Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 28 февраля 2024 года информацию генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" А.Е. Лихачева на тему "Роль атомной промышленности в обеспечении технологического суверенитета", Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" А.Е. Лихачева на тему "Роль атомной промышленности в обеспечении технологического суверенитета".
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.А. Каульбарса.
3. Государственная Дума отмечает следующее.
Атомная промышленность представляет собой высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке отрасль и во многом определяет развитие других отраслей экономики, включая энергетическое машиностроение, строительную индустрию, судостроение, логистику и перевозки, ракетно-космическую и радиоэлектронную промышленность, информационно-коммуникационные и цифровые технологии, медицину.
Вопросы обеспечения стабильного развития атомного энергопромышленного комплекса в интересах российской экономики и безопасного использования атомной энергии, сохранения геополитических позиций России и закрепления ее лидирующих позиций на мировом рынке ядерных технологий относятся к числу важнейших государственных приоритетов Российской Федерации.
Россия входит в первую пятерку стран - производителей ядерной энергии. В 2023 году в промышленной эксплуатации находились 36 энергетических блоков (далее - энергоблок) на 11 площадках атомных электростанций (далее - АЭС), включая плавучую атомную тепловую электростанцию (далее - теплоэлектростанция) (22 энергоблока с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР), 11 энергоблоков с канальными кипящими реакторами (РБМК и ЭГП), 2 энергоблока с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С). Общая установленная мощность действующих энергоблоков АЭС на конец 2023 года составляла более 29,58 ГВт.
АЭС России в 2023 году выработали 217,4 млрд кВч·ч, что превышает балансовое задание Федеральной антимонопольной службы на 2023 год на 1,5 процента. Коэффициент использования установленной мощности АЭС составил в 2023 году около 84 процентов. Доля атомной генерации в энергетическом балансе (далее - энергобаланс) нашей страны составляет 18,9 процента.
Перед отечественной атомной энергетикой Президентом Российской Федерации поставлена задача довести долю мирного атома в энергобалансе нашей страны к 2045 году до 25 процентов. До 2035 года предстоит построить 17 больших, средних и малых энергоблоков и остановить 12 энергоблоков для последующего вывода из эксплуатации.
Опережающее развитие атомной промышленности важно не только для обеспечения энергетической безопасности страны, но и для сохранения мирового технологического лидерства в данной отрасли.
Россия сохраняет лидирующее положение на мировом рынке ядерных энергетических технологий. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее также - Госкорпорация "Росатом") занимает первое место в мире по сооружению АЭС за рубежом (более 80 процентов рынка). В портфеле зарубежных заказов Госкорпорации "Росатом" на разных стадиях реализации проектов находятся 33 энергоблока в 10 странах мира, 22 из них в 7 странах - в стадии сооружения. На протяжении многих лет Госкорпорация "Росатом" занимает первое место на мировом рынке по обогащению урана (35 процентов рынка), третье место по добыче урана (14 процентов рынка) и третье место по фабрикации ядерного топлива (17 процентов рынка).
Реализация проектов по сооружению объектов использования атомной энергии за рубежом является одним из инструментов достижения технологического суверенитета Российской Федерации. Такие проекты позволяют укреплять положение России как страны высоких технологий и интеллекта, серьезного, ответственного партнера, мирового лидера в области современной атомной энергетики и распространять российские технологии и ноу-хау в области атомной энергетики по всему миру.
В то же время в последние годы существенно возросло количество участников мирового рынка ядерных технологий и предлагаемых ими продукции, услуг, технических решений, что приводит к усилению конкуренции.
Основами развития атомной отрасли должны стать формирование двухкомпонентных ядерных энергетических систем с расширением возможностей вовлечения в топливный цикл плутония, уменьшение количества ядерных отходов, переход к другим принципам безопасности и повышение конкурентоспособности по сравнению с другими источниками генерации с учетом их возможного инновационного развития.
В настоящее время реализуется комплексная программа "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - комплексная программа). Реализуемый в составе комплексной программы федеральный проект "Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий" направлен на осуществление новой инициативы социально-экономического развития Российской Федерации, которая включает в себя наиболее важные мероприятия по проектированию и строительству инновационных энергоблоков АЭС, в том числе для Арктической зоны Российской Федерации, и формирует элементы безопасной и эффективной энергетической системы Российской Федерации. При этом учтен ряд ключевых направлений развития мировой энергетики: ориентация на экологическую привлекательность, ее безуглеродный характер в сочетании с повышением экономической эффективности, надежности и безопасности.
Успехи в развитии любого вида ядерной генерации электроэнергии зависят от комплекса экономических, политических, социально-демографических и других факторов. При этом важнейшими составляющими конкурентоспособности конкретного технического решения (проекта) являются экологическая состоятельность и радиационная безопасность.
Серьезным вызовом для широкомасштабного развития атомной энергетики как в мире, так и в Российской Федерации является проблема обращения с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) и радиоактивными отходами (далее - РАО), образующимися при эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (далее - ВЭ ЯРОО) и осуществлении деятельности с использованием радиоизотопов в области науки, обороны, промышленности и медицины.
По состоянию на февраль 2024 года эксплуатация по проектному назначению 10 энергоблоков АЭС уже прекращена. К 2030 году количество остановленных энергоблоков возрастет до 15. Все остановленные энергоблоки проектировались и вводились в эксплуатацию в условиях отсутствия требований к завершающим стадиям жизненного цикла и их финансированию. Таким образом, резервы, предназначенные для финансирования затрат по обеспечению вывода из эксплуатации атомных станций, до 1993 года не формировались.
Для решения части вопросов по выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС, относящихся к объектам ядерного наследия, требуется активное участие государства при разработке и совершенствовании нормативной правовой базы, направленной на устранение дефицита финансового обеспечения вывода из эксплуатации этих энергоблоков.
В большинстве стран ядерное топливо, отработавшее положенный срок в реакторе АЭС, классифицируют как РАО, которые подлежат либо прямому захоронению без переработки, либо долговременному хранению (сторонники данного подхода - Соединенные Штаты Америки, Канада, Финляндия). Данный подход к обращению с РАО и ОЯТ приводит к таким последствиям, как увеличение площадей хранилищ, неэффективное обращение с топливными ресурсами, вынужденное захоронение высокоактивных нуклидов. Количество накопленного ОЯТ в мире уже измеряется сотнями тысяч тонн.
Другой подход - переработка ОЯТ с последующим повторным использованием извлеченных из ОЯТ ядерных материалов (Россия, Франция, Великобритания, Япония, Китай). В настоящее время крупные заводы по переработке ОЯТ действуют в России, Франции и Индии. Пилотные проекты запущены в Китае и Японии. Однако темпы переработки ОЯТ все еще недостаточны, и ежегодно количество непереработанного ОЯТ, размещаемого на хранение, лишь возрастает.
Одним из решений проблемы накопленного ОЯТ является развитие технологии замкнутого ядерного топливного цикла (далее - ЗЯТЦ), в котором ОЯТ, выгруженное из реактора, перерабатывается для извлечения урана и плутония для повторного изготовления смешанного уранплутониевого топлива.
Развитие ЗЯТЦ приведет к превращению атомной энергетики в возобновляемый ресурс, снижению количества РАО и обеспечению экономики энергетическим ресурсом на тысячи лет вперед. Эти преимущества открывают новые возможности для крупномасштабного развития атомной энергетики.
Переработка ОЯТ является ключевым элементом ЗЯТЦ в системе двухкомпонентной атомной энергетики, то есть при сбалансированном использовании реакторов на тепловых и быстрых нейтронах. Развитие технологий и мощностей по переработке ОЯТ должно быть в первую очередь направлено на стабильное обеспечение ядерным топливом перспективного парка реакторов на быстрых нейтронах.
В настоящее время Россия является единственной страной в мире, которая эксплуатирует энергетические реакторы на быстрых нейтронах и тем самым владеет необходимым технологическим преимуществом. Дальнейшее сохранение этого преимущества будет способствовать поддержанию экспортного потенциала отрасли и минимизации рисков развития атомной энергетики, связанных с неопределенностью энергетического рынка и ресурсного обеспечения.
Для демонстрации устойчивой работы полного комплекса объектов, обеспечивающих ЗЯТЦ, Госкорпорацией "Росатом" успешно реализуется проект "Прорыв", участниками которого являются более 30 организаций. В рамках указанного проекта разрабатываются реакторы на быстрых нейтронах со свинцовым и натриевым теплоносителями большой мощности и с улучшенными технико-экономическими характеристиками, технологии ЗЯТЦ.
