Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 501213-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса от 10 февраля 2023 г. (Пр-562 от 22.03.2023), в котором Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой поручено принять меры, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов создания лесных дорог.
В законопроекте предлагается сформулировать блок норм, непосредственно направленных на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
Увеличение освоения расчетной лесосеки ограничено как транспортной доступностью лесных ресурсов, так и их удаленностью от железнодорожных и других транспортных путей. Сегодня лесное законодательство Российской Федерации должным образом не регулирует вопросы создания, содержания и эксплуатации лесных дорог, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся их созданием и эксплуатацией.
Годовая потребность в новом создании лесных дорог для обеспечения достигнутого объема заготовки древесины составляет в целом по Российской Федерации свыше 9,3 тыс. км. Недостаточные объемы создания лесной инфраструктуры в России сохранятся, так как протяженность дорог на землях лесного фонда, по данным лесных планов субъектов Российской Федерации на 2018 - 2027 годы, за 10 лет планируется увеличить всего на 5 тыс. км, а общую плотность лесных дорог - на 0,1 километра/1000 гектаров.
В целях стимулирования лиц, использующих леса (арендаторов и лиц, реализующих инвестиционные проекты), к увеличению объемов создания лесных дорог Лесной кодекс Российской Федерации дополняется новой главой 1.2 "Лесные дороги", которой предлагается следующее:
- лесные дороги - это дороги, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, в том числе для осуществления вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов;
- лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах;
- лесные дороги могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными;
- лесохозяйственные лесные дороги создаются при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению;
- лесотранспортные лесные дороги создаются при использовании лесов лицами, использующими леса, в том числе для вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения проезда к лесным участкам, предоставленным по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом, гражданам или юридическим лицам, либо используемым такими лицами на основании сервитута, публичного сервитута;
- в целях создания, содержания и эксплуатации лесных дорог допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, если такие рубки не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает разработку уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
Прочие предлагаемые изменения направлены на уточнение и дополнение иных положений действующего законодательства, обусловленные необходимостью приведения его в системное соответствие с положениями настоящего законопроекта.
Положения законопроекта, направленные на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог, позволят в дальнейшем обеспечить развитие лесной инфраструктуры.
В связи с необходимостью принятия подзаконных актов вступление в силу законопроекта предусмотрено с 1 марта 2025 года.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не приведет к финансовым последствиям для бюджетов всех уровней, создание лесотранспортных лесных дорог будет осуществляться за счет средств субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вцелом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на следующее.
В пояснительной записке к законопроекту предлагается установить возможность создания лесотранспортных лесных дорог лицами, использующими леса, за границами используемого ими лесного участка, однако механизм реализации указанной нормы фактически не предусматривается. На этот пробел регулирования указывают Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Также не предусматривается необходимость внесения сведений о проектируемых лесных дорогах в документы лесного планирования, в частности, в лесные планы субъектов Российской Федерации и проекты освоения лесов. Кроме того, в законопроекте следует конкретизировать информацию о лесных дорогах, подлежащую включению в государственный лесной реестр.
Законопроект не вносит необходимые корреспондирующие изменения в статьи 6.1, 29 и другие статьи Лесного кодекса Российской Федерации, содержащие нормы о лесных дорогах, а также в статьи 81-84 Кодекса в части наделения органов государственной власти и органов местного самоуправления полномочиями по созданию лесных дорог.
На законопроект было получен положительный с замечаниями отзыв Правительства Российской Федерации. Также законопроект поддерживается Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
Комитет полагает, что указанные замечания могут быть устранены ко второму чтению законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.