г. Краснодар |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А20-1958/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгроТех" (ИНН 0705008337, ОГРН 1130724001165) - Умарова А.В. (доверенность от 01.10.2023), в отсутствие заинтересованного лица - муниципального учреждения "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (ИНН 0705001324, ОГРН 1020700589194) и третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721009680, ОГРН 1040700234321), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального учреждения "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А20-1958/2022, установил следующее.
ООО "ЮгАгроТех" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения муниципального учреждения "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - администрация) от 25.04.2022 N 2.1.22/339 об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 226 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 07:06:1800027:427, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Кирова, для размещения магазинов, предприятий общественного питания (далее - решение N 2.1.22/339); решения администрации от 25.04.2022 N 2.1.22/340 об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 450 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером N 07:06:1800027:426, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Ленина, для размещения магазинов, предприятий общественного питания (далее - решение N 2.1.22/340); постановления администрации от 06.05.2022 N 104 (далее - постановление N 104) об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 315 кв. м с кадастровым номером 07:06:1800027:427, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Кирова, д. 92б (далее - участок 07:06:1800027:427); постановления администрации от 06.05.2022 N 103 (далее - постановление N 103) об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 220 кв. м с кадастровым номером 07:06:1800027:426, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Ленина, д. 22б (далее - участок 07:06:1800027:426); возложении обязанности на администрацию аннулировать сведения об участках 07:06:1800027:427 и 07:06:1800027:426; возложении на администрацию обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу изготовить, утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка площадью 450 кв. м согласно приложенной к заявлению общества от 03.04.2022 схеме в виде ситуационного плана расположения земельного участка; изготовить, утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка площадью 226 кв. м согласно приложенной к заявлению общества от 03.04.2022 схеме в виде ситуационного плана расположения земельного участка (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление).
Решением суда от 20.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2023, требования общества удовлетворены в полном объеме; распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы тем, что подготовка схемы расположения земельного участка является обязанностью администрации, основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемых обществом земельных участков, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что к заявлениям общества приложены не ситуационные планы расположения испрашиваемых земельных участков, а подготовленные специализированными организациями схемы расположения земельных участков, которые являются незаконными, так как заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданами и юридическими лицами не допускается подготовка схемы расположения земельного участка для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (пункт 5 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации). Законом не предусмотрена обязанность администрации подготавливать схемы расположения земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц на основании уже подготовленной схемы. Администрация не считает возможным подготовить схемы расположения испрашиваемых обществом земельных участков для целей строительства торговых объектов, поскольку они расположены на территориях общего пользования, через эти участки проходят городские водопроводная и канализационная сети. Суды не учли, что испрашиваемые обществом к утверждению схемы расположения земельных участков ранее были подготовлены гражданином Сабановым А.И. и представлены в администрацию, после отказа в утверждении которых он оспорил в суде общей юрисдикции решения администрации, однако суды отказали Сабанову А.И. в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что испрашиваемые земельные участки расположены на территории общего пользования. Поскольку судебными актами установлено отнесение земельных участков к территории общего пользования городского поселения Терек, эти участки не могут быть предметом аукциона по продаже права аренды земельных участков. Удовлетворив исковые требования общества, суды не учли что земельный участок площадью 1220 кв. м с кадастровым номером 07:06:1800027:426 и земельный участок площадью 450 кв. м с кадастровым номером 07:06:1800027:427 образованы для их включения в действующие федеральные программы по благоустройству территории рекреационного назначения, в пределах полномочий администрации и до вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер. Приняв в качестве доказательства, обосновывающего позицию общества, выполненное ООО "ГЕО-ЭКСПЕРТ" по результатам судебной экспертизы заключение от 29.05.2023 N 23/06/СЭ-178 (далее - заключение N 23/06/СЭ-178), суды не учли, что заключение N 23/06/СЭ-178 содержит указание на то, что испрашиваемые обществом земельные участки не занимают проезжую часть дороги, пешеходные тротуары. Однако возведение объектов капитального строительства между пешеходными тротуарами и проезжей частью дороги на испрашиваемых обществом земельных участках площадью 450 кв. м и 226 кв. м представляет повышенную угрозу для безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство суды также не учли и не оценили в совокупности с другими представленными в материалы дела доказательствами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзывы на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.04.2022 общество обратилось в администрацию с заявлениями о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 226 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Кирова, и земельного участка площадью 450 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Ленина, для размещения магазинов, предприятий общественного питания.
К заявлениям приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Решениями N 2.1.22/339 и 2.1.22/340 администрация отказала в подготовке, изготовлении и утверждении схемы испрашиваемых земельных участков со ссылкой на подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что испрашиваемые к образованию земельные участки расположены на территории общего пользования г. п. Терек.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требования общества, исходя из следующего.
