г. Краснодар |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А15-561/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Салаватстекло Каспий" (ИНН 0552006851 ОГРН 1210500005616) - Муртазалиева И.М. (доверенность от 01.01.2024), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ИНН 7707329152 ОГРН 1030502623612) - Мисирбаева А.Т. (доверенность от 28.11.2023), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А15-561/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Салаватстекло Каспий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Дагестан (далее - инспекция) о признании недействительным решений Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Дагестан (далее - инспекция) от 13.10.2022 N 3602 - 3605 о начислении налога на прибыль в региональный субъект.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2023 оставленным без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 30.11.2023, в удовлетворении требований отказано по мотиву отсутствия у общества обязанности по уплате налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Дагестан) по льготной ставке (13,5% вместо 17%). Суд удовлетворил ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 27.12.2023 N 12-09 о замене участвующего по делу лица (инспекции) на управление как правопреемника (реорганизация налоговых органов) инспекции.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось управление, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. Ссылается на отсутствие у общества права применения льготной ставки по налогу на прибыль в связи с использованием этой льготы предшествующим собственником используемого обществом в своей производственной деятельности имущества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали двооды и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом налоговых деклараций по налогу на прибыль за январь 2022 года (решение инспекции N 3603, начислено 3 642 517 рублей налога прибыль в республиканский бюджет), январь, февраль 2022 года (N 3602, 6 168 786 рублей)), январь - март 2022 года (N 3604,8 512 798 рублей), январь - апрель 2022 года (решение N 3605, 6 927 648 рублей), по результатам рассмотрения которых признано неправомерным исчисление обществом пониженной ставки по налогу на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет (13,5% вместо 17%) как резидентом индустриального (промышленного) парка "Долина новых идей и технологий (Тюбе)" (далее - промышленный парк) и вынесены обжалуемые обществом решения. Обществу предложено уплатить начисленные суммы налога, а также внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет. Общество обжаловало решения инспекции в управление которого от 23.12.2022 N 16-09/15865@ жалобы общества оставлены без удовлетворения. Общество обжаловало решения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на Закон Республики Дагестан от 08.07.2015 N 66 "Об индустриальных (промышленных) парках в Республике Дагестан" (далее - Закон N 66), Закон Республики Дагестан от 01.12.2015 N 106 "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" и о ставке налога на прибыль организаций для управляющих компаний и резидентов индустриальных (промышленных) парков" (далее - Закон N 106), постановление Правительства Республики Дагестан от 16.04.2014 N 170 "О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков на территории Республики Дагестан" (далее - Постановление N 170), постановление Правительства Республики Дагестан от 16.02.2015 N 47 "О создании индустриального (промышленного) парка "Долина новых идей и технологий (Тюбе)"" (далее - Постановление N 107). соглашение между "Управляющей компанией инфраструктурными объектами Республики Дагестан" (далее - управляющая компания) и обществом как резидентом промышленного парка от 01.10.2021 сроком действия пять лет о ведении промышленно-производственной деятельности на территории промышленного парка (производство листового стекла и его разновидностей, включая окрашенное стекло), свидетельство управляющей компанией, суд указал. Общество ранее не являлось резидентом промышленного парка, использует приобретенное у предыдущего собственника (АО "Салатватстекло") имущество для реализации задач индустриального (промышленного) парка. Суд согласился с доводом общества об отсутствии в законе запрета применять спорную налоговую льготу в случае ее использования другим резидентом-собственником того же имущества. Общество приобрело у акционерного общества "Салаватстекло", которое, в свою очередь, приобрело по договору купли-продажи от 23.04.2021 N 61878 в лице конкурсного управляющего Борисенко В.В. имущество завода по производству листового стекла, используемое в целях ведения промышленно-производственной деятельности на территории промышленного парка". Договором купли-продажи имущества от 06.09.2021 N 30170 указанное имущество продано акционерным обществом "Салаватстекло" обществу. Таким образом, общество являлось новым резидентом промышленного парка. Поскольку общество впервые приобрело статус резидента промышленного парка, оно, исходя из содержания обжалуемых судебных актов, единственно по этому основанию, имеет право применения льготной налоговой ставки по налогу на прибыль.
