г. Краснодар |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А32-6394/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Электросети Кубани" (ИНН 2308139496 ОГРН 1072308013821) - Коваленко Л.В. (доверенность от 01.01.2024), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192 ОГРН 1022301433813), третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Парижская коммуна"" (ИНН 2304075474 ОГРН 1192375061669), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А32-6394/2021, установил следующее.
Акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным постановления от 22.01.2021 N 023/04/9.21-5775/2020 о взыскании с него 600 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. К участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Парижская коммуна"" (далее - третье лицо, Парижская коммуна).
Решением суда первой инстанции от 22.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2022, в удовлетворении требования отказано по мотиву нарушения обществом правил технологического присоединения к его электросетям. Постановлением суда кассационной инстанции от 29.09.2022 состоявшиеся по делу судебные акты нижестоящих судов отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение для проверки доводов о повторном подключении к сетям общества.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 04.05.2023, оставленным без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 10.11.2023, в удовлетворении требования отказано по мотиву недоказанности обществом факта повторного присоединения к сетям общества, нарушение им сроков и правил технологического присоединения к ним третьего лица.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требование. Ссылается не неполное исследование судом доказательств о повторном подключении к сетям общества вновь образованного, выделенного из состава ранее существовавшего и подключенного к сетям общества, земельного участка и расположенных на нем производственных объектов и общежития.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 12 час. 10 мин. 01.02.2024 до 11 час. 50 мин. 08.02.2024.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в части назначения наказания за совершение вмененного обществу правонарушения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд счел недоказанными ссылки общества о наличии технологического присоединения к электрическим сетям расположенного на спорном участке, выделенного из ранее существовавшего, здания производственных помещений и указание в заявке третьего лица о присоединении этих помещений ранее с мощностью "0 кВт". При этом суд исследовал и оценил акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию энергоустановок, и, установив, что нежилое спорные здание профилактория с гаражом ранее не присоединялись к сетям общества, указал, что общество нарушило обязанность технологического присоединения нежилого здания, находящегося во владении третьего лица, расположенного в границах земельного участка с кадастровым N 23:40:04110006:13 и статью 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Суд учел заявку от 08.09.2020 в отношении ЭПУ нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0411006:13 (Геленджик, Южная промышленная зона, 18, договор аренды земельного участка от 21.01.2020 N 400004082, выписку из ЕГРН от 22.06.2020 N 99/2020/334387076, письмо общества от 11.09.2020 N 34.3НС-09/2808 об осуществлении ранее технологического присоединения по акту разграничения балансовой принадлежности от 31.12.2009 N 1456. На объекте с к/н 23:40:04110006:714" ОАО фирма "Геленджикагрохимия" (позже ООО "Агрохим") реализовало объекты незаверенного строительства на участке N 23:40:0411006:13, ранее не присоединявшиеся к электрическим сетям общества. В их число входили зарегистрированные новым собственником под кадастровыми номерами: 23:40:0411006:712, 23:40:0411006:713, 23:40:0411006:714. Трансформаторная подстанция ТП 1-128 и линии наружного освещения на участке 23:40:0411006:13, отраженные в схеме к акту осмотра, которые остались, как указал суд, в собственности ООО "Агрохим". На момент подачи заявки Парижской коммуной линии не присоединены к РУ-0,4кВ ТП 1-128, его заявку от 08.09.2020 с присоединяемой мощностью 150 кВт (ранее присоединенная 0 кВт), при напряжении 0,4 кВ, категория надежности II на 22.09.2020 сетевая организация не удовлетворила и результатам ее рассмотрения в личной кабинете третьего лица не разместила, чем нарушила пункт 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). По результатам рассмотрения заявки общества письмом от 11.09.2020 N 34.3НС-09/2808 сообщило о невозможности рассмотрения заявки в связи с принципом нарушением принципа однократного технологического присоединения, поскольку оно уже произведено по акту разграничения балансовой принадлежности от 31.12.2009 N 1456.
Отклоняя доводы общества об отсутствии в его действиях вмененного состава правонарушения, суд проверил и отклонил его доводы о том, что ранее спорному объекту на ранее существующем земельном участке уже выделялась мощность и производилось технологическое присоединение к сетям общества. Суд при этом отметил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении N 023/04/9.215775/2020 представителями общества и третьего лица провели совместный осмотр земельного участка и расположенных на нем объектов с целью подтверждения или опровержения факта технологического присоединения всех имеющихся на участке энергопринимающих устройств. По результатам осмотра сторонами составлены и подписаны акты осмотра от 20.01.2021, с приложением схемы расположения объектов на земельном участке и фотоматериалами, сделанными в ходе осмотра. Общество по результатам проведенного осмотра считает, что этими актами подтверждается факт присоединения к сетям объекта недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0411006:13, в том числе подтверждается имеющееся присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих третьему лицу.
