Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено с 23 января 2023 г. - Постановление Администрации Зуевского муниципального района Кировской области от 23 января 2023 г. N 39
Приложение N 5
к муниципальной программе
Подпрограмма
"Охрана окружающей среды в Зуевском районе"
8 февраля, 24 марта, 26 мая, 22 августа, 25 ноября 2022 г., 23 января, 13 марта, 20 апреля, 23 июня, 28 августа, 16 октября, 26 декабря 2023 г., 29 января 2024 г.
Паспорт изменен с 29 января 2024 г. - Постановление Администрации Зуевского муниципального района Кировской области от 29 января 2024 г. N 57
Паспорт подпрограммы "Охрана окружающей среды в Зуевском районе" на 2022 - 2030 годы
Исполнитель подпрограммы |
администрация Зуевского района Кировской области (далее - администрация района) |
Соисполнители подпрограммы |
Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Зуевского района Кировской области" (далее - РУО), Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Зуевского района Кировской области" (далее - управление культуры), |
Участники подпрограммы |
Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Центр) (по согласованию) |
Цели подпрограммы |
улучшение и стабилизация экологической обстановки на территории района |
Задачи подпрограммы |
создание условий для улучшения экологической обстановки в районе; повышение уровня участия населения в природоохранных мероприятиях в рамках проведения общероссийских Дней защиты от экологической опасности и повышение экологической грамотности населения района |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
реализация подпрограммы рассчитана на 2022 - 2030 годы без подразделения на этапы |
Показатели подпрограммы |
создание условий для улучшения экологической обстановки в районе; количество населения, ежегодно принимающего участие в мероприятиях по экологическому образованию и просвещению; поддержание количества публикаций экологической направленности в СМИ |
Объемы и источники финансового обеспечения подпрограммы |
общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 9 939,18 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 101,80 тыс. рублей, районного бюджета - 9 837,38 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
создание условий для улучшения экологической обстановки в районе (создание площадок ТКО) не менее 1 шт. ежегодно; - увеличение количества населения, ежегодно принимающего участие в мероприятиях по экологическому образованию и просвещению до 2000 чел.; - увеличение публикаций экологической направленности в средствах массовой информации (далее - СМИ) в до 16 шт. в год; - ликвидация несанкционированных свалок - 21 шт.; |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Изменение экологической ситуации в результате увеличения антропогенной нагрузки заставляют не только задуматься об этом, но и активно действовать, чтобы сохранить благоприятное природное окружение для наших потомков и сделать все возможное для сохранения и разумного использования природного наследия. Согласно статье 42 "Конституции Российской Федерации" от 12.12.1993 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Это заключается в формировании его экологического сознания с целью дальнейшей реализации его усилий для создания разумными практическими методами благоустроенности окружающей его природной территории, ведущей к улучшению и стабилизации экологической обстановки.
С ростом числа автотранспорта в населенных пунктах района создается шумовое воздействие и сильная загазованность атмосферного воздуха, что негативно сказывается на здоровье и деятельности человека и в особенной степени на наиболее уязвимой группе населения - детях дошкольного и школьного возраста. Древесно-кустарниковая растительность обеспечивает комфортность условий проживания населения района, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха и стабильного положительного эмоционального фона. На территориях организаций, предприятий, учреждений образования и культуры ежегодно разбиваются разнообразные цветники, частично обновляются древесные насаждения и кустарники. Согласно отчету о проведенных мероприятиях в рамках Всероссийского экологического субботника "Зеленая весна" за 2019 год, предоставляемого в областной оргкомитет по проведению общероссийских Дней защиты от экологической опасности в Кировской области, на территории района, в том числе на территориях учреждений культуры и образования, посажено 102 дерева и 101 кустарник.
