Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом комитета
от 11.03.2024 N 34
Регламент
осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в комитете по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула
1. Общие положения
Регламент устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в комитете по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула (далее - комитет) и определяет требования:
к организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
к планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
к оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль - процесс, организованный внутри комитета с целью обеспечения надежности организации процессов планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности отделами комитета.
2.2. Субъектами внутреннего финансового контроля (далее - субъекты контроля) являются: председатель комитета, заместители председателя комитета, начальники отделов (либо лица, исполняющие обязанности начальников отделов), заместители начальников отделов и специалисты отделов комитета, осуществляющие контрольные действия.
2.3. Объектами внутреннего финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: председатель комитета, заместители председателя комитета, начальники отделов (либо лица, исполняющие обязанности начальников отделов), заместители начальников отделов и специалисты отделов комитета, в отношении которых осуществляются контрольные действия.
2.4. Предмет внутреннего финансового контроля - внутренние бюджетные процедуры по планированию и исполнению бюджета города, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, осуществляемые объектами контроля.
2.5. Цели внутреннего финансового контроля:
соблюдение нормативных правовых актов, регулирующих планирование и исполнение бюджета города, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики;
подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города.
2.6. Формы проведения внутреннего финансового контроля (контрольные действия):
проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
сверка данных;
сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.7. Контрольные действия подразделяются:
на визуальные - осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации;
на автоматические - осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия работников комитета;
на смешанные - выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием работников комитета.
2.8. Способы осуществления внутреннего финансового контроля:
сплошной способ - способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (каждого действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный способ - способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (отдельного действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.9. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет председатель комитета.
3. Планирование и проведение внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля (приложение 1 к Регламенту).
3.2. Формирование карты внутреннего финансового контроля производится начальником каждого отдела комитета (либо лицом, исполняющим обязанности начальника отдела) и (или) заместителем начальника каждого отдела комитета.
3.3. Внесение изменений в карты внутреннего финансового контроля проводится:
при принятии решения председателем (заместителем председателя) комитета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля на основании мотивированного представления начальника отдела (либо лица, исполняющего обязанности начальника отдела), оформленного в форме служебной записки, на основании рекомендаций органов внутреннего и внешнего контроля, аудита;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
3.4. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется председателем (заместителем председателя) комитета.
3.5. Методы (уровни) внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих бюджетных процедур:
1) формирование документов к планированию бюджетных ассигнований, в том числе реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
2) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи;
3) составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам и расходам, источникам финансирования дефицита бюджета города;
4) принятие и исполнение бюджетных обязательств;
5) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет города, пеней и штрафов по ним;
6) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
7) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет;
8) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов, отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение инвентаризаций;
9) составление и предоставление в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула бюджетной отчетности;
10) составление, исполнение муниципальных программ;
11) исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию в лице комитета, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства казны;
12) иные бюджетные процедуры, выполняемые в процессе планирования и исполнения бюджета города.
3.6. Информация о выявленных недостатках и (или) нарушениях, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений и (или) недостатков, о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журнале внутреннего финансового контроля (приложение 2 к Регламенту).
3.7. Ведение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом отделе комитета начальником отдела (либо лицом, исполняющим обязанности начальника отдела).
Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля предоставляются председателю комитета ежегодно.
3.8. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля субъектом контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
1) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
2) на изменение карты внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;
3) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
4) на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики комитета;
5) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
6) на устранение конфликта интересов у лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
7) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным лицам;
8) на ведение эффективной кадровой политики в отношении работников комитета.
3.9. Субъекты контроля обязаны предоставлять органам внутреннего и внешнего финансового контроля, субъектам внутреннего финансового аудита запрашиваемую ими информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
4. Организация внутреннего финансового аудита
4.1. Внутренний финансовый аудит - процесс, организованный внутри комитета и осуществляемый функционально независимыми уполномоченными лицами с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности.
4.2. Субъектами внутреннего финансового аудита (далее - субъекты аудита) являются начальники отделов, заместители начальников отделов (либо лица, исполняющие обязанности начальников отделов комитета) и специалисты комитета, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового аудита приказом комитета.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, системности, ответственности и стандартизации.
4.3. Объектами внутреннего финансового аудита (далее - объекты аудита) являются отделы комитета, в отношении которых осуществляются контрольные действия.
4.4. Предмет внутреннего финансового аудита - совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита, организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
4.5. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета города.
4.6. Формы проведения внутреннего финансового аудита - плановые и внеплановые аудиторские проверки.
4.7. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет председатель комитета.
5. Планирование и проведение внутреннего финансового аудита
5.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом внутреннего финансового аудита (далее - план), утверждаемым председателем комитета до начала очередного финансового года (приложение 3 к регламенту).
План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, ответственные исполнители, срок проведения аудиторской проверки.
5.2. Внеплановые проверки проводятся по вопросам, в отношении которых имеется информация о наличии нарушений, незаконных и (или) ошибочных действий. Основанием для проведения внеплановой проверки является приказ председателя комитета, в котором указывается:
тема и объекты аудиторской проверки;
перечень вопросов, подлежащих проверке;
сроки проведения аудиторской проверки;
ответственные исполнители.
Результаты внеплановой аудиторской проверки оформляются актом, который направляется председателю комитета.
5.3. В ходе аудиторской проверки проводится исследование следующих операций и процедур:
1) осуществления внутреннего финансового контроля;
2) выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета города;
3) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
4) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
5) ведения бюджетного учета, в том числе рассмотрение вопросов, решения по которым принимаются исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
6) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
7) формирования первичных учетных документов, наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
8) составления бюджетной отчетности.
5.4. Результаты проведения аудиторской проверки подлежат документированию.
Акт аудиторской проверки состоит из вводной и описательной части.
Вводная часть акта должна содержать следующие сведения: дату и место составления акта, кем и на каком основании проведена проверка, тему и объекты проверки, проверяемый период и сроки проведения проверки. Вводная часть акта может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу проверки.
5.5. Аудиторская проверка проводится путем: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
Инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов.
Наблюдение - систематическое изучение действий руководителей и специалистов объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры.
Запрос - обращение к осведомленным лицам объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки.
Подтверждение - ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета.
Пересчет - проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита.
Аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
5.6. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового аудита председатель комитета вправе принять одно или несколько решений:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
3) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным лицам, о проведении служебных проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.