Предоставление в аренду находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка осуществляется на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Кодекса, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений пункта 3 статьи 11.3 Кодекса.
Статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 11.10 Кодекса.
Суды указали, что испрашиваемые обществом земельные участки расположены на территории городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и относятся к землям населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации), в котором отсутствует утвержденный проект межевания; на момент обращения общества с заявлениями земельные участки не образованы и не поставлены на государственный кадастровый учет.
Позиция администрации об отказе в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков сводится к тому, что испрашиваемые обществом к образованию земельные участки расположены на территории общего пользования городского поселения Терек, что в силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации исключает их последующее предоставление гражданам или юридическим лицам путем проведения аукциона.
По утверждению администрации, факт отнесения испрашиваемых обществом земельных участков к землям общего пользования также установлен судебными актами судов общей юрисдикции по иску Сабанова А.И. к администрации по делу N 2а-744/2021, при рассмотрении которого разрешался вопрос об утверждении схем расположения земельного участка площадью 226 кв. м (по ул. Кирова в г. п. Терек) и земельного участка площадью 450 кв. м (по ул. Ленина в г. п. Терек).
Суды не приняли во внимание позицию администрации и указали, что согласно заключению N 23/06/СЭ-178 земельные участки площадью 226 кв. м и 450 кв. м, испрашиваемые обществом к утверждению схемы в границах, обозначенных в схемах расположения земельных участков, на территории общего пользования городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики по состоянию на 04.04.2022 не расположены. Испрашиваемый обществом к утверждению схемы земельный участок площадью 226 кв. м (согласно схеме расположения) расположен в границах участка 07:06:1800027:427. Испрашиваемый обществом к утверждению схемы земельный участок площадью 450 кв. м (согласно схеме расположения) расположен в границах участка 07:06:1800027:426.
Суды указали, что после вынесения оспариваемых решений N 2.1.22/339, 2.1.22/340 об отказе в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков, администрация издала постановления N 103 и N 104.
Постановление N 103 послужило основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 220 кв. м по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Ленина, д. 22б, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - отдых (рекреация), кадастровый номер 07:06:1800027:426, дата присвоения кадастрового номера - 19.05.2022.
Постановление N 104 послужило основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 315 кв. м по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Терек, ул. Кирова, д. 192 б, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - отдых (рекреация), кадастровый номер 07:06:1800027:427, дата присвоения кадастрового номера - 15.06.2022.
Испрашиваемый обществом к образованию земельный участок площадью 450 кв. м (по ул. Ленина в г. п. Терек) расположен в пределах границ земельного участка площадью 1 220 кв. м с кадастровым номером 07:06:1800027:426, схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена постановлением N 103, а земельный участок площадью 226 кв. м (по ул. Кирова в г. п. Терек) расположен в пределах границ земельного участка площадью 315 кв. м с кадастровым номером 07:06:1800027:427, схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена постановлением N 104.
Сделав вывод о незаконности действий (бездействия) администрации, незаконности оспариваемых обществом решений N 2.1.22/339 и 2.1.22/340, постановлений N 103 и 104, удовлетворив исковые требования общества в полном объеме; указав на тождество предмета и оснований по делу N 2а-744/2021 по иску Сабанова А.И. и настоящего дела, но различие субъектного состава участвующих в деле N 2а-744/2021 и настоящем деле лиц (что воспрепятствовало применению статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); сославшись на то, что наличие на испрашиваемых обществом земельных участках сооружений канализации и водоотведения не препятствует изготовлению и утверждению схемы расположения земельных участков, поскольку указанные объекты могут быть размещены в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (то есть без предоставления земельных участков или установления сервитута), суды не указали, почему в данном случае - в приоритете использование спорных земельных участков в целях размещения магазинов, предприятий общественного питания (на чем настаивает общество), а не для отдыха (рекреации) (на чем настаивает администрация), и не учли следующее.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Суды неполно исследовали доводы администрации и представленные в обоснование этих доводов доказательства расположения испрашиваемых обществом земельных участков на территории общего пользования и не оценили их на предмет соответствия правилам пункта 6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно установленным и исследованным обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, исключить противоречия в выводах относительно статуса территории, в границах которой расположены испрашиваемые обществом земельные участки, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А20-1958/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Суды неполно исследовали доводы администрации и представленные в обоснование этих доводов доказательства расположения испрашиваемых обществом земельных участков на территории общего пользования и не оценили их на предмет соответствия правилам пункта 6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2024 г. N Ф08-12436/23 по делу N А20-1958/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12436/2023
21.09.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-388/2023
30.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-388/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1958/2022