г. Краснодар |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А18-2994/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия - Халухаева М.М. в отсутствие заявителя - Министерства финансов Республики Ингушетия, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Республики Ингушетия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Ингушетия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А18-2994/2022, установил следующее.
Министерство финансов Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее - управление) о признании незаконным пункта 11 представления от 22.09.2022 N 14-17-28/1772 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Ингушетия (далее - Правительство).
Решением суда от 07.06.2023 заявление Министерства удовлетворено. Суд не установил нарушение министерством бюджетного законодательства, указав при этом, что пункт 11 представления не содержит указания на конкретные действия министерства, противоречащие закону. Дублирование министерством функций управления, в части санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета, не подтверждено. Порядок утверждения и доведения до главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Ингушетия предельного объема оплаты денежных обязательств, утвержденный приказом министерства от 07.06.2019 N 185-п (далее - Порядок N 185-п), в установленном порядке не обжалован.
Постановлением от 16.10.2023 суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции от 07.06.2023, в удовлетворении заявленного министерством требования отказал. Судебный акт мотивирован тем, что с 01.01.2021 вступил в силу Порядок казначейского обслуживания, утвержденный приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н (далее - Порядок N 21н), пунктом 2 которого установлено, что до 01.01.2025, при казначейском обслуживании, распоряжения о совершении казначейских платежей представляются непосредственно в территориальные органы Федерального казначейства. Предварительное санкционирование платежных документов финансовым органом субъекта Российской Федерации Порядком N 21н не предусмотрено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что положения Порядка N 185-п в полной мере соответствуют положениям статей 226.1 и 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в случае и порядке, установленных финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), при организации исполнения бюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года. Оспариваемый министерством пункт 11 представления не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должно совершить министерство для устранения нарушений бюджетного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Управление полагает, что предусмотренная Порядком N 185-п предварительная проверка министерством платежных документов, направляемых получателями средств республиканского бюджета для осуществления платежа в УФК по Республике Ингушетия, противоречит требованиям статей 166.1, 220.1 и 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Соглашению об осуществлении УФК по Республике Ингушетия отдельных функций по исполнению бюджета Республики Ингушетия при кассовом обслуживании исполнения бюджета от 15.05.2019 (далее - Соглашение), заключенному управлением и Правительством Республики Ингушетия.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда. По мнению Правительства, в соответствии с пунктом 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами, тогда как Соглашение не является нормативным правовым актом, в связи с чем его положения не могут входить в предмет финансовой проверки и управление не может выносить акты реагирования - представления.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, управление и правительство заключили Соглашение об осуществлении управлением отдельных функций по исполнению бюджета Республики Ингушетия при кассовом обслуживании исполнения бюджета управлением. Соглашение заключено в соответствии с положениями статей 166.1, 168, 220.1, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и Порядком осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов. Согласно пункту 1 (подпункты 1.1, 1.2) Соглашения, Правительство поручает управлению осуществление определенных Соглашением функций по исполнению бюджета Республики Ингушетия; управление осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета во взаимодействии с министерством, главными администраторами (администраторами источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), администраторами источников финансирования дефицита бюджета, главными распорядителями (распорядителями) и получателями (иными получателями) средств бюджета. Права и обязанности управления в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета предусмотрены пунктом 2 Соглашения, в частности управление с 01.06.2019 осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета в порядке, установленном финансовым органом.
Приказом министерства от 07.06.2019 утвержден Порядок N 185-п, согласно которому получатели средств республиканского бюджета направляют в министерство платежные документы, а именно: заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), заявку на кассовый расход (сокращенную; код формы по КФД 0531851), свободную заявку на кассовый расход (для уплаты налогов; код формы по КФД 0531860), заявку на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802), заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531243), заявку на возврат (код формы по КФД 0531803) (пункт 3). Министерство проверяет представленные платежные документы на целостность поступивших файлов электронных документов, полноту заполнения полей, правильность и полноту указанных в них реквизитов, а также соответствие текстового назначения платежа указанному коду расходов классификации расходов республиканского бюджета. Министерство проверяет представленные платежные документы по расходным обязательствам республиканского бюджета, включенным в Перечень первоочередных расходов республиканского бюджета, установленный приложением 1 к Порядку N 185-п (пункт 4). В случае отказа в исполнении платежных документов министерство указывает в АЦК "Финансы" причину отказа (пункт 5). В случае положительного результата рассмотрения платежных документов министерством в АЦК "Финансы" формируются распоряжения о зачислении средств соответственно на лицевые счета главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, открытые в управлении (пункт 6). Доведение предельных объемов финансирования на лицевые счета главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, открытые в управлении, осуществляется управлением в соответствии с Соглашением (пункт 7).
