Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 28 октября 2020 г. N 680
"Об утверждении регламента по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области"
В соответствии со статьей 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 22 декабря 2015 г. N 198-З "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", распоряжением Правительства Нижегородской области от 23 августа 2016 г. N 1325-р "Об утверждении Методических рекомендаций и типовых форм документов по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Регламент по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области (далее - Регламент).
1.2. Типовые формы документов по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Начальнику контрольно-ревизионного отдела Глазуновой Э.А.:
- обеспечить координацию и проведение мероприятий по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области (далее - ведомственный контроль), в соответствии с Регламентом;
- внести изменения в положение об отделе и должностные регламенты государственных гражданских служащих, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля;
- обеспечивать подготовку и утверждение планов проведения проверок по осуществлению ведомственного контроля, а также последующее их направление в государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Объединенная дирекция по реализации жилищных программ" (далее - Учреждение) для размещения на официальном сайте министерства социальной политики Нижегородской области (далее - министерство) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") ежегодно в срок до 25 декабря;
- обеспечить направление настоящего приказа в Учреждение для его размещения на официальном сайте министерства в сети "Интернет";
- организовать работу по ведению журнала проверок по осуществлению ведомственного контроля;
- обеспечить ведение учета актов проверок по осуществлению ведомственного контроля;
- осуществлять формирование ежегодного сводного отчета об осуществлении мероприятий по ведомственному контролю и направление его в уполномоченный орган.
3. Директору Учреждения Клементьеву А.И.:
- обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства в сети "Интернет";
- обеспечивать размещение планов проведения проверок по осуществлению ведомственного контроля на официальном сайте министерства в сети "Интернет" ежегодно в срок до 31 декабря.
4. Признать утратившим силу приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 27 января 2020 г. N 32 "Об утверждении регламента по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области Санинскую Л.М.
Министр |
Ю.А. Хабров |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства социальной
политики
Нижегородской области
от 28 октября 2020 г. N 680
Регламент
по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области
(далее - Регламент)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент определяет цели, порядок и условия осуществления министерством социальной политики Нижегородской области (далее - министерство) ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству (далее - ведомственный контроль).
1.2. Настоящий Регламент разработан на основании:
- статьи 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ);
- Закона Нижегородской области от 22 декабря 2015 г. N 198-З "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Закон N 198-З);
- распоряжения Правительства Нижегородской области от 23 августа 2016 г. N 1325-р "Об утверждении Методических рекомендаций и типовых форм документов по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
1.3. Министерство осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в государственных учреждениях, подведомственных министерству (далее - подведомственные учреждения).
1.4. Основными целями осуществления ведомственного контроля в подведомственных учреждениях являются:
- выявление нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- предупреждение нарушений прав и законных интересов работников в подведомственных учреждениях;
- принятие мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных учреждений и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда;
- определение необходимости обучения специалистов подведомственных учреждений на курсах повышения квалификации и на семинарах, посвящённых вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе вопросам охраны труда.
1.5. Мероприятия по ведомственному контролю осуществляются в виде проверок соблюдения подведомственными учреждениями трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - проверки) по следующим направлениям:
1) кадры и работа с персоналом;
2) оплата и нормирование труда;
3) социальное партнерство;
4) охрана труда.
1.6. В качестве периода времени, относительно которого осуществляется проверка, устанавливается предшествующий календарный год и истекший период текущего года, а по охране труда - три предшествующих полных года и истекший период текущего года.
1.7. Координацию и проведение мероприятий по осуществлению ведомственного контроля осуществляет контрольно-ревизионный отдел министерства.
1.8. Список должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по ведомственному контролю, определяется приказом министерства с учетом следующих условий:
- должностные лица должны иметь квалификацию, соответствующую направлениям проверки, указанным в пункте 1.5 настоящего Регламента;
- к проверкам по направлению "Охрана труда" допускаются лица, осуществляющие функции специалиста по охране труда в соответствии со статьей 217 ТК РФ;
- при назначении должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по ведомственному контролю, должны приниматься меры по предотвращению конфликта интересов в соответствии с действующим законодательством о борьбе с коррупцией.
2. Виды, формы и сроки проверок
2.1. Мероприятия по ведомственному контролю осуществляются в виде плановых и внеплановых проверок.
Проверка может проводиться сплошным или выборочным способом (путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций).