В последние годы основным трендом развития мировой атомной энергетики стали атомные станции малой мощности (далее - АСММ), предназначенные для энергоснабжения населения и промышленности преимущественно на удаленных и труднодоступных территориях. В настоящее время АСММ построена только в России (плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов"). Наряду с указанной ПАТЭС уже реализуется проект по строительству наземной АСММ в Якутии и четырех модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) для Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке. В Арктической зоне Российской Федерации потребность в МПЭБ может составлять до 15 единиц. Головные наземные АСММ и МПЭБ станут важнейшими референтными площадками для их дальнейшего экспорта.
В рамках комплексной программы реализуются другие масштабные проекты по приоритетным направлениям научно-технологического развития, определенным Президентом Российской Федерации. Одним из таких направлений является разработка термоядерных и плазменных технологий. В настоящее время в России разрабатывается проект и создается инфраструктура уникального токамака с реакторными технологиями с магнитной системой на основе высокотемпературных сверхпроводников, являющегося самым передовым проектом для создания технологической платформы термоядерной энергетики. Разработка этих технологий необходима для сохранения позиций России на уровне ведущих стран в области создания термоядерной энергетики будущего, которая обеспечит человечество практически неисчерпаемым экологически чистым источником энергии.
Госкорпорация "Росатом" также ведет активную работу по развитию безуглеродной энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Так, сегодня в стране эксплуатируются девять ветряных электростанций Госкорпорации "Росатом" общей мощностью 1 ГВт.
Госкорпорация "Росатом" - ведущий игрок на российском рынке радиационной стерилизации продукции. В настоящее время Госкорпорацией "Росатом" создано восемь центров обработки продукции ионизирующим излучением общей производительностью около 60 тысяч тонн продукции в год. Услуги по такой обработке, безопасной для человека и окружающей среды, востребованы, в особенности медицинской и полимерной промышленностью.
Для обеспечения потребности атомной и смежных высокотехнологичных отраслей промышленности в научных и инженерных кадрах, необходимых для разработки и внедрения перспективных технологий, Госкорпорация "Росатом" реализует ряд научно-образовательных проектов. К наиболее масштабным относится развитие созданного на базе российских федеральных ядерных центров Национального центра физики и математики, в котором к 2030 году должны быть созданы лаборатории и передовые научные установки и получены с участием молодых ученых результаты мирового уровня в перспективных областях фундаментальных и прикладных наук. Планируется также создание других центров аналогичного назначения, как, например, Международный научно-образовательный центр атомных и смежных технологий "Обнинск Тех".
Важнейшим направлением деятельности Госкорпорации "Росатом" является развитие Северного морского пути (далее - СМП) - уникального экономико-геополитического проекта по созданию полномасштабного национального и международного транспортного коридора.
Объем грузопотока по СМП в 2023 году составил рекордные 36,25 миллиона тонн. Без сопровождения ледоколов использовать СМП можно всего три-четыре месяца в году, поэтому одной из приоритетных задач является строительство атомного ледокольного флота, который позволит обеспечить круглогодичное использование СМП.
Россия обладает самым большим ледокольным флотом в мире. Создав атомные ледоколы, наша страна заложила фундамент уникальных компетенций в арктическом судоходстве. С 2020 года в состав атомного флота вошли три новых универсальных атомных ледокола (далее - УАЛ) проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал". В настоящее время в городе Санкт-Петербурге строятся серийные УАЛ этого же проекта "Чукотка", "Якутия" и "Ленинград", в следующем году планируется заложить еще один такой УАЛ. Наряду с этим в Приморье ведется строительство самого мощного в мире атомного ледокола "Россия". Планируется также строительство четырех мощных неатомных ледоколов.
Ввод новых ледоколов в эксплуатацию в сочетании с развитием портово-логистической и аварийно-спасательной инфраструктур СМП, высокоширотной космической связи, спутниковой группировки дистанционного зондирования ледовых покровов, со строительством грузовых судов высокого арктического класса решит задачи обеспечения круглогодичной навигации по СМП в восточном направлении, наращивания объема грузопотока свыше 150 миллионов тонн к 2030 году и создания морского транспортного коридора между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, в том числе обеспечивающего связанность северо-западных и дальневосточных регионов России.