По результатам проведенного совместного осмотра 20.01.2021 общество подготовило три акта, отдельно по каждому из объектов с кадастровыми номерами 23:40:0411006:712, 23:40:0411006:713 и 23:40:0411006:714, законность отказа в технологического присоединения к которым проверялась в делах А32-6416/2021, А32-6403/2021, А32-6394/2021, судебные акты по которым имеют преюдициальное значение для настоящего дела. Арбитражным судом Северо-Кавказского округа 07.11.2023 оставлены без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А32-6416/2021 об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконным постановления от 22.01.2021 N 023/04/9.21-5778/2020 о взыскании 600 тыс. рублей штрафа по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Суд отклонил ссылки общества на фото,- и видеоматериалы, приложенные к акту осмотра обществом, поскольку они не свидетельствуют о наличии линий (кабельных и воздушных) линий на территории земельного участка, в границах которого расположены нежилые здания третьего лица, фотографии, подтверждающие фактическое присоединение этих линий к электрическим сетям, общество не предоставило.
Критически суд оценил и факт подписания АРБП между ООО "ЮСТ", ОАО "Автоснаб", ОАО фирма "Геленджикагрохимия" и обществом от 31.12.2009 N 1456 о присоединении к устройству мощностью 280 кВт в отношении энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке N 23:40:0411006:13, отметив, что мощность для электроснабжения нежилого здания профилактория с гаражом на участке N 23:40:0411006:714 уже учтена и сторонами выполнены мероприятия по технологическому присоединению, что подтверждается построенной электрической сетью в целях электроснабжения расположенных на рассматриваемом земельном участке строений, в том числе, и для энергоснабжения объекта третьего лица. По этой причине, по мнению суда, в схеме электроснабжения отражены линии завышенного сечения.
Представленные обществом документы об объекте N 23:40:04110006:13 на участке 23:40:04110006:714 (акт б/д б/н разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между обществом, ОАО "Автоснаб" и ОАО фирма "Геленджикагрохимия"), договор энергоснабжения от 31.12.2009 N 1456 между АО "НЭСК" и ОАО фирма "Геленджикагрохимия", приложением N 2 к которому точками поставки установлены РУ 6 кВ ТП 1-135 (для ТП 1-128, Т1, строящаяся производственная база, южная промзона, 4 км, г. Геленджик); РУ 6 кВ ТП 1-157 (для ТП 1-128, Т2, строящаяся производственная база, южная промзона, 4 км, Геленджик), суд отклонил, отметив, что они ее содержат сведений о технологическом присоединении ЭПУ объекта с кадастровым номером 23:40:04110006:714 и не подтверждают фактическую поставку электрической энергии, не имеется и доказательств о расчетах за электроэнергию, потребленную на объекте с N 23:40:04110006:714. Кроме того, сторонами по акту о технологическом присоединении от 31.12.2009 N 1456 являются ООО "ЮСТ", ОАО "Автоснаб", ОАО фирма "Геленджикагрохимия". Акт является действующим, не оспоренным в судебном порядке, стороны соглашения по акту не менялись. Эти доказательства признаны судом недостаточными для подтверждения надлежащего технологического присоединения ЭПУ объекта с N 23:40:04110006:714, а представленные в материалы дела доказательства, - не доказывающими присоединение ЭПУ объекта в составе перечисленных в акте о технологическом присоединении от 31.12.2009 N 1456 или опосредованного технологического присоединения. Акт осмотра сам по себе не подтверждает технологическое присоединение ЭПУ объекта
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-5775/2020 по факту нарушения обществом пункта 105 Правил N 861 управление вынесло постановление от 22.01.2021 N 023/04/9.21-5775/2020 о взыскании с общества 600 тыс. рублей штрафа по части 2 статьи 9.21 Кодекса, которое общество обжаловало в арбитражный суд.
С учетом перечисленных обстоятельств суд согласился с выводом управления о наличии в действиях общества вмененного ему правонарушения, выразившегося в отказе осуществить присоединение к его электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке по адресу: Геленджик, Южная промышленная зона, 18, ранее присоединенного к сетям общества с максимальной мощностью 280 кВт. Поскольку факт несоблюдения обществом требований Правил N 861, как установил суд, при рассмотрении заявки подтверждается представленными материалами дела и отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении установленных сроков, а полномочия по переоценке и исследованию доказательств у кассационной инстанции отсутствуют, суд сделал не подлежащий переоценке вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. Ранее общество привлекалось к ответственности по статье 9.21 Кодекса (судебные акты по делу N А32-36093/2019 вступили в законную силу 24.01.2020), общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Однако при рассмотрении вопроса о законности примененного в отношении общества наказания суд не учел, что 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), которым статья 4.4 Кодекса дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела П Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, принимая во внимание положения части 2 статьи 1.7 Кодекса.