2.2. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
2.3. Проверка проводится на основании приказа министерства, в котором указываются:
1) номер и дата приказа о проведении проверки;
2) наименование органа ведомственного контроля;
3) наименование регламента ведомственного контроля;
4) вид проводимой проверки (плановая, внеплановая);
5) полное наименование подведомственного учреждения, проверка которого проводится, место ее нахождения;
6) должностное (должностные) лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки;
7) основания проведения проверки;
8) цель проведения проверки;
9) дата начала и окончания проверки, срок проведения проверки;
10) период времени, относительно которого осуществляется проверка;
11) мероприятия по ведомственному контролю;
12) перечень документов, представление которых подведомственным учреждением необходимо для достижения цели проведения проверки.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проверки может быть продлен по приказу министерства, но не более чем на двадцать рабочих дней.
2.6. В случае проведения внеплановой проверки по обращению граждан срок проверки должен устанавливаться с учетом необходимости выполнения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
3. Порядок организации и проведения проверок
3.1. Предметом плановой проверки является соблюдение подведомственным учреждением трудового законодательства в процессе осуществления деятельности.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых министерством ежегодных планов.
Ежегодный план проведения плановых проверок утверждается приказом министерства и доводится до сведения подведомственных учреждений посредством его размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным доступным способом не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановой проверки.
По заявлению подведомственного учреждения министерство исключает из ежегодного плана подведомственные организации, в отношении которых в текущем году предусмотрена плановая проверка федеральной инспекцией труда.
В ежегодных планах проведения плановых проверок подведомственных учреждений указываются следующие сведения:
1) наименование органа ведомственного контроля;
2) наименования подведомственных учреждений, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места их нахождения;
3) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
4) форма проверки (документарная или выездная);
5) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки.
3.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в министерство информации о нарушении трудового законодательства в подведомственном учреждении в виде:
1) обращений граждан, организаций, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления;
2) запросов редакций средств массовой информации, в том числе электронных.
Обращения или запросы, не позволяющие установить лицо или организацию, обратившуюся в министерство, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка по обращению гражданина не проводится в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда в отношении ситуации, изложенной в обращении гражданина.
При получении министерством обращения или запроса министр социальной политики Нижегородской области в течение трех рабочих дней со дня его поступления принимает решение о проведении проверки путем издания приказа о проведении проверки либо принимает решение о непроведении проверки. О принятом решении сообщается обратившемуся (обратившимся) лицу (лицам) в течение трех рабочих дней со дня принятия обращения или запроса.
О проведении внеплановой проверки министерство уведомляет подведомственное учреждение в срок не позднее, чем за один рабочий день до начала ее проведения посредством направления копии приказа министерства о проведении внеплановой проверки любым доступным способом.
3.3. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах подведомственного учреждения, связанные с исполнением трудового законодательства.
Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства в отношении документов подведомственной организации, имеющихся в распоряжении министерства, а также документов, дополнительно истребованных у подведомственного учреждения.
В течение десяти рабочих дней со дня получения запроса подведомственное учреждение обязано направить в министерство указанные в запросе документы.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение требований трудового законодательства, министерство направляет в подведомственное учреждение мотивированный запрос о представлении иных необходимых документов.
Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или иного уполномоченного лица подведомственного учреждения.
Подведомственное учреждение вправе дополнительно представить в министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
3.4. Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственного учреждения.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности подведомственного учреждения трудовому законодательству без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
При выездной проверке, дополнительно к проверке документов, должностным лицом министерства оценивается фактическое состояние условий и охраны труда на объектах и рабочих местах подведомственного учреждения, а также соблюдение общих требований по организации безопасного оказания услуг и приема граждан.
4. Объем документарной проверки
4.1. Документарная проверка осуществляется по направлениям, указанным в пункте 1.5 настоящего Регламента.
Время, необходимое на документарную проверку одного подведомственного учреждения, включая оформление итогов проверки, рассчитывается в зависимости от количества работников и типа подведомственного учреждения с учетом требований статьи 3 Закона N 198-З.
4.2. При проведении документарной проверки рассматриваются следующие документы подведомственного учреждения:
- устав подведомственного учреждения;
- приказ уполномоченного должностного лица о назначении на должность руководителя подведомственного учреждения;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- номенклатура дел подведомственного учреждения;
- коллективный договор;
- штатное расписание и структура подведомственного учреждения;
- информационная справка о состоянии условий и охраны труда;
- иные документы, истребованные в соответствии с запросом министерства.
4.3. Содержание проверки по направлению "Кадры и работа с персоналом".
