г. Краснодар |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А63-1457/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Топсахалова Михаила Денисовича (ИНН 261801092947, ОГРНИП 311265111200063) - Галустяна В.Я. (доверенность от 31.01.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 2630040574, ОГРН 1072649003789) - Барсамян М.Г. (доверенность от 06.09.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А63-1457/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Топсахалов Михаил Денисович (далее - предприниматель) обратилось в арбитражный суд к ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - общество) с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на 2023 года, изложив приложения N 1 и 2 к договору в редакции предпринимателя.
Решением суда от 19.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2023, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора с изложением приложения N 1 и 2 к договору в предложенной предпринимателем редакции; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты. Заявитель отмечает, что сторонами проведен совместный осмотр территории предпринимателя, в ходе которого установлено, что на объекте находится различная сельскохозяйственная техника. Ходатайство ответчика об отложении судебного заседания с целью истребования у истца сведений о количестве принадлежащих ему транспортных средств необоснованно отклонено судом первой инстанции. Согласно приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" автостоянки являются нормированным видом деятельности. Наличие на территории предпринимателя транспортных средств свидетельствует о дополнительном образовании ТКО при их обслуживании. Периодичность вывоза региональным оператором ТКО с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий.
То обстоятельство, что обществом не установлены факты переполнения и захламления контейнерной площадки, не является доказательством того, что объем и периодичность вывоза ТКО подлежат согласованию в редакции предпринимателя. Объем и периодичность ТКО подлежат определению с учетом масштабов хозяйственной деятельности, площади или иных расчетных единиц объектов, которые являются нормированными.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель предпринимателя возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, состоявшемся 01.02.2024, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 08.02.2024, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://kad.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей предпринимателя и общества.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.05.2021 предпринимателем (потребитель) и обществом (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по вывозу ТКО N И-062500 (далее - договор от 20.05.2021), приложения N 1 (заявка на заключение договора) и приложения N 2 (расчет цены договора) к нему, по условиям которых стоимость услуг с 01.01.2021 по 31.12.2021 составляет 8454 рубля 90 копеек в год; местом накопления ТКО является контейнерная площадка, принадлежащая предпринимателю и расположенная по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п. Санамер, пер. Урожайный, 27/1; периодичность вывоза ТКО - 1 раз в неделю; количество (объем) ТКО составляет 12,48 куб. м в год (0,24 куб. м х 1 раз в неделю х 1 контейнер х 52 недели).
В соответствии с пунктом 41 договора от 20.05.2021 все изменения, которые вносятся в спорный договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
Условия договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2021 (пункт 6 договора от 20.05.2021).
Договор заключается на срок до 31.12.2021 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении договора на иных условиях (пункт 29 договора от 20.05.2021).
Общество выразило несогласие с продлением срока действия договора от 20.05.2021 и направило в адрес предпринимателя проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.12.2022 и приложения N 1 и 2 к нему, по условиям которых стоимость услуг с 01.01.2023 по 31.12.2023 составляет 892 710 рублей 45 копеек в год; местом накопления ТКО является контейнерная площадка общего пользования;
место нахождения помещений - Ставропольский край, Предгорный район, п. Санамер, пер. Урожайный, 27/1; количество расчетных единиц - 5 тыс. кв. м; количество (объем) ТКО составляет 1150 куб. м в год (5 тыс. кв. м х 0,230 куб. м в год); периодичность вывоза ТКО - ежедневно. Обществом применен годовой норматив накопления, утвержденный приказом министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190 (далее - приказ N 190) для объектов "Организации торговли" - "Склады, базы" (0,23 куб. м на 1 кв. м общей площади).
Предприниматель, не согласившись с проектом договора общества, направил проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2023 и приложения N 1 и 2 к нему, по условиям которых периодичность вывоза ТКО - 1 раз в неделю; количество (объем) ТКО составляет 12,48 куб. м в год (0,24 куб. м х 1 раз в неделю х 1 контейнер х 52 недели).
