г. Краснодар |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А32-49901/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-Белореченские Минудобрения" (ОГРН 1062303006930) - Должиковой О.С. (доверенность от 05.04.2023), Сажиной С.Л. (доверенность от 04.07.2023), от ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - Чигоряева П.Б. (доверенность от 22.12.2023), в отсутствие представителей администрации муниципального образования Белореченский район, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, публично-правовой компании "Роскадастр", извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А32-49901/2021, установил следующее.
ООО "ЕвроХим-БМУ" (далее - общество) и администрация муниципального образования Белореченский район (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство), Департаменту лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 площадью 167 503 кв. м, расположенного по адресу: Дружненское сельское поселение Белореченского района Краснодарского края, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 (приведены координаты);
- исправить реестровую ошибку в отношении единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 путем исключения части площади обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 из площади единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 и внести изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 (приведены координаты);
- с учетом требований пункта 4 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) указать в решении, что для исправления реестровой ошибки в отношении единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 предоставление в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) межевого плана не требуется;
- указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения управлением Росреестра изменений в ЕГРН в отношении обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 площадью 167 503 кв. м, расположенного по адресу: Дружненское сельское поселение Белореченского района Краснодарского края, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 (предмет исковых требований изменен: т. 3, л. д. 131 - 133).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Росреестра, Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), ППК "Роскадастр".
Решением от 22.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2023, исковые требования удовлетворены: признано наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 площадью 167 503 кв. м, расположенного по адресу: Дружненское сельское поселение Белореченского района Краснодарского края, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 (приведены координаты); исправлена реестровая ошибка в отношении единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 путем исключения части площади обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 из площади единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 и внесения изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 (приведены координаты); указано, что решение суда является основанием для внесения управлением Росреестра изменений в ЕГРН в отношении обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 площадью 167 503 кв. м, расположенного по адресу: Дружненское сельское поселение Белореченского района Краснодарского края, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями Закона N 218-ФЗ, а также экспертным заключением ООО "Кубанский проектный институт по землеустройству "Кубаньгипрозем"" от 07.09.2022 N 49, которым подтвержден факт наличия реестровой ошибки. Суды установили, что обособленный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 не является самостоятельным объектом недвижимости, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, соответственно, для внесения изменений в сведения ЕГРН необходимо исправить реестровую ошибку в отношении единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 путем исключения части площади обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097. В результате исправления реестровой ошибки в границах единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 будут внесены изменения в границы обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, площадь которого составит 89 095 кв. м (по сведениям ЕГРН - 167 503 кв. м). Общая площадь единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 уменьшится на 78 408 кв. м и составит 56 752 521 кв. м (по сведениям ЕГРН - 56 831 094 кв. м).
Для исправления реестровой ошибки корректируемых границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, экспертом определены координаты повторных точек. Относительно отражения в решении суда необязательности предоставления в орган регистрации межевого плана суды отказали, указав, что данное требование воспрепятствует исполнению судебного акта.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение от 22.06.2023 и постановление апелляционного суда от 01.09.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что по сведениям ЕГРН обособленный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, которое относится к категории земель - "земли лесного фонда", имеет вид разрешенного использования - "лесной участок", и находится в собственности Российской Федерации (дата присвоения кадастрового номера 13.10.2009). Кроме того, единое землепользование с кадастровым номером 23:39:0000000:646 обременено множественной арендой.
Ввиду удовлетворения иска площадь обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, соответственно, и единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, будет уменьшена, изменится также их конфигурация и местоположение границ.
В отзыве на кассационную жалобу общество пояснило, что в материалы дела представлен планшет материалов лесоустройства Пшехского участкового лесничества Белореченского лесничества, на котором отображены границы лесных кварталов и выделов Белореченского лесничества, включая квартал N 13, то есть возможность определения местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, имеется. При совмещении границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, по координатам поворотных точек, имеющихся в ЕГРН, с материалами лесоустройства Пшехского участкового лесничества Белореченского лесничества, установлено, что обособленный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 частично входит в границы земель лесного фонда. Экспертным путем установлено, что специалистом, проводившими кадастровые работы по установлению местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, допущена реестровая ошибка: координаты поворотных точек спорного участка определены без учета границ земель лесного фонда, отображенных в материалах лесоустройства Пшехского участкового лесничества Белореченского лесничества. Воспроизведенная в ЕГРН ошибка является следствием недостоверности сведений о местоположении границ земельного участка по данным ЕГРН сведениям, предоставленным государственным казенным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу".