4.3.1. Заключение трудовых договоров в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации:
- содержание трудового договора и срок, на который он заключен;
- наличие работников, с которыми трудовой договор не оформлен в письменной форме в течение трёх дней со дня фактического допущения его к работе (статья 67 ТК РФ);
- соблюдение оснований для заключения срочного трудового договора (статья 59 ТК РФ);
- оформление совместительства, установление совмещения, расширение зон обслуживания и увеличение объёма работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором;
- наличие и содержание документов, определяющих обязанности работников в соответствии с занимаемой должностью и выполняемой работой, ознакомление с ними работников;
- соблюдение возраста работников, с которыми допускается заключение трудового договора;
- соблюдение формы трудового договора, организация учёта заключённых трудовых договоров и изменений в них;
- порядок ведения, хранения и заполнения трудовых книжек, в том числе сведений о трудовой деятельности в электронной форме, ведение книги учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них;
- наличие приказа о назначении лица, ответственного за ведение, заполнение, хранение, учёт и выдачу трудовых книжек;
- оформление приёма на работу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- издание приказов по личному составу и их регистрация, ведение личной карточки в соответствии с унифицированными формами;
- ведение личных дел руководителей и специалистов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- обязательное проведение медицинских осмотров в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- установление испытания при приёме на работу и его результаты, порядок прохождения испытательного срока;
- соблюдение порядка осуществления постоянных и временных переводов, перемещений и их оформления;
- своевременность и порядок внесения изменений в трудовой договор;
- основания и соблюдение порядка отстранения работника от работы;
- порядок и оформление прекращения трудового договора, в том числе соблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации при определении оснований прекращения трудовых договоров и обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя;
- наличие в отчётном периоде исков к подведомственному учреждению от уволенных работников о восстановлении на работе, а также случаев незаконных увольнений.
4.3.2. Рабочее время и время отдыха:
- содержание правил внутреннего трудового распорядка;
- соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени;
- ведение табеля учёта рабочего времени;
- соблюдение продолжительности ежедневной работы (смены), работы накануне праздничных и выходных дней, в ночное время;
- соблюдение в отношении отдельных категорий работников сокращённой продолжительности рабочего времени, ограничений по привлечению к сверхурочной работе, к работе в ночное время;
- установление режима рабочего времени, в том числе ненормированного рабочего дня, работы в режиме гибкого рабочего времени, сменной работы и суммированного учёта рабочего времени, наличие при сменной работе графика сменности, соблюдение порядка его утверждения и введения в действие;
- продолжительность рабочего времени за учётный период (месяц, квартал, но не более года) при суммированном учёте рабочего времени;
- основания и обоснованность разделения рабочего дня на части;
- установление перерывов для отдыха и питания, для обогревания и отдыха на отдельных видах работ;
- соблюдение продолжительности еженедельного непрерывного отдыха, предоставление выходных дней и праздничных дней;
- случаи привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни, основания и порядок;
- предоставление ежегодного основного и дополнительных (за ненормированный рабочий день, за особый характер работы, за вредные и (или) опасные условия труда и др.) оплачиваемых отпусков;
- уведомление работников о предоставляемых отпусках, своевременность издания приказов о предоставлении отпуска работнику, ознакомление с ними работников, наличие и ведение журнала регистрации приказов о предоставлении отпуска работнику, а также порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков;
- соблюдение правил продления или переноса ежегодного отпуска, их основания;
- разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части и отзыв из отпуска;
- соблюдение правил замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, а также реализацию права на отпуск при увольнении работника.
4.3.3. Трудовой распорядок и дисциплина труда:
- наличие правил внутреннего трудового распорядка и создание условий, необходимых для соблюдения работниками дисциплины труда;
- установление правомерности дисциплинарного взыскания по совершенному дисциплинарному проступку (выборочно);
- соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий и их снятия (выборочно);
- положение по обработке персональных данных работников; - соглашение о неразглашении служебной (коммерческой) тайны.
4.3.4. Подготовка, дополнительное профессиональное образование и проведение аттестации работников на соответствие занимаемым должностям (далее - аттестация):
- наличие раздела по развитию персонала в коллективном договоре;
- соблюдение прав и исполнение обязанностей работодателем по подготовке и дополнительному профессиональному образованию;
- наличие программы, плана, мероприятий по развитию персонала;
- наличие аттестационной комиссии;
- издание приказов о проведении аттестации, о графике аттестации, ознакомление с соответствующими приказами работников, подлежащих аттестации, а также документального обеспечения аттестации;
- порядок проведения аттестации;
- наличие отзывов и оформленных аттестационных листов в личных делах работников.