Между тем, в силу пунктов 3, 6 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ) к субъектам деятельности в сфере промышленности отнесены в том числе юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации и производящие товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности, осуществляющие в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (части 1, 3 статьи 19, пункт 5 части 1 статьи 19 Закона N 488-ФЗ).
Исходя из статьи 284,3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики-резиденты, перечисленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 225.9 Кодекса, применяет налоговые ставки в размерах, предусмотренных настоящей статьей при соблюдении ряда условий: в том числе если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого установлен статус регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов; при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности; выбранный а способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока действия статуса участника регионального инвестиционного проекта.
Соблюдение этих условий применения пониженной ставки налога на прибыль суд не проверил, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют. При этом наличие права применения льготы по налогу должно доказать лицо, претендующее на ее получение, оно носит заявительный характер.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 284.3 Налогового кодекса размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливается законами субъектов Российской Федерации с учетом целого ряда ограничений; 1) для участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8 Кодекса, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере, не превышающем 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и в размере не менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.
При этом в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 284.3 Кодекса размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для участников может быть понижен до 10 процентов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных налоговых ставок налога, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим подпунктом и пунктом 1.5 статьи 284 Кодекса, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, определяемому в соответствии с пунктом 8 статьи 284.3 Кодекса.
Пунктом 3.1 статьи 284.3 Кодекса также оговорено, что если разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных налоговых ставок налога, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 284.3 Кодекса и пунктом 1.5 статьи 284 Кодекса, определенная нарастающим итогом начиная с налогового периода, указанного в подпункте 1 пункта 3 статьи 284.3 Кодекса (ТВ_ПРИБЫЛЬ_Р), превысит величину, равную объему осуществленных капитальных вложений, указанных в инвестиционной декларации, то последним налоговым периодом применения будет являться налоговый период, в котором возникло это превышение. Сумма указанного превышения подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода в общеустановленном порядке.
Участники соглашений-резиденты промышленного парка по заявленным обществом основаниям также обязаны в заявлении о включении в реестр участников региональных инвестиционных проектов указать сведения о выбранном порядке применения налоговых ставок по налогу на прибыль организаций с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 284,3 Кодекса, либо с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 284. 3 Кодекса (пункт 4 статьи 283.4 Кодекса). Если такой резидент не получил прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов, сроки, оговоренные пунктами 2 и 3 статьи 284.3 Кодекса, начинают исчисляться с четвертого налогового периода считая с того налогового периода, в котором он был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
Соблюдение этих условий применения налоговой льготы и установленных предельных значений, основания включения общества в состав резидентов промышленного парка (при необходимости, - заявленный объем инвестиций, стоимость используемого в льготируемой деятельности имущества и т.д.), вид и места осуществления деятельности (только ли на территории промышленного парка) и другие установленные законом условия применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль (в том заявленные им основания включения в число резидентов промышленного парка), суд также не проверил. Установление этих обстоятельств требует дополнительной проверки судом, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неполном установлении имеющих существенное правовое значение обстоятельств применения обществом налоговой льготы, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.08.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А15-561/2023 отменить, дело направить в Арбитражный суд Республики Дагестан на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Участники соглашений-резиденты промышленного парка по заявленным обществом основаниям также обязаны в заявлении о включении в реестр участников региональных инвестиционных проектов указать сведения о выбранном порядке применения налоговых ставок по налогу на прибыль организаций с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 284,3 Кодекса, либо с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 284. 3 Кодекса (пункт 4 статьи 283.4 Кодекса). Если такой резидент не получил прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов, сроки, оговоренные пунктами 2 и 3 статьи 284.3 Кодекса, начинают исчисляться с четвертого налогового периода считая с того налогового периода, в котором он был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф08-534/24 по делу N А15-561/2023