г. Краснодар |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А22-1788/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Аршан" - Кашиева С.С. (доверенность от 04.05.2023) и Мурзаевой С.В. (доверенность от 19.06.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А22-1788/2023, установил следующее.
ООО "Мясокомбинат "Аршан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) о признании незаконным отказа, формализованного в письме от 29.05.2023 N ВХ-01/1-07-4314, об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства от 13.12.2021 N 163-од (далее - Перечень), объекта недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91, площадью 1746,30 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, п. Аршан; обязании министерства внести изменения в Перечень, исключив из него объект недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91, площадью 1746,30 кв. м, расположенный по адресу: г. Элиста, п. Аршан.
Решением от 04.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2023, требования общества удовлетворены. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91 в перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушает права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению министерства, судебные инстанции неправильно определили юридически значимые обстоятельства дела и сделали выводы, основанные на неправильном применении норм материального права, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости (здание) с кадастровым номером 08:14:040103:91, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 08:14:050203:1117, по адресу: г. Элиста, п. Аршан. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 08:14:050203:1117 - "под производственную базу".
Приказом министерства от 13.12.2021 N 163-од "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" в Перечень под номером 4549 включен принадлежащий обществу объект недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91.
05 мая 2023 года общество обратилось в министерство с заявлением об исключении указанного объекта недвижимости из Перечня на 2022 год.
Письмом от 29.05.2023 N ВХ-01/1-07-4314 министерство отказало обществу в удовлетворении заявления об исключении спорного здания (строения, сооружения) из Перечня на 2022 год, мотивируя тем, что в соответствии со сведениями из ЕГРН объект имеет наименование "административное здание", что свидетельствует о цели его использования.
Не согласившись с решением министерства, изложенным в письме от 29.05.2023 N ВХ-01/1-07-4314 в части отказа в исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91 из Перечня, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 346.11, 375, 378, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.5 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года N 65 (далее - Положение), правовой позицией, изложенной в определении от 11.03.2021 N 374-О Конституционного Суда Российской Федерации, Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.02.2016 N 28, пришли к выводу о том, что решение министерства, выраженное в письме от 29.05.2023 N ВХ-01/1-07-4314, об отказе в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 08:14:040103:91 из Перечня объектов недвижимого имущества на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие с соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Согласно статье 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Кодекса, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 5.5 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 N 65 (пункт N 55 введен в действие постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.02.2016 N 45), министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определяет перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте Правительства Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, для установления или отсутствия правовых оснований для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно установления любого из критериев, а именно: либо критерия соответствия вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, цели размещения на нем торговых объектов, либо критерия фактического использования объекта недвижимости для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебные инстанции установили, что принадлежащее обществу спорное здание (строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91 расположено на земельном участке с кадастровым номером 08:14:050203:1117, вид разрешенного использования которого, по сведениям ЕГРН - "под производственную базу"; указанный земельный участок общества расположен в производственно-коммунальной зоне пятого типа (П-5).
В соответствии со статьей 32 Правил землепользования и застройки г. Элисты, утвержденных решением Элистинского городского собрания от 27.12.2010 N 1, одним из основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, отнесенных к производственно-коммунальной зоне пятого типа (П5), являются объекты капитального строительства и виды использования земельных участков, отнесенные действующими санитарными нормами к объектам с санитарно-защитной зоной 1000 м и менее, со вспомогательным видом разрешенного использования - под административно-бытовые здания.
Судебные инстанции установили, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предусматривает возможность размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Данный земельный участок, расположенный в производственно-коммунальной зоне пятого типа (П-5), отнесен действующими санитарными нормами к объектам с санитарно-защитной зоной 1000 м. и менее.
Сославшись на пункты 2.1 и 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно которым санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и по своему функциональному назначению являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации промышленных объектов, в штатном режиме; в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования и, указав, что нахождение принадлежащего обществу земельного участка в производственно-коммунальной зоне с санитарно-защитной зоной исключает возможность строительства и использования на нем зданий административно-деловых центров, также как размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; возможность размещения офисных зданий Правилами землепользования и застройки г. Элисты, утвержденных решением Элистиского городского собрания от 27.12.2010 N 1, предусмотрена для объектов капитального строительства и земельных участков с видом разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков - зоны общественно-деловой застройки, судебные инстанции, установив, что на принадлежащем обществу земельном участке (в соответствии с видом его разрешенного использования) допускается размещение зданий вспомогательного вида с административно-бытовым назначением, что не тождественно понятиям "административное здание", "офисные здания делового, административного и коммерческого назначения" либо "административно-деловой центр", судебные инстанции пришли к выводу о том, что спорный земельный участок общества не предусматривает размещение на нем объектов недвижимости, перечисленных в статье 378.2 Кодекса. Суды установили, что общество не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, объект недвижимости - здание (строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91 фактически обществом не используется. Документально данный вывод министерство не опровергло.
Суды, установив, что фактический вид использования спорного объекта не отвечает критериям, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса в отношении объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, пришли к выводу о том, что спорный объект подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Судебные инстанции учли, что вступившим в законную силу решением от 21.06.2022 арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-3183/2021 суд признал незаконным отказ министерства об исключении из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, принадлежащего обществу здания (строения, сооружения) с кадастровым номером 08:14:040103:91 и обязал министерство внести изменения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, исключив здание (строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91. Доказательства обратного министерство не представило.
Вывод судебных инстанций о несоответствии действующему в спорном периоде законодательству решения министерства, изложенного в письме от 29.05.2023 N ВХ-01/1-07-4314, об отказе в исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 08:14:040103:91 из Перечня объектов недвижимости на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и нарушении отказом прав и законных интересов общества, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и является правильным.
Доводы министерства, в том числе об обоснованном включении министерством спорного объекта в Перечень, поскольку согласно сведениям из ЕГРН спорный объект недвижимости является административным зданием с видом разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен "под производственную базу"; о том, что заявленное обществом требование направлено на оспаривание нормативного правового акта, что не отнесено к компетенции арбитражного суда, суды проверили и дали им соответствующую правовую оценку.
Отклоняя возражение кассатора относительно подведомственности настоящего спора арбитражным судам, суд кассационной инстанции отмечает, что заявленные требования направлены на устранение нарушений, допущенных в результате действий государственного органа, в связи с чем подлежали рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А22-1788/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, установив, что фактический вид использования спорного объекта не отвечает критериям, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса в отношении объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, пришли к выводу о том, что спорный объект подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Судебные инстанции учли, что вступившим в законную силу решением от 21.06.2022 арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-3183/2021 суд признал незаконным отказ министерства об исключении из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, принадлежащего обществу здания (строения, сооружения) с кадастровым номером 08:14:040103:91 и обязал министерство внести изменения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, исключив здание (строение, сооружение) с кадастровым номером 08:14:040103:91. Доказательства обратного министерство не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф08-14040/23 по делу N А22-1788/2023