Состоявшаяся в дальнейшем переписка к урегулированию разногласий между сторонами не привела, это послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с иском.
В исковом заявлении предприниматель ссылался на то, что выбрал способ коммерческого учета ТКО - исходя из количества и объема контейнера для накопления ТКО, установленного в месте накопления ТКО.
В ходе рассмотрения спора предприниматель изменил исковые требования в части определения объемов ТКО, полагая необходимым применять годовой норматив накопления, утвержденный приказом N 190 для объектов "Административные здания, учреждения, конторы" - "Административные, офисные учреждения" (0,078 куб. м).
По расчету предпринимателя годовой объем ТКО составляет 8,57 куб. м (109,9 кв. м х 0,078 куб. м). По мнению истца, площадь овощехранилища (за исключением бытовых помещений, находящихся в здании овощехранилища) и других складских строений, используемых предпринимателем в сельскохозяйственной деятельности и расположенных на его территории, не должна учитываться при определении количества (объема) ТКО, образующихся на его объекте; периодичность вывоза ТКО - раз в неделю.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, утвердил приложения N 1 и 2 к договору в редакции, предложенной предпринимателем.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора.
Вместе с тем при недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществлении перерасчета платы за оказанные услуги.
По смыслу пункта 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), потребитель вправе требовать перерасчета платы за оказанные услуги исходя из цены заключенного договора оказания услуг по обращению с ТКО после урегулирования разногласий. Обязательства сторон считаются измененными с даты, с которой считался заключенным договор оказания услуг между региональным оператором и потребителем на условиях типового договора (абзац второй пункта 2 статьи 428, абзац второй пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами возникли разногласия относительно порядка определения объема ТКО.
Так, предприниматель указывал на необходимость применения контейнерного способа учета ТКО, считал, что договор на 2023 года подлежит заключению на ранее согласованных сторонами в договоре от 20.05.2021 условиях.
В ходе рассмотрения спора предприниматель изменил позицию и опередил количество (объем) ТКО исходя из годового норматива накопления, утвержденного приказом N 190 для объектов "Административные здания, учреждения, конторы" - "Административные, офисные учреждения" (0,078 куб. м), ссылаясь на необходимость принятия к расчету площади бытовых (офисных) помещений здания овощехранилища (109,9 кв. м).
Позиция общества сводилась к необходимости определения объема ТКО исходя из норматива накопления ТКО для объектов "Организации торговли" - "Склады, базы" (0,23 куб. м на 1 кв. м общей площади) и площади объектов (складов) предпринимателя - 5 тыс. кв. м.
Считая отказ регионального оператора в согласовании условий договора на условиях предпринимателя незаконным, истец обратился в суд с иском об утверждении (изменении) договора на условиях, изложенных в представленной им заявке и редакции договора.
Арбитражным судом Ставропольского края в рамках дела N А63-11494/2017 установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 55 450 кв. м с кадастровым номером 26:29:070811:214 (из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства), расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Тельмановского сельсовета, п. Санамер, пер. Урожайный, 27. На указанном земельном участке предприниматель собственными силами и за счет собственных средств возвел нежилое здание - овощехранилище общей площадью 351,8 кв. м (10,40 х 24,75 м), этажность - 1 этаж и подвал.
Решением суда от 20.12.2017 по делу N А63-11494/2017 за предпринимателем признано право собственности на указанное нежилое здание - овощехранилище.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости предпринимателю принадлежит нежилое здание (овощехранилище) с кадастровым номером 26:29:070811:398 площадью 360,2 кв. м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Предгорный район, п. Санамер, пер. Урожайный, 27/1.
В соответствии с техническим паспортом здание состоит из трех бытовых помещений площадью 109,9 кв. м.