Из имеющихся в Картотеке арбитражных дел судебных актов по делам N А32-6416/2021 (судебные акты вступили в законную силу 16.06.2022, проверялась законность постановления управления от 22.01.2021 N 023/04/9.21-5778/2020), N А32-6403/2021 (судебные акты вступили в законную силу 15.02.2022, проверялась законность постановления управления от 22.01.2021) и по настоящему делу (постановление от 22.01.2021 N 023/04/9.21-5775/2020) и материалов электронных арбитражных дел следует, что в данном конкретном случае общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, поскольку все постановления, обжалованные обществом по этим делам, вынесены управлением в один день и материалам одной и той же проверки. Обжалуемое по настоящему делу постановление управления вступило в законную силу 10.11.2023 (дата вынесения постановления апелляционной инстанции, ранее состоявшиеся по делу судебные акты отменялись кассационной инстанцией полностью и дело направлялось на новое рассмотрение в суд первой инстанции). Все три постановления управления обжаловались в арбитражный суд как не вступившие в законную силу, что следует из судебных актов по арбитражным делам и материалам электронных дел. Назначенный обществу обжалуемым по настоящему делу штраф оно уплатило 15.08.2022 (период действия Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) антимонопольный контроль является одним из видов государственного контроля (надзора). Несмотря на то, что он осуществляется не в порядке, предусмотренном Законом N 248-ФЗ, это обстоятельство не является основанием для неприменения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления антимонопольного контроля, поскольку она не содержит отсылки ни к Закону N 248-ФЗ, ни к Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В то же время в Кодексе под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимается деятельность всех уполномоченных органов, которые осуществляют контрольные (надзорные) функции и выявляют правонарушения в отдельных сферах. При этом Кодексе отсылка к Законам N 248-ФЗ и N 294-Ф содержится только в примечании к статье 28.1 Кодекса применительно к частям 3.1 и 3.2 указанной статьи.
Поскольку управление вынесло три постановления по перечисленным и настоящему делам по результатам одного контрольного мероприятия и материалов одной и той же проверки, выявило три административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, за два из которых до вынесения судебных актов по настоящему делу общество уже было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса и они вступили в законную силу до проверяемого в данном деле постановления (дело N А32-6416/2021, постановление N 5778, судебные акты вступили в законную силу 16.06.2022; дело N А32-6403/2021, постановление N 5777, судебные акты вступили в законную силу 15.02.2022)), исполнены обществом (постановление N 5778 - 12.08.2022, постановление N 5777 - 05.04.2022), а обжалуемое постановление N 5775 вступило в законную силу 10.11.2022 и исполнено 15.08.2022 (в период действия Закона N 70-ФЗ), о чем суд по двум другим делам не мог знать (судебные акты вступили в законную силу 15.02.2022, 16.06.2022)), административное наказание по настоящему делу подлежит изменению с учетом положений части 5 статьи 4.4 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Поскольку на момент вступления в законную силу обжалуемого постановления действовал Закон N 70-ФЗ и постановление не было исполнено, что имеет правовое значение, в отношении общества подлежит применению часть 5 статьи 4.4 Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела П Кодекса, в отношении совершившего их лица назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, что произошло по другому постановлению управления.
Сходный подход сформирован в состоявшемся после вынесения обжалуемых по настоящему делу судебных актов определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2024 N 305-ЭС23-17695.
По изложенным причинам обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части назначенного обществу управлением наказания.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А32-6394/2021 отменить в части отказа в признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22.01.2021 N 023/04/9.21-5775/2020 о назначении АО "НЭСК-электросети" наказания в виде взыскания 600 тыс. рублей штрафа по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановление в этой части признать незаконным.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А32-6394/2021 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Поскольку на момент вступления в законную силу обжалуемого постановления действовал Закон N 70-ФЗ и постановление не было исполнено, что имеет правовое значение, в отношении общества подлежит применению часть 5 статьи 4.4 Кодекса в редакции Закона N 70-ФЗ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела П Кодекса, в отношении совершившего их лица назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, что произошло по другому постановлению управления.
Сходный подход сформирован в состоявшемся после вынесения обжалуемых по настоящему делу судебных актов определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2024 N 305-ЭС23-17695."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф08-157/24 по делу N А32-6394/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-157/2024
10.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9243/2023
04.05.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6394/2021
29.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9767/2022
21.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4804/2022
22.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6394/2021