Управлением на основании приказа от 04.07.2022 N 100 о/д проведена плановая выездная проверка годовых отчетов министерства об исполнении в 2021 году бюджета субъекта Российской Федерации, по результатам которой в отношении министерства вынесено представление от 22.09.2022 N 14-17-28/1772, в пункте 11 мотивировочной части которого указано, что в нарушение статей 166.1, 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Соглашения, предусмотренные Порядком N 185-п функции министерства дублируют функции управления, предусмотренные Соглашением. В пункте 2 резолютивной части представления министерству указано в срок до 23.12.2022 устранить нарушения путем внесения изменений в Порядок N 185-п.
Не согласившись с пунктом 11 представления управления, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции установил фактические обстоятельства по делу, исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 1, 4, 5.15 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), статьями 166.1, 269, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного министерством требования.
Пунктом 2 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения), предусмотрена возможность передачи отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации по исполнению бюджета органам Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с Соглашением, заключенным Правительством и управлением, управлению переданы отдельные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Республики Ингушетия с наделением его правом с 01.06.2019 осуществлять санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета. При этом согласно принятому министерством Порядку N 185-п (пункты 3 - 6), предельные объемы финансирования расходов бюджета доводятся до получателей на основании платежных документов, санкционированных министерством.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что положения Порядка дублируют функции управления, предусмотренные Соглашением по исполнению бюджета Республики Ингушетия при кассовом обслуживании исполнения бюджета, в связи с чем министерству обоснованно выдано представление об устранении нарушения путем внесения изменений в Порядок N 185-п.
Суд апелляционной инстанции при принятии судебного акта учел, что с 1 января 2021 года осуществлен переход на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в системе казначейских платежей (Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей", приказ Федерального казначейства от 1 апреля 2020 года N 15н "О порядке открытия казначейских счетов", приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н "О порядке казначейского обслуживания", приказ Федерального казначейства от 13 мая 2020 года N 20н "Об утверждении правил организации и функционирования системы казначейских платежей"), согласно которому при казначейском обслуживании, распоряжения о совершении казначейских платежей представляются непосредственно в территориальные органы Федерального казначейства. Приказ Федерального казначейства от 13 мая 2020 года N 20н "Об утверждении правил организации и функционирования системы казначейских платежей" не содержит положений о необходимости предварительного санкционирования платежных документов финансовым органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приведенными положениями и установленными по данному делу обстоятельствами, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о законности выданного министерству представления в части пункта 11, установив в действиях министерства нарушение установленного порядка казначейского обслуживания при исполнении республиканского бюджета, указав, что в оспариваемой министерством части представление является конкретным и исполнимым. Документально данный вывод министерство не опровергло.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования.
Доводы министерства исследованы судом апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы министерства выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А18-2994/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции при принятии судебного акта учел, что с 1 января 2021 года осуществлен переход на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в системе казначейских платежей (Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей", приказ Федерального казначейства от 1 апреля 2020 года N 15н "О порядке открытия казначейских счетов", приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н "О порядке казначейского обслуживания", приказ Федерального казначейства от 13 мая 2020 года N 20н "Об утверждении правил организации и функционирования системы казначейских платежей"), согласно которому при казначейском обслуживании, распоряжения о совершении казначейских платежей представляются непосредственно в территориальные органы Федерального казначейства. Приказ Федерального казначейства от 13 мая 2020 года N 20н "Об утверждении правил организации и функционирования системы казначейских платежей" не содержит положений о необходимости предварительного санкционирования платежных документов финансовым органом субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2024 г. N Ф08-14081/23 по делу N А18-2994/2022