В ходе рассмотрения спора сторонами проведен совместный осмотр земельного участка предпринимателя и установлено, что на земельном участке также возведены иные объекты, а именно: склад для хранения зерна и сельхозпродукции площадью 600 кв. м; склад для хранения зерна и сельхозпродукции площадью 800 кв. м; склад для хранения зерна и сельхозпродукции площадью 420 кв. м; склад для хранения зерна и сельхозпродукции площадью 600 кв. м; склад для хранения зерна и сельхозпродукции площадью 3 тыс. кв. м.
Из приложенного к актам фотоматериала следует, что указанные строения представляют собой одноэтажные строения, имеющие стены шлакобетонных блоков (подобного материала), кровлю и ворота из металлического листа.
В актах об установлении факта деятельности и образовании отходов предприниматель сделал отметки, что указанные строения не являются объектами капительного строительства и используются им в сельскохозяйственной деятельности, поэтому не могут быть включены в расчетную площадь.
Суд первой инстанции указал, что в письме от 28.12.2022 N 17514/12 министерство жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края разъяснило, что нормативы накопления ТКО для категории объектов, относящихся к сельскохозяйственным предприятиям, отсутствуют. Проанализировав указанное письмо, суд пришел к выводу, что объекты, принадлежащие предпринимателю и используемые в сельскохозяйственной деятельности, не могут быть учтены при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Размер платы зависит от категории потребителей услуг по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления; далее - Закон N 89-ФЗ); подпункт "б" пункта 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 N 1390; далее - Правила N 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
Согласно пункту 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Приказом N 190 для объектов "Административные здания, учреждения, конторы" - "Административные, офисные учреждения" установлен годовой норматив накопления - 0,078 куб. м (в редакции приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335) и 0,077 куб. м на 1 кв. м общей площади (в редакции приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10.08.2023 N 1300); для объектов "Организации торговли" - "Склады, базы" - 0,23 куб. м на 1 кв. м общей площади.
Основным видом деятельности (ОКВЭД) предпринимателя является "Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур". Также предприниматель осуществляет деятельность по выращиванию овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, плодовых деревьев, кустарников и орехов, рассады, по разведению молочного крупного рогатого скота, прочих пород крупного рогатого скота, лошадей, ослов, мулов, лошаков, овец и коз, по производству сырого молока, а также деятельность по розничной торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках и по розничной торговле мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Здание овощехранилища и складские строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:29:070811:214, используются предпринимателем для хранения инвентаря, зерна и сельхозпродукции, которую он впоследствии реализует с этих складов; несколько помещений в здании овощехранилища используются предпринимателем как административные (109,9 кв. м).
Приказом N 190 не установлен норматив для складов, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для хранения сельхозпродукции, подлежащей дальнейшей реализации с этих складов, поэтому оснований для применения нормативов для иных объектов не имеется.
Органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039; далее - Правила N 1039).
В материалы дела представлен реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Предгорного муниципального округа Ставропольского края, утвержденный постановлением администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского от 05.12.2022 N 2089, согласно которому на объекте предпринимателя имеется бетонированная площадка для накопления ТКО и установлен контейнер объемом 1,2 куб. м.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО именно потребителю принадлежит право выбора одного из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО (выраженных в количественных показателях объема) или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункт 10, 11 и 11.1 Обзора от 13.12.2023).
Региональный оператор не вправе навязывать предпринимателю невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО, которые выражаются в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем (пункт 41 Обзора от 13.12.2023).
В соответствии с абзацем девятнадцатым статьи 1 Закона N 89-ФЗ накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены более сокращенные сроки временного накопления несортированных ТКО: исходя из среднесуточной температуры в течение трех суток при температуре + 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), стороны заключенного в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе согласовать условие о периодичности вывоза сухих сортированных отходов по заявке потребителя; для сухих сортированных отходов действует общий срок накопления, предусмотренный Законом N 89-ФЗ.
Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона N 89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО), к ТКО относятся все виды отходов подтипа "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Доводы общества о дополнительном образовании ТКО в связи с наличием на территории предпринимателя транспортных средств отклоняется, поскольку смет с территории гаража, автостоянки, автозаправочной станции (код по ФККО 7 33 310 00 00 0) входит в тип отходов "Смет и прочие отходы от уборки территории предприятий, организаций, не относящийся к твердым коммунальным отходам" (код по ФККО 7 33 300 00 00 0), не является ТКО (на это указано в наименовании отходов с кодом 7 33 300 00 00 0).
Более того, позиция общества о необходимости применения норматива для автостоянок со ссылкой на приказ N 190 является ошибочной. Названным приказом нормативы накопления ТКО на парковках и автостоянках утверждены для организаций транспортной инфраструктуры.
Утверждая условия о периодичности вывоза ТКО с объекта предпринимателя (1 раз в неделю), суды первой и апелляционной инстанций указали, что согласно пункту 118 Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.10.2015 N 810, компонентный состав отходов - "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", который образован "в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия", исходя из среднестатистических значений, содержит бумага, картон - 40 - 50%, полимерные материалы - 25 - 30%, также может содержать: металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резина, песок, вода, древесина. Деятельность истца также направлена на выращивание сельскохозяйственных животных, поэтому пищевые отходы направляются на корм животным, а не на утилизацию. Доказательств того, что предприниматель складирует в принадлежащий ему контейнер не только сухие отходы, а также доказательств того, что согласование в договоре периодичности вывоза ТКО - 1 раз в неделю нарушает законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения региональным оператором с учетом сезонности осуществления деятельности предпринимателя на объекте и графика работы персонала хозяйства не представлено.
Кроме того, судами учтено, что в договоре от 20.05.2021 сторонами согласован вывоз ТКО с периодичностью раз в неделю; при этом региональный оператор, исполняя обязательства по названному договору в течение двух лет, не фиксировал случаи переполнения контейнера предпринимателя, то есть такие случаи не выявлялись.
По общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
При утверждении условий приложений N 1 и 2 к договору расчет количества (объема) ТКО суды пришли к выводу о применении годового норматива накопления ТКО, посчитав позицию предпринимателя обоснованной. При таком способе коммерческого учета ТКО (в отличие от контейнерного способа учета ТКО) периодичность вывоза ТКО не влияет на увеличение количества (объема) ТКО и стоимость услуг по договору.
Утверждая приложения N 1 и 2 к договору в редакции предпринимателя расчет и производя расчет количества (объема) ТКО исходя из годового норматива накопления ТКО, суд обоснованно исключил из расчета площади складских помещений, в которых предприниматель осуществляет деятельность по временному хранению сельскохозяйственной продукции, подлежащей последующей реализации.
Судами выполнена обязанность по внесению определенности в правоотношения путем изложения в решении суда условий договора, выводы о формулировании дискуссионной части условий в определенной судом редакции аргументированы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А63-1457/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждая условия о периодичности вывоза ТКО с объекта предпринимателя (1 раз в неделю), суды первой и апелляционной инстанций указали, что согласно пункту 118 Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.10.2015 N 810, компонентный состав отходов - "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", который образован "в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия", исходя из среднестатистических значений, содержит бумага, картон - 40 - 50%, полимерные материалы - 25 - 30%, также может содержать: металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резина, песок, вода, древесина. Деятельность истца также направлена на выращивание сельскохозяйственных животных, поэтому пищевые отходы направляются на корм животным, а не на утилизацию. Доказательств того, что предприниматель складирует в принадлежащий ему контейнер не только сухие отходы, а также доказательств того, что согласование в договоре периодичности вывоза ТКО - 1 раз в неделю нарушает законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения региональным оператором с учетом сезонности осуществления деятельности предпринимателя на объекте и графика работы персонала хозяйства не представлено.
...
По общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф08-12993/23 по делу N А63-1457/2023