4.3.5. Материальная ответственность сторон трудового договора:
- случаи возникновения материальной ответственности работника;
- порядок установления материальной ответственности работника, оформление, заключение договоров о полной материальной ответственности;
- соблюдение пределов материальной ответственности работников; - возникновение случаев полной материальной ответственности; - соблюдение порядка взыскания ущерба.
4.3.6. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников (выборочно):
- женщин с детьми до трёх лет;
- работников в возрасте до восемнадцати лет;
- лиц, работающих по совместительству;
- работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев;
- работников, занятых на сезонных работах;
- других категорий работников, выделяемых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
4.4. Содержание проверки по направлению "Оплата и нормирование труда".
4.4.1. Оплата труда:
- соблюдение государственных гарантий по оплате труда, в том числе выплаты заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством Российской Федерации;
- наличие локальных нормативных актов по оплате труда, их соответствие действующему законодательству Российской Федерации и реальное выполнение;
- соответствие трудовому законодательству Российской Федерации установленных размеров тарифных ставок, окладов, иных выплат работникам и их отражение в трудовом договоре;
- осуществление индексации оплаты труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- оплату дополнительных выходных дней и отпусков и т.п.;
- законность удержаний из заработной платы, их размер, в том числе в рамках материальной ответственности (убедиться в законности оформления материально ответственных лиц и правомерности возмещения ущерба организации), штрафов по решению суда и других органов, применяющих денежные взыскания;
- правомерность применения денежных поощрений за успехи в работе и недопустимость денежного воздействия помимо законных форм дисциплинарной и материальной ответственности;
- соответствие действующему законодательству Российской Федерации стимулирующих и компенсационных выплат, установленных по специфике отрасли, обеспечение прав работников на соответствующую оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (выборочно);
- повышенный размер оплаты труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда и в иных особых условиях труда;
- соблюдение сроков расчёта при увольнении;
- производство доплат к основной оплате труда за совмещение профессий (должностей) или за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (по соглашению сторон);
- соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации по организации работ и их оплате в повышенном размере (при сверхурочных работах, работах в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при разделении рабочего дня (смены) на части);
- установление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации надбавки к окладу (ставке) работникам на селе и других компенсационных выплат, установленных в организации по специфике отрасли;
- соблюдение при оплате труда норм о государственных гарантиях и компенсациях при переводе на другую работу, совмещении работы с обучением, повышением квалификации, прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя, при наступлении временной нетрудоспособности и направлении на медицинское обследование;
- своевременность начисления и выплаты работникам зарплаты в установленные в организации дни (не реже чем два раза в месяц), исполнение сроков выплат отпускных и расчётов при увольнении, ежемесячная выдача расчётных листков работникам;
- соблюдение двухмесячного срока извещения работника о введении новых условий труда или изменении условий труда;
- порядок оформления и оплаты простоев по вине работодателя.
Выборочно проверяется правильность расчётов среднего заработка, отпускных, компенсаций за отпуск и других сумм. Изучается вопрос имеющейся задолженности по оплате труда за весь период (квартал, год).
4.4.2. Соблюдение гарантий и компенсаций работникам:
- при направлении в служебные командировки соблюдение порядка их оформления, возмещения расходов, связанных со служебной командировкой;
- во время исполнения государственных или общественных обязанностей;
- при совмещении работы с обучением, в том числе соблюдение порядка предоставления указанных гарантий и компенсаций, своевременное предоставление дополнительных (учебных) отпусков с сохранением среднего заработка, их учёт, основания предоставления;
- в связи с расторжением трудового договора, в том числе осуществление выплат выходных пособий при увольнении работников и их размер;
- при переводе на нижеоплачиваемую работу;
- при временной нетрудоспособности, направлении на медицинский осмотр, сдаче крови и её компонентов, работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
4.5. Содержание проверки по направлению "Социальное партнёрство":
- полномочия представителей сторон социального партнёрства, которые заключили коллективный договор (статьи 29, 33 ТК РФ);
- содержание и срок действия коллективного договора (статья 43 ТК РФ);
- соотношение структуры коллективного договора с положениями статьи 41 ТК РФ, отраслевых и областных трёхсторонних соглашений;
- осуществление контроля за выполнением коллективного договора (периодичность, наличие протоколов (актов) проверок (статья 51 ТК РФ);
- наличие в коллективном договоре условий, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации или снижающих уровень гарантий прав работников;
- уведомительная регистрация коллективного договора в уполномоченном органе;
- соблюдение работодателем установленного порядка учёта мнения соответствующего выборного профсоюзного органа (согласование с ним) при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- соблюдение прав работников на участие в управлении подведомственным учреждением;
- выполнение работодателем обязанности по ознакомлению поступающих в организацию работников с коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также их доступность для ознакомления работников;
- создание комиссии по трудовым спорам;
- вопросы, рассмотренные комиссией по трудовым спорам за отчётный период;
- случаи обжалования решений комиссии;
- исполнение решений комиссии по трудовым спорам;
- случаи отказа от выполнения работы;
- случаи рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
4.6. Содержание проверки по направлению "Охрана труда": наличие и выполнение актов и предписаний органов государственного контроля и надзора и отчетных материалов об их исполнении;
- должностная инструкция специалиста по охране труда (при наличии специалиста в штате);
- информация о профессиональной подготовке (переподготовке) специалиста по охране труда;
- приказ о возложении на работника функций специалиста по охране труда (при отсутствии штатного специалиста);
- система управления охраной труда (приказ о введении, комплект локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов, наличие и содержание положения о системе управления охраной труда и иных локальных нормативных актов по охране труда);
- приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда, план (регламент) работы, протоколы заседаний;
- информация об уполномоченных по охране труда (список, протоколы избрания);
- наличие журнала и программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
- наличие журналов регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой);
- наличие программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте с учетом перечня работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа;
- ведение журнала регистрации несчастных случаев на производстве;
- наличие перечней работ повышенной опасности, при выполнении которых необходимо выдавать наряд-допуск, наличие журналов регистрации нарядов-допусков на проведение работ повышенной опасности;
- наличие и хранение актов расследования несчастных случаев;
- наличие приказов о назначении ответственных лиц за: производство работ повышенной опасности, электрохозяйство, газовое хозяйство, безопасную эксплуатацию механизмов, безопасность дорожного движения;
- наличие контингентов и списков работников, подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям), и правильность его составления;
- договор с медицинской организацией на проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических, предрейсовых);
- материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и (или) отчет о специальной оценке условий труда (сводная ведомость рабочих мест);
- наличие перечня инструкций по охране труда, контрольные экземпляры инструкций по охране труда, журнал учета инструкций по охране труда;
- наличие перечня профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, наличие программ обучения по охране труда и по безопасным методам и приемам выполнения работ;
- наличие материалов прохождения обучения по вопросам охраны труда (приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда, наличие протоколов заседаний комиссии по проверке знаний, организация учета занятий и выдачи удостоверений о проверке знаний требований охраны труда, наличие у каждого работника удостоверения о проверке знаний требований охраны труда по соответствующим комиссиям);
- наличие приказа о создании комитетов (комиссий) по охране труда, плана работы и регламента, протоколов заседаний;
- выполнение раздела "Условия и охрана труда" коллективного договора;
- обеспечение работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (организация стирки, химчистки и ремонта специальной одежды);
- обеспечение работающих смывающими и обезвреживающими средствами (учет, отражение в трудовом договоре);
- наличие ежегодного перечня-плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и иных плановых документов;
- информация об использовании средств социального страхования на финансирование предупредительных мер по охране труда;
- наличие журнала учета и проверки огнетушителей, иной документации по содержанию первичных средств пожаротушения и противопожарной сигнализации.
Также при осуществлении проверки учитываются:
- сведения о наличии сертификата по охране труда на систему управления охраной труда, а также сертификата доверия работодателю (при наличии);
- информация об участии и занятых местах в федеральных, региональных и муниципальных смотрах-конкурсах по охране труда (при наличии);
- наличие на сайте подведомственного учреждения информации по охране труда, в том числе о специальной оценке условий труда (сводной ведомости рабочих мест) (при наличии).
5. Права и обязанности должностных лиц министерства при проведении проверки
5.1. Должностные лица министерства вправе:
1) посещать при выездной проверке объекты подведомственного учреждения в сопровождении руководителя или иных должностных лиц подведомственного учреждения;
2) запрашивать у подведомственных учреждений и получать от них документы и материалы, а также устные и письменные объяснения должностных лиц и работников подведомственных учреждений по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3) знакомиться с документами, объяснениями, информацией, полученными при осуществлении мероприятий по ведомственному контролю;
4) участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
5.2. Должностные лица министерства обязаны:
1) соблюдать федеральное законодательство и законодательство Нижегородской области, права и законные интересы подведомственных учреждений, проверка которых проводится;
2) соблюдать регламент ведомственного контроля;
3) проводить проверку на основании соответствующего приказа министерства;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа министерства о проведении проверки;
5) не препятствовать руководителю или иному уполномоченному должностному лицу подведомственного учреждения, а также иным должностным лицам подведомственного учреждения в соответствии с компетенцией присутствовать при проведении проверки;
6) давать разъяснения, доказывать обоснованность своих действий по вопросам, относящимся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо подведомственного учреждения с результатами проверки;
8) соблюдать сроки проверки, установленные действующим законодательством и настоящим регламентом.
6. Права и обязанности подведомственного учреждения при проведении проверки
6.1. Руководитель или иное должностное лицо подведомственного учреждения при проведении проверки вправе:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от министерства, его должностных лиц информацию и разъяснения по предмету проверки;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц министерства;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц министерства при проведении проверки министру социальной политики Нижегородской области.
6.2. Руководитель или иное должностное лицо подведомственного учреждения при проведении проверки обязаны:
1) соблюдать действующее федеральное законодательство и законодательство Нижегородской области;
2) предоставлять должностным лицам министерства документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3) не препятствовать действиям должностных лиц министерства при проведении проверки;
4) обеспечить доступ должностных лиц министерства, проводящих выездную проверку по месту нахождения подведомственного учреждения, на территорию, в используемые подведомственным учреждением при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам.
7. Оформление результатов проверки
7.1. По результатам проверки должностным лицом (лицами) министерства, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю или уполномоченному им должностному лицу подведомственного учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
7.2. В акте проверки указываются:
1) вид проверки (плановая либо внеплановая, документарная либо выездная);
2) наименование регламента ведомственного контроля;
3) дата, время и место составления акта проверки;
4) наименование органа ведомственного контроля;
5) дата и номер приказа руководителя органа ведомственного контроля;
6) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц) органа ведомственного контроля, проводившего (проводивших) проверку;
7) наименование проверяемого подведомственного учреждения, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственного учреждения, присутствовавших при проведении проверки;
8) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
9) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты;
10) сведения о лицах, допустивших нарушения трудового законодательства, если установление таковых лиц возможно на основании локальных нормативных актов подведомственного учреждения;
11) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственного учреждения, присутствовавших при проведении проверки;
12) подписи должностного лица или должностных лиц министерства, проводивших проверку.
7.3. К акту проверки прилагаются объяснения работников подведомственного учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение трудового законодательства.
7.4. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, подведомственное учреждение, проверка которого проводилась, в течение семи рабочих дней с даты получения акта проверки вправе представить в министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. Подведомственное учреждение вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, либо в согласованный срок передать их в министерство.
8. Устранение нарушений, выявленных по результатам проведения проверки
8.1. Руководитель подведомственного учреждения обязан устранить нарушения трудового законодательства, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки.
8.2. В случае невозможности по независящим от руководителя подведомственного учреждения причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства в срок, указанный в акте проверки, руководитель обращается в министерство с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства.
8.3. Срок устранения нарушений трудового законодательства может быть продлён министром социальной политики Нижегородской области путём издания приказа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
8.4. По истечении срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного актом проверки или приказом министерства о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства (в случае продления указанного срока), руководитель подведомственного учреждения обязан представить отчёт об их устранении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.
8.5. В случае если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки с учётом срока, продлённого в соответствии с пунктом 8.3 настоящего Регламента, министерство в течение десяти рабочих дней направляет акт проверки в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области.
9. Меры, принимаемые министерством по результатам проведения проверки
9.1. В случае выявления нарушений трудового законодательства министерство направляет в подведомственное учреждение предложения о привлечении виновных лиц к ответственности или принимает меры к руководителю подведомственного учреждения в соответствии с федеральным законодательством.
10. Обжалование действий должностных лиц министерства
10.1. Руководитель подведомственного учреждения либо его заместитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц министерства при проведении проверки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11. Отчетность о проведении ведомственного контроля
11.1. Министерство ведет учет проверок, проводимых в подведомственных учреждениях.
11.2. Министерство ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет информацию о проведении проверок в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющий функции по реализации государственной политики и осуществлению управления в сфере трудовых отношений, с указанием количества и видов проверок, наименований проверенных подведомственных учреждений, допущенных нарушений, сведений об устранении либо неустранении выявленных нарушений, а также сведений о мерах, принятых в отношении виновных лиц подведомственных учреждений.