В судебном заседании представители общества и территориального управления поддержали позиции своих доверителей. Иные участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, общество провело работы по образованию земельного участка в Дружненском сельском поселении Белореченского района Краснодарского края в целях строительства и эксплуатации объекта - Секция N 5/3 шламонакопителя под складирование фосфогипса площадью 60 046 кв. м, в ходе которых выявлено, что планируемый к образованию земельный участок по сведениям ЕГРН имеет пересечение с обособленным земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, находящегося в собственности Российской Федерации.
Общество обратилось с запросом от 29.10.2020 N 20-2642/01-01 в министерство о предоставлении информации об отнесении части земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 к землям лесного фонда (т. 1, л. д. 35).
Согласно ответу ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" от 30.11.2020 N 111-7592/20 в месте формирования земельного участка отсутствуют пересекаемые земли государственного лесного фонда (т. 1, л. д. 38).
Обществом получены также сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Белореченский район (ИСОГД) от 01.12.2020 на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Белореченский район, согласно которым в месте формирования земельного участка территория государственного лесного фонда отсутствует (т. 1, л. д. 57 - 64).
16 июня 2021 года в целях формирования земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением N 21-1506/02-01 об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л. д. 29, 30).
Администрация письмом от 23.06.2021 N 3233 отказала обществу в утверждении схемы, мотивируя тем, что формируемый земельный участок по сведениям ЕГРН расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, находящегося в собственности Российской Федерации; администрация не обладает полномочиями по распоряжению данным земельным участком (т. 1, л. д. 34).
7 июля 2021 года общество письмом N 21-1688/02-01 обратилось в территориальное управление о согласовании подготовки межевого плана для исправления реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:646, а именно: границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 в соответствии с конфигурацией имеющихся в материалах лесоустройства копии планшета квартала 13А, полученных в ГКУ КК "Комитет по лесу", а также результатами полевых геодезических измерений (т. 1, л. д. 65 - 67).
В ответе от 23.07.2021 N 23-СМ-07/14526 территориальное управление указало, что признание факта и исправление возможной реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ федеральных земельных участков представляется возможным на основании вступившего в законную силу решения суда (т. 1, л. д. 68, 69).
Общество направило в управление Росреестра заявление от 06.09.2021 N 02/497 об исправлении реестровой ошибки (т. 1, л. д. 70).
В ответном письме от 04.10.2021 N 21-34-2234 управление Росреестра сообщило обществу о том, что исправить данную реестровую ошибку возможно только в судебном порядке (т. 1, л. д. 73, 74).
Неурегулирование возникшего спора в досудебном порядке послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
С 01.01.2017 вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) регламентированы Законом N 218-ФЗ.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, включая экспертное заключение ООО "Кубаньгипрозем" от 07.09.2022 N 49, суды констатировали наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении сведений о местоположении границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, расположенного по адресу: Дружненское сельское поселение Белореченского района Краснодарского края, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646. Суды установили, что обособленный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0000000:1097 не является самостоятельным объектом недвижимости, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646, соответственно, для внесения изменений в сведения ЕГРН необходимо исправить реестровую ошибку в отношении единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 путем исключения части площади обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097. В результате исправления реестровой ошибки в границах единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0000000:646 будут внесены изменения в границы обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0000000:1097, площадь которого составит 89 095 кв. м (по сведениям ЕГРН - 167 503 кв. м.). При разрешении спора суды руководствовались названным экспертным заключением, а также сведениями ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу", изложенными в письме от 30.11.2020 N 111-7592/20, согласно которым в месте формирования земельного участка земли государственного лесного фонда отсутствуют (т. 1, л. д. 38). Кроме того, по сведениям ИСОГД от 01.12.2020, представленным управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Белореченский район, в месте формирования земельного участка территория государственного лесного фонда отсутствует (т. 1, л. д. 57 - 64).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде кассационной инстанции", переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными, исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Кодекса), не допускается.
Несогласие территориального управления с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены. Предусмотренные Кодексом условия для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А32-49901/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
...
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2024 г. N Ф08-12947/23 по делу N А32-49901/2021