Развитие ядерных технологий должно идти одновременно с улучшением условий проживания людей на территориях размещения атомных объектов. Города с высоким научно-технологическим потенциалом создавались как точки прорывного развития. Их главное конкурентное преимущество заключается в высоких интеллектуальных и творческих способностях живущих там людей. В таких городах производится более 50 процентов высокотехнологичной продукции, необходимой для развития страны и обеспечения ее суверенитета. Однако в настоящее время существует разрыв между развитием технологий и конкурентоспособностью городской инфраструктуры, который приводит к оттоку населения и осложняет привлечение новых профессиональных кадров. Для полноценной реализации потенциала городов, значимых для реализации программ технологического суверенитета, необходима современная комфортная среда. По созданию и развитию комфортных условий для проживания такие города должны конкурировать не только с соседними городами, но и с региональными центрами.
В контур Госкорпорации "Росатом" входит более 30 городов с высоким научно-технологическим потенциалом, в которых проживает около 2,5 миллиона человек. На территориях многих таких городов действует особый режим безопасности, что налагает ряд ограничений на возможность привлечения дополнительной рабочей силы, ведения полноценной предпринимательской деятельности и требует в связи с этим значительного внимания к таким социально значимым вопросам, как, например, реконструкция городской инфраструктуры (прежде всего жилищно-коммунального хозяйства) и медицинское обслуживание.
Важное значение в атомной отрасли придается охране окружающей среды. Помимо постоянной работы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности организации Госкорпорации "Росатом" участвуют в реализации проектов по приведению в безопасное состояние объектов накопленного экологического вреда на территориях городского округа город Усолье-Сибирское Иркутской области, остановленного производственного комплекса открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ОАО "БЦБК"), полигона промышленных отходов "Красный Бор".
С 2017 года Госкорпорация "Росатом" является активным участником реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", выполняя функции центра компетенций федерального проекта "Цифровые технологии". При участии Госкорпорации "Росатом" было принято более десяти новых мер поддержки разработки и внедрения цифровых решений, созданных преимущественно на основе отечественных разработок, разработано и утверждено семь дорожных карт развития сквозных цифровых технологий. С 2023 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 сентября 2023 года N Пр-1734 Госкорпорация "Росатом" принимает участие в формировании нового национального проекта "Экономика данных" на период до 2030 года.
Госкорпорация "Росатом" участвует также в решении многих других насущных и перспективных задач таких, как создание востребованных инновационных продуктов, обеспечение устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры, развитие технологий накопителей энергии, металлургии, ядерной медицины.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить внесение в Государственную Думу официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 486735-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации";
2) в целях создания правовой среды и условий для роста объема инвестиций в атомную отрасль продолжить работу по формированию нормативной правовой базы и механизмов вывода из эксплуатации остановленных энергоблоков АЭС, относящихся к объектам ядерного наследия, включая методику расчета необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий по решению проблемы ядерного наследия;
3) в целях доведения совокупной доли расходов на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте до 2 процентов к 2030 году проработать мероприятия, направленные на увеличение этих расходов в областях разработки ядерных, термоядерных, информационных и иных смежных высоких технологий гражданского назначения;
4) в целях увеличения доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке и объема несырьевого неэнергетического экспорта, создания и продвижения глобально конкурентных продуктов, создания внутренних кооперационных цепочек и разворачивания серийного выпуска собственного оборудования и комплектующих, опираясь на уникальные отечественные разработки, продолжить работу, направленную на своевременное завершение разработки отечественных ядерных, термоядерных, плазменных и смежных высоких технологий, создание уникальных объектов исследовательской и промышленной инфраструктур в указанных областях, в том числе реакторов на быстрых нейтронах, термоядерных установок с реакторными технологиями, объектов инфраструктуры переработки и утилизации ОЯТ;
5) в целях достижения технологического суверенитета и обеспечения устойчивости экономики страны, увеличения доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке, создания внутренних кооперационных цепочек и разворачивания серийного выпуска собственного оборудования и комплектующих, а также с учетом необходимости диверсификации источников энергоснабжения и перехода к низкоуглеродной энергетике продолжить работу по стимулированию расширения электрогенерирующих мощностей на основе возобновляемых источников энергии;
6) продолжить совершенствование оптимальных мер поддержки компаний, реализующих индустриальные проекты, направленные на обеспечение технологического суверенитета и энергетической безопасности Российской Федерации, характеризующиеся значительной капиталоемкостью и длительным сроком окупаемости (в том числе проектов по развитию СМП, атомного энергопромышленного комплекса, низкоуглеродной энергетики, расширению использования радиационных технологий);
7) в целях создания глобально конкурентных продуктов, опираясь на уникальные отечественные разработки, решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи увеличения доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке для обеспечения устойчивости экономики Российской Федерации, а также с учетом целей низкоуглеродного развития экономики наладить внутренние кооперационные цепочки и проработать меры для доведения к 2045 году доли атомной энергетики до 25 процентов в общем объеме производства электроэнергии в Российской Федерации;
8) продолжить работу по развитию оборонно-промышленного комплекса для наращивания научного, технологического и индустриального потенциала Российской Федерации, расширению исследовательских возможностей российских ученых за счет создания уникальной отечественной научно-исследовательской инфраструктуры, в том числе проработать меры государственной финансовой поддержки развития Национального центра физики и математики;
9) в целях кадрового обеспечения зарубежных проектов в области использования атомной энергии, формирования лояльных технологических элит в дружественных странах проработать меры развития центров науки и образования в Российской Федерации для кооперации образования и предприятий реального сектора, включая создание Международного научно-образовательного центра атомных и смежных технологий "Обнинск Тех";
10) в целях создания эффективных и безопасных транспортных коридоров обратить особое внимание на меры по дальнейшему развитию СМП, повышению его конкурентоспособности, наращиванию объемов перевозок грузов в его акватории, обеспечению круглогодичной навигации, созданию портово-логистической и аварийно-спасательной инфраструктур, необходимой спутниковой группировки, строительству ледоколов, в том числе с применением механизмов государственной поддержки;
11) в целях повышения качества жизни людей в регионах и совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере, включая сферу здравоохранения, которая позволит гражданам пользоваться потенциалом всей системы здравоохранения, проработать вопросы:
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 1774 "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов), впервые прибывшим (переехавшим) на работу в закрытые административно-территориальные образования, обслуживаемые федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства" в части включения территорий расположения организаций Госкорпорации "Росатом", на которых федеральные медицинские организации являются единственными государственными медицинскими организациями, осуществляющими функции территориального здравоохранения;
о возможности оформления инвестиционного налогового вычета на сумму безвозмездно переданной медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим на основании лицензии основные виды медицинской деятельности в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО) и на отдельных территориях, где медицинские организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству Российской Федерации (их обособленные структурные подразделения), являются единственными государственными медицинскими организациями, путем внесения соответствующих изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (статья 286 1);
12) проработать вопрос развития крупных и малых городов, включая города, реализующие проекты технологического суверенитета, включая ЗАТО, с разработкой и реализацией мастер-планов, в том числе предусматривающих наращивание темпов модернизации коммунальной инфраструктуры, поддержку медицинского обеспечения и социально-экономического развития, в целях повышения качества жизни людей и поддержки роста экономики регионов;
13) в целях приведения объектов накопленного экологического вреда в безопасное состояние с обеспечением возможности последующего хозяйственного использования территорий и возобновления экономической деятельности проработать вопрос продолжения реализации мероприятий по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, включая территории городского округа город Усолье-Сибирское Иркутской области, остановленного производственного комплекса ОАО "БЦБК", полигона промышленных отходов "Красный Бор", в целях своевременного выполнения ликвидационных работ.
5. Рекомендовать Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом":
1) рассмотреть вопрос интенсификации работы Госкорпорации "Росатом", направленной на рекультивацию промышленных, инфраструктурных и природоохранных объектов при ликвидации накопленного экологического вреда;
2) продолжить работу по созданию и развитию комфортных условий для проживания в городах присутствия Госкорпорации "Росатом", включая такие приоритетные области деятельности, как образование, медицинское обеспечение, культурно-досуговая сфера;
3) в целях создания глобально конкурентоспособных продуктов на основе собственных передовых технологий, в том числе технологий перспективной энергетики, продолжить работу по формированию комплекса мероприятий по созданию радиохимических производств для обращения с РАО, переработки ОЯТ (включая ядерное наследие) с выделением из него полезных компонентов, ЗЯТЦ и перехода к двухкомпонентной ядерной энергетической системе.
6. Поручить Комитету Государственной Думы по энергетике совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
7. В рамках контроля за реализацией настоящего Постановления провести в период осенней сессии 2024 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике, Комитета Государственной Думы по контролю и Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2024 года.
9. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
10. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
12 марта 2024 г.
N 5819-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 5819-8 ГД "Об информации генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" А.Е. Лихачева на тему "Роль атомной промышленности в обеспечении технологического суверенитета"
Вступает в силу с 12 марта 2024 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 18 марта 2024 г. N 12 ст. 1576