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства социальной
политики
Нижегородской области
от 28 октября 2020 г. N 680
Типовые формы
документов по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Форма 1
Информационная справка о состоянии условий и охраны труда в подведомственном учреждении
N |
Показатель |
Годы (три предыдущих) |
||
|
|
|
||
1. |
Численность работников среднесписочная (чел.): |
|
|
|
женщин |
|
|
|
|
подростков |
|
|
|
|
| ||||
2. |
Количество пострадавших при несчастных случаях на производстве, в том числе в случаях: |
|
|
|
легких |
|
|
|
|
тяжелых |
|
|
|
|
групповых |
|
|
|
|
со смертельным исходом |
|
|
|
|
| ||||
3. |
Количество дней временной нетрудоспособности вследствие: |
|
|
|
|
несчастных случаев на производстве |
|
|
|
профессиональных заболеваний |
|
|
|
|
| ||||
4. |
Количество работников с впервые установленным профессиональным заболеванием |
|
|
|
5. |
Количество аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (при наличии таких объектов) |
|
|
|
6. |
Количество дорожно-транспортных происшествий с водителями подведомственной организации (при наличии) |
|
|
|
7. |
Количество посторонних лиц, получивших травмы на территории или вследствие деятельности подведомственной организации |
|
|
|
8. |
Количество работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда (чел.) (по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда в соответствии со статьями 92, 117, 147 ТК РФ) |
|
|
|
9. |
Затраты на охрану труда на одного работника (рублей) (определяются ежегодно с учетом Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н) |
|
|
|
10. |
Использование средств Фонда социального страхования на предупредительные меры по охране труда (рублей) |
|
|
|
11. |
Общая численность руководителей и специалистов: |
|
|
|
обученных в аккредитованных образовательных организациях |
|
|
|
|
прошедших проверку знаний в собственной комиссии |
|
|
|
|
| ||||
12. |
Количество работников рабочих профессий, прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ |
|
|
|
13. |
Количество работников, прошедших периодические медицинские осмотры |
|
|
|
14. |
Количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, которым выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты |
|
|
|
15. |
Общее количество рабочих мест (равно численности позиций по штатному расписанию с округлением в большую сторону до целого числа, при этом рабочее место при сменном режиме учитывается как одно независимо от количества занятых на нем работников): |
|
|
|
|
из них аттестованных по условиям труда |
|
|
|
|
прошедших специальную оценку условий труда |
|
|
|
| ||||
16. |
Охват процедурами оценки условий труда (количество рабочих мест с действительными результатами аттестации или специальной оценки условий труда нарастающим итогом) |
|
|
|
17. |
Сумма административных взысканий, наложенных органами государственного надзора и (или) судом вследствие невыполнения требований охраны труда, рублей |
|
|
|
18. |
Количество должностных лиц, на которых органами государственного надзора наложены административные взыскания вследствие невыполнения требований охраны труда |
|
|
|
Руководитель подведомственного учреждения ______________________
(Ф.И.О., подпись)
Форма 2
Ежегодный план
проведения плановых проверок подведомственных организаций
___________________________________________________________________
(наименование органа ведомственного контроля)
N |
Наименования подведомственных учреждений, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места их нахождения |
Цель и основание проведения плановой проверки |
Форма проверки (документарная или выездная) |
Дата начала и сроки проведения плановой проверки |
|
|
|
|
|
Форма 3
Приказ
министерства социальной политики Нижегородской области о проведении проверки
На основании Регламента ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области, утвержденного приказом министерства социальной политики Нижегородской области от _________________ N _________, приказываю:
1. Провести ____________________________________________________________________
(плановая либо внеплановая, документарная либо выездная)
проверку в отношении ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(полное наименование подведомственного учреждения, проверка которого проводится, место ее нахождения)
2. Назначить лицами, уполномоченными на проведение проверки:
N |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Определить основанием проведения проверки ____________________________________
(ссылка на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок или реквизиты обращений граждан, организаций, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления; запросов редакций средств массовой информации, в том числе электронных)
4. Установить, что настоящая проверка проводится с целью __________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)
5. Срок проведения проверки: ________________________________ рабочих дней.
(количество)
Дата начала _______________________.
Дата окончания ____________________.
6. Установить, что период времени, относительно которого осуществляется проверка
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7. В процессе проверки провести следующие мероприятия по ведомственному контролю:
Мероприятия по ведомственному контролю |
Необходимость (да, нет) |
1) посещение (при выездной проверке) объектов подведомственного учреждения в сопровождении руководителя или иных должностных лиц подведомственной организации |
|
2) запрос у подведомственных учреждений и получение от них документов и материалов по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также получение устных и письменных объяснений от должностных лиц и работников подведомственных учреждений по вопросам, относящимся к предмету проверки |
|
3) ознакомление с документами, объяснениями, информацией, полученными при осуществлении мероприятий по ведомственному контролю |
|
4) участие в расследовании несчастных случаев на производстве в установленном законодательством порядке |
|
8. Перечень документов, представление которых подведомственным учреждением необходимо для достижения цели проведения проверки
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Руководитель органа ведомственного контроля
Форма 4
Акт проверки N ________________
____________________________________________________________
(наименование органа ведомственного контроля)
|
|
"___" ________________ 20__ г. |
(место составления акта) |
|
|
"___" ч. "___" мин.
Вид проводимой проверки ______________________________________________________
______________________________________________________________________________
(плановая либо внеплановая, документарная либо выездная)
Регламент ведомственного контроля ______________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
((реквизиты приказа органа ведомственного контроля, утвердившего регламент)
Дата и номер приказа министерства социальной политики Нижегородской области _______
______________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку:
N |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование проверяемого подведомственного учреждения, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственного учреждения, присутствовавших при проведении проверки _____________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата, время, продолжительность и место проведения проверки -______________________
Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты:
N |
Выявленные нарушения трудового законодательства |
Основания (пункт, статья, реквизиты НПА) |
|
|
|
Сведения о лицах, допустивших нарушения трудового законодательства:
N |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Срок устранения нарушений трудового законодательства, выявленных при проведении проверки
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственного учреждения, присутствовавших при проведении проверки ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Подписи должностных(ого) лиц(а), проводивших(его) проверку
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
|
|
|
Прилагаемые документы:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а):
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность руководителя подведомственного учреждения или уполномоченного им должностного лица, факт ознакомления с актом проверки либо отказ в ознакомлении с актом проверки)
" |
|
" |
|
20 |
г. |
|
|
( |
|
) |
|
|
|
|
|
|
|
(подпись) |
|
|
|
Форма 5
Журнал
учета проверок, проводимых министерством социальной политики Нижегородской области
N |
Наименование подведомственного учреждения |
Вид проверки |
Сроки проведения мероприятий по контролю |
Основания для проведения проверки (план, приказ, обращение и т.д.) |
Дата составления и N акта проверки <**> |
Уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо(а) органа ведомственного контроля |
Подписи уполномоченного(ых) должностного(ых) лица (лиц) органа ведомственного контроля |
|||
в соответствии с Планом <*> |
фактически |
|||||||||
дата начала |
дата окончания |
дата начала |
дата окончания |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<*> Заполняется при проведении проверок в соответствии с ежегодным планом проведения проверок подведомственных учреждений.
<**> Акты являются приложениями к данному журналу и хранятся вместе с ним.
Форма 6
Информация
о проведенных проверках подведомственных учреждений министерством социальной политики Нижегородской области за 20___ год
N |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1. |
Проведено проверок, всего: |
|
в том числе: |
|
|
1.1. |
плановых |
|
1.2. |
внеплановых |
|
2. |
Проведено документарных проверок, всего: |
|
3. |
Проведено выездных проверок, всего: |
|
4. |
Наименования проверенных подведомственных учреждений: |
|
| ||
| ||
4.1. |
в отношении которых проведены плановые проверки |
|
| ||
4.2. |
в отношении которых проведены внеплановые проверки |
|
| ||
| ||
5. |
Количество выявленных в ходе всех видов проверок нарушений, всего: |
|
5.1. |
в том числе по вопросам: |
|
5.2. |
Кадры и работа с персоналом |
|
5.3. |
Оплата и нормирование труда |
|
5.4. |
Социальное партнерство |
|
5.5. |
Охрана труда |
|
6. |
Количество должностных лиц подведомственных учреждений, привлеченных к ответственности по итогам мероприятий по контролю |
|
7. |
Наименования подведомственных учреждений, в отношении которых акт проверки направлен в Федеральную службу по труду и занятости |
|
8. |
Сведения об устранении либо не устранении выявленных нарушений |
|
Предложения по совершенствованию ведомственного контроля
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 28 октября 2020 г. N 680 "Об утверждении регламента по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области"
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 12 декабря 2024 г. N 1109
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 27 декабря 2022 г. N 926