г. Краснодар |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А53-41872/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании от истца -общества с ограниченной ответственностью "Авто-Сити" (ИНН 6168034642, ОГРН 1106194006225) - Мирзоева И.Т. (доверенность от 18.07.2021), от ответчика -министерства финансов Ростовской области - Дудко Г.В. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Сити" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу N А53-41872/2021, установил следующее.
ООО "Авто-Сити" (далее - общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании убытков в виде неполученной платы за проезд федеральных льготников в размере 39 741 196 рублей 82 копейки (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация), департамент транспорта города Ростова-на-Дону (далее - департамент), министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МТК Ростовпассажиртранс" (далее - предприятие).
Решением суда от 31.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального права, основания для отказа в возмещении или ограничении по размеру убытков, возникающих в данном случае у перевозчика, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалованные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель министерства поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителей общества и министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и департамент в период с октября 2018 года по июль 2021 года заключили и исполняли следующие муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок: по муниципальному маршруту N 2А "ЖК "Измаильский парк" - Ц. Рынок - ЖК "Измаильский парк", дата заключения 08.10.2018; по муниципальному маршруту N 10 "Стройгородок - мкр. Суворовский", дата заключения 08.10.2018;
по муниципальному маршруту N 13 "Институт Сервиса - ул. Береговая", дата заключения 30.10.2018; по муниципальному маршруту N 17 "Соловьинная роща - пр. Сельмаш", дата заключения 08.10.2018; по муниципальным маршруту N 24 "ул. Горсоветская - Гл. ЖД Вокзал", дата заключения 30.10.2018; по муниципальному маршруту N 41 "ЖК "Европейский" (мкр. "Три сквера") - Ц. Рынок - ЖК "Европейский" (мкр. "Три сквера")", дата заключения 05.10.2018; по муниципальному маршруту N 62 "ЖК "Соловьиная роща" - пл. К. Маркса", дата заключения 08.10.2018;
по муниципальным маршрутам: N 60 "ул. Мечникова - Ц. Рынок - ул. Мечникова", N 60А "Новое поселение - Ц. Рынок", N 12 "Ц. Рынок - ЖК "Акварель", дата заключения 08.10.2018; по муниципальному маршруту N 62 "Соловьинная роща - пл. К. Маркса", дата заключения 08.10.2018; по муниципальному маршруту: N 75 "Гребной канал - Ц. Рынок - Гребной канал", дата заключения 08.10.2018; договор N 11-5 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону, наименования маршрутов: N 16МТ "Изумруд - Ц. Рынок - Изумруд" и N 48МТ "Изумруд - Ц. Рынок - Изумруд".
По указанным контрактам предприятие приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией в общественном городском транспорте, и отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством.
В течение срока действия контрактов применялись тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 26.09.2017 941
О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010
627
Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения
.
В период действия контрактов предприятие оказывало услуги по перевозке пассажиров, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте.
С целью частичного возмещения убытков, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный регистр, предприятие и общество заключили договор от 30.06.2016 N 133 о порядке распределения сумм, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах г. Ростова-на-Дону в городском сообщении в соответствии с постановлениями администрации от 18.09.2014 N 1058 и от 23.05.2016 N 622, которыми уполномоченной организацией на получение и распределение денежных средств определено предприятие.
Поскольку в актах оказанных услуг стороны отражали не фактическую численность федеральных льготников, перевезенных обществом, а количество федеральных льготников, приходящих (пропорционально его доле) на его долю денежных средств, вырученных предприятием от реализации ЕСПБ, то, по мнению общества, предприятие частично возместило расходы общества, связанные с перевозкой федеральных льготников по ЕСПБ.
Общество произвело расчет недополученных доходов по перевозке граждан за период с декабря 2018 года по июнь 2021 года и обратилось в суд с заявлением о взыскании убытков в размере 39 741 196 рублей 82 копейки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 15, 426, 784, 789, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходование средства о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232), разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суды установили, что согласно названным договорам департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2018 - 2021 годы.
С учетом отнесения вопросов социальной поддержки населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт ж
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), с учетом Федерального закона
от 22.08.2004 122-ФЗ
О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
, изменившего ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления. Данное Положение устанавливает порядок расходования субвенций, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление, в числе прочего, полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", Областным законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" (далее - областные законы Ростовской области), за исключением проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения. Так, подпунктом 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств установлено, что льготный проезд в соответствии с областными законами Ростовской области осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1-е число месяца, в котором осуществляется финансирование, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Суды установили, что в период действия контрактов общество оказывало услуги по перевозке на установленных маршрутах, в том числе пассажирам, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте. Суммы полученного обществом в 2018 - 2021 годы возмещения расходов соответствуют методике расчета возмещения расходов, предусмотренной в подпункте 6.1.3 пункта 6 приложения N 1 к постановлению N 232.
Вопреки доводам заявителя суд не снижал размер предусмотренной законодателем компенсации по ранее понесенным обществом расходам на перевозку льготных категорий пассажиров. Суды установили, что согласно имеющимся расчетам о количестве фактически оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан, а также с учетом правил возмещения расходов транспортным организациям, предоставляющим услуги перевозки льготным категориям граждан, убытки от перевозки льготной категории граждан, возникшие по вине ответчика, у общества отсутствуют.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенных льготных категорий граждан, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу N А53-41872/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф08-14113/23 по делу N А53-41872/2021