На территории района располагается один специализированный объект размещения отходов, внесенный в Единый государственный реестр объектов размещения отходов под N 43-00029-3-00592-250914, - это полигон промышленных и твердых бытовых отходов (далее ПО и ТБО) г. Зуевка. Введен в эксплуатацию в 2009 году, срок эксплуатации составляет 30 лет. Скорость его наполняемости соответствует сроку эксплуатации до 2039 года. При этом прием отходов на платной основе на полигон ПО и ТБО г. Зуевка, исключение приема на нем отходов I и II классов опасности, а также отсутствие обустроенных мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), недостаток количества и, иногда, значительная удаленность расположения контейнеров приводит к ежегодному выявлению несанкционированных свалок на территории района. За период 2012 - 2021 гг. на территории района выявлено более 35 несанкционированных свалок.
Проблема обращения с отходами производства и потребления, образующимися в процессе хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и населения, остается одной из основных экологических проблем района. Для ее решения в первую очередь необходимо создать специально обустроенные места (площадки) накопления ТКО, а также в силу значительной степени износа контейнеров есть необходимость в их полном обновлении и, в связи с этим, приобретении новых. Согласно утвержденному "Реестру мест (площадок) накопления ТКО на территориях сельских поселений и межселенных территориях Зуевского района" и "Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области" на настоящее время всего в районе насчитывается 291 мест (площадок) накопления ТКО, из них 138 на территориях сельских поселений, 153 - на территории городского поселения. В это количество входят созданные и обустроенные в соответствие с действующим законодательством контейнерные площадки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2019 году на территории сельских поселений было создано (обустроено) 26 мест (площадок) накопления ТКО. Из них 18 контейнерных площадок создано с помощью областной субсидии в рамках отдельного мероприятия "Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот" государственной программы Кировской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2013 - 2021 годы (2 - в Соколовском (п. Соколовка), 2 - в Сунском (д. Мусихи), 1 - в Октябрьском (п. Октябрьский), 5 - в Мухинском (с. Мухино), 1 - в Зуевском (д. Вотинцы), 3 - в Семушинском (п. Семушино), 4 - Кордяжском (п. Кордяга) сельских поселениях). Дополнительно пять мест (площадок) накопления ТКО создано благодаря выделению районной дотации (п. Кордяга). Дополнительно два места (площадки) накопления ТКО созданы за счет бюджетных средств Сезеневского сельского поселения (с. Сезенево), одно место (площадка) накопления ТКО обустроено за счет спонсорских средств ОАО "Племзавод Мухинский" (п. Октябрьский). В 2020 г. на территории сельских поселений района планируется обустроено еще 66 мест (площадок) накопления ТКО. Из этого количества в рамках областной программы "Комплексное развитие сельских территорий Кировской области" на территориях сельских поселений создано 42 места (площадку) накопления ТКО. За счет средств областной субсидии в рамках отдельного мероприятия "Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот" государственной программы Кировской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2013 - 2021 годы создано еще 24 места (площадки) накопления ТКО. В 2021 году за счет средств федеральной и областной субсидий обустроено оставшиеся 26 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. За период 2022 - 2030 гг. остается необходимость обустроить в соответствии с действующими требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства оставшиеся места (площадки) накопления ТКО на территории Зуевского городского поселений района.
В 2019 году для территорий сельских поселений из бюджета района были выделены средства на приобретение 20 новых контейнеров (4 - в Сунском (с. Суна), 3 - в Косинском (п. Косино), 2 - в Октябрьском (п. Октябрьский), 3 - в Соколовском (п. Соколовка - 2, с. Коса - 1), 3 - в Мухинском (с. Мухино - 2, д. Опаренки - 1), 1 - в Семушинском (д. Ряхи - 1), 2 - в Семушинском (п. Рехино - 1, д. Ардаши - 1), 2 - в Зуевском (д. Вавиленки - 1, д. Вознесенцы - 1)). В 2020 г. за счет районного бюджета приобретено 10 новых контейнеров для бюджетных учреждений. В 2020 г. за счет городского бюджета приобретено 10 новых контейнеров для г. Зуевка.
Обустройство необходимого количества мест (площадок) накопления ТКО и замена сильно изношенных контейнеров на новые может частично снять проблