательства, проявляя должную осмотрительность, могли и обязаны были осуществить дополнительные действия по исключению вероятности распространения ЗСО источника водоснабжения на земельный участок, предназначенный для строительства объекта. Граница первого пояса ЗСО водозабора на р. Серебрячка проходит именно по кромке существующей грунтовой лесовозной дороги. Протяженность лесовозной дороги, на месте которой планируется строительство объекта вдоль первого пояса ЗСО, составляет 124 м от границы с Республикой Адыгея. Граница Краснодарского края и Республики Адыгея является нулевым пикетом участка автодороги. Проектной документацией строительства объекта предусмотрены точки сброса сточных вод выше расположения родников (каптажей), во всех трех поясах ЗСО водозабора на р. Серебрячка. Проектной документацией строительства объекта предусмотрены мероприятия по строительству водопропускных труб в первом поясе ЗСО на р. Серебрячка, сброс неочищенных поверхностных сточных вод посредством них в границы первого пояса посредством обустройства двух труб. Проектной документацией предусмотрен сброс сточных вод также в водные объекты, расположенные во втором и третьем поясах ЗСО на р. Серебрячка, строительство локальных очистных сооружений с выпуском очищенных и неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе, в р. Серебрячка выше по течению от каптажей водозабора. Указанные проектные решения прямо нарушают требования части 3 статьи 44 Водного кодекса, пункты 3.3.1.2, 3.3.2.3, 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. На оползневых и потенциально оползневых участках местности предусматривается устройство удерживающих сооружений на основании буронабивных свай, объединенных железобетонным ростверком. В границах второго и третьего поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка проектной документацией строительства объекта предусмотрено устройство 21 верховой подпорной стены. В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует обязательное согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обоснование гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Таким образом, проектная документация строительства объекта содержит сведения о наличии водозабора на р. Серебрячка, однако не содержит сведений о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, ограничениях, налагаемых ввиду наличия таких зон, установленных законом согласований на производство работ в зонах санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Проектные решения документации объекта существенно нарушают требования водного, земельного и градостроительного законодательства, положения СанПиН 2.1.4.1110-02. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что оспариваемое бездействие министерства незаконно, оно нарушает права и интересы общества как гарантирующей организации, обеспечивающей водоснабжением семь городских и сельских поселений Апшеронского района.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы (при проектировании объекта отсутствовали сведения о наличии ЗСО водозабора на р. Серебрячка; принятые проектные решения соответствуют нормам в области охраны и защиты окружающей среды; проект организации и расчета границ поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка имеет ряд разночтений и недостоверных данных) не принимаются. Изложенные в жалобе доводы повторяют правовую позицию министерства и возражения, которые уполномоченный орган приводил в судах первой и апелляционной инстанций. Эти доводы проверялись судебными инстанциями при разрешении спора, они получили надлежащую оценку и были отклонены с приведением мотивов их непринятия. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Кодекса). Поскольку установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства, которые являлись предметом рассмотрения судов. Вопреки содержащимся в кассационной жалобе доводам, суды при рассмотрении дела установили все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора. Нормы материального права применены судами правильно. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами в силу иного понимания им норм действующего законодательства и иной оценки доказательств, представленных в материалы дела, само по себе не может служить основанием для отмены обжалуемых им судебных актов. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил. Таким образом, предусмотренные Кодексом условия для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу N А32-63340/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции при разрешении спора установили, что сведения о ЗСО водозабора на р. Серебрячка внесены в ЕГРН за реестровыми номерами ЗОУИТ 23:02-6.930 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора) и 23:02-6.931 (зона санитарной охраны 2 и 3-го пояса водозабора). По сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:02:1601005:92 установлены ограничения прав на участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса (приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея "Об утверждении проекта организации и расчета поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка ОАО "Водоканал Апшеронского района", расположенного в Майкопском районе Республики Адыгея" N 74-к от 09.03.2016, срок действия: 21.09.2022, площадь 151 980 кв. м). Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-40945/2021, вступившим в законную силу, удовлетворены требования общества к управлению Росреестра по Краснодарскому краю. Суд признал незаконными действия по исключению из ЕГРН сведений о ЗОУИТ 23:02-6.770 (зона санитарной охраны 1-го пояса водозабора на р. Серебрячка) и ЗОУИТ 23:02-6.828 (зона санитарной охраны 2 и 3-го поясов водозабора на р. Серебрячка) и обязал восстановить исключенные сведения. Судом при разрешении данного спора сделан вывод о наличии установленных в предусмотренном законом порядке ЗСО водозабора на р. Серебрячка на территории Республики Адыгея и Краснодарского края, определении их в минимальном размере, указанном в СанПиН 2.1.4.1110-02. Министерство и проектная организация, располагая информацией о наличии водозабора на р. Серебрячка непосредственно вблизи с объектом строительства, учитывая нормы действующего законодательства, проявляя должную осмотрительность, могли и обязаны были осуществить дополнительные действия по исключению вероятности распространения ЗСО источника водоснабжения на земельный участок, предназначенный для строительства объекта. Граница первого пояса ЗСО водозабора на р. Серебрячка проходит именно по кромке существующей грунтовой лесовозной дороги. Протяженность лесовозной дороги, на месте которой планируется строительство объекта вдоль первого пояса ЗСО, составляет 124 м от границы с Республикой Адыгея. Граница Краснодарского края и Республики Адыгея является нулевым пикетом участка автодороги. Проектной документацией строительства объекта предусмотрены точки сброса сточных вод выше расположения родников (каптажей), во всех трех поясах ЗСО водозабора на р. Серебрячка. Проектной документацией строительства объекта предусмотрены мероприятия по строительству водопропускных труб в первом поясе ЗСО на р. Серебрячка, сброс неочищенных поверхностных сточных вод посредством них в границы первого пояса посредством обустройства двух труб. Проектной документацией предусмотрен сброс сточных вод также в водные объекты, расположенные во втором и третьем поясах ЗСО на р. Серебрячка, строительство локальных очистных сооружений с выпуском очищенных и неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе, в р. Серебрячка выше по течению от каптажей водозабора. Указанные проектные решения прямо нарушают требования части 3 статьи 44 Водного кодекса, пункты 3.3.1.2, 3.3.2.3, 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. На оползневых и потенциально оползневых участках местности предусматривается устройство удерживающих сооружений на основании буронабивных свай, объединенных железобетонным ростверком. В границах второго и третьего поясов ЗСО водозабора на р. Серебрячка проектной документацией строительства объекта предусмотрено устройство 21 верховой подпорной стены. В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует обязательное согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обоснование гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Таким образом, проектная документация строительства объекта содержит сведения о наличии водозабора на р. Серебрячка, однако не содержит сведений о ЗСО водозабора на р. Серебрячка, ограничениях, налагаемых ввиду наличия таких зон, установленных законом согласований на производство работ в зонах санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Проектные решения документации объекта существенно нарушают требования водного, земельного и градостроительного законодательства, положения СанПиН 2.1.4.1110-02. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что оспариваемое бездействие министерства незаконно, оно нарушает права и интересы общества как гарантирующей организации, обеспечивающей водоснабжением семь городских и сельских поселений Апшеронского района.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2024 г. N Ф08-12083/23 по делу N А32-63340/2022