Летом 2002 года решением Арбитражного суда г. Москвы организация признана банкротом, и в отношение нее открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре как отсутствующего должника. Назначен конкурсный управляющий. В ходе конкурсного производства с целью выявления имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу, составлен акт сверки, в котором отражена переплата по налогам со стороны организации. Инспекция письмом отказала конкурсному управляющему в возврате организации из соответствующих бюджетов излишне уплаченных сумм налогов. Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском обязать инспекцию возвратить из бюджетов излишне уплаченные суммы налогов в указанном размере. Решением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда, исковые требования конкурсного управляющего удовлетворены. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа названные выше решение и постановление Арбитражного суда г. Москвы оставлены без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения. Вместе с тем инспекцией решение Арбитражного суда г. Москвы не исполнено.
Правомерны ли действия инспекции?
Согласно п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Вместе с тем п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ), в редакции, действующей в обжалуемом периоде, установлено, что кредиторами по денежным обязательствам (далее - кредиторы) являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В пункте 3 названной выше статьи указано, что к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Законом N 6-ФЗ.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
Согласно п. 1 ст. 98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Таким образом, о наличии у должника обязанности перед кредитором последний должен заявить в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов и при признании должника банкротом были удовлетворены в порядке установленной очередности.
Следовательно, норма п. 7 ст. 78 Кодекса не подлежит применению в отношении лиц, признанных банкротом по решению арбитражного суда.
Исходя из изложенного, действия инспекции, выразившиеся в проведении зачета сумм излишне уплаченных организацией налогов после принятия арбитражным судом решения о признании ее банкротом, являются неправомерными.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 11-11н/59780 от 24 октября 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1