г. Краснодар |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А53-45600/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1559" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А53-45600/2021, установил следующее.
ООО "Автоколонна N 1559" (ИНН 6168099255, ОГРН 1026103740937, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134, далее - министерство) о взыскании убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 143 066 952 рубля 60 копеек (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743, далее - администрация), МУП "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (ИНН 6163050739, ОГРН 1026103170026, далее - предприятие), Департамент транспорта города Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627, ОГРН 1026103285482, далее - департамент), Министерство труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104).
Решением суда от 15.08.2023 оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального права, выводы судов о наличии порядка и методики расчета компенсации убытков транспортных компаний в результате перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, ошибочны.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским транспортом (автотранспортам) по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
В период с 01.01.2019 по 31.12.2020 общество осуществляло деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону Ростовской области.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-20. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 80мт и N 66мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-15. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 1, N 10мт, N 27, N 43мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-16. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 40мт, N 11. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-17. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 14, N 14мт, N 98мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-18. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 49, N 49мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-19. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 99, N 99мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-21. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 90, N 90мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент и общество 29.12.2015 заключили договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-22. В соответствии с условиями договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 38мт, N 2. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с 01.01.2016 со сроком действия 5 лет.
Департамент от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" и общество 02.10.2018 заключили муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 67а мкр. Левенцовский-пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действует по 31.07.2023.
Департамент от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" и общество 26.10.2018 заключили муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса, но не более 180-ти дней.
Департамент от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" и общество 26.10.2018 заключили муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш.
В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш, но не более 180-ти дней.
Департамент от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" и общество 26.10.2018 заключили муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский, но не более 180-ти дней.
Департамент от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" и общество 30.04.2019 заключили муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до полного исполнения сторонами своих обязательств. В соответствии с условиями технического задания к контракту окончание работ - в день, предшествующий дате начала выполнения работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения конкурса, но в любом случае - не позднее 31.12.2019 (в зависимости от того, какое событие наступит ранее).
Согласно договорам общество, являясь перевозчиком, приняло на себя обязанности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров в городе Ростове-на-Дону городским автотранспортом на установленных маршрутах, а также предоставлении льгот на проезд льготным категориям граждан.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Предприятие (уполномоченная организация) и общество (транспортное предприятие) 30.06.2016 заключили договор N 30. В соответствии с пунктом 1.1 договора распределение уполномоченной организацией сумм, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах г. Ростова-на-Дону в городском сообщении, в силу полномочий, определенных постановлениями администрации от 18.09.2014 N 1058 и от 23.05.2016 N 622. Согласно пункту 1.2 договора перечисление денежных средств за представленные транспортные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр (далее - федеральные льготники), в городском пассажирском транспорте (кроме такси) на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении в пределах, поступивших на счет уполномоченной организации средств, вырученных от реализации ЕСПБ, с учетом выполненных рейсов.
Выполнение обществом обязательств по перевозке граждан льготной категории подтверждается актами, ежемесячно подписываемыми обществом и предприятием.
Общество получало компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли общества в перевозке.
Общество указало, что возмещение расходов не компенсирует затраты, понесенные на перевозку федеральных льготников, в полном объеме. Исходя из размеров полученного возмещения за перевозку льготных категорий граждан за период с 01.01.2019 по 31.12.2022, размер убытков в виде не полученной платы за проезд федеральных льготников за период с 01.01.2019 по 31.12.2022, по мнению общества, составил 143 066 982 рубля 60 копеек.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом льготного проезда при осуществлении перевозок льготных категорий граждан, не возмещены, оно обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходование средства о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232), разъяснениями пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О.
Материалами дела подтверждается, что согласно действовавшему в спорный период времени постановлению N 232 в Ростовской области денежные средства, полученные от реализации ЕСПБ, распределялись предприятием между всеми транспортными организациями г. Ростова-на-Дону.
Суды установили и обществом не оспаривается, что понесенные расходы на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в спорном периоде (с 01.01.2019 по 31.12.2020) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов. Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте льготников за спорный период, судом первой инстанции не установлено. Доказательства обращения к департаменту за заключением дополнительных соглашений к договорам относительно возмещения расходов за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям гражданам федерального регистра общество не представило.
В пункте 12 постановления N 25 разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской федерации). Таких доказательств в материалы дела общество не представило.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А53-45600/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф08-227/24 по делу N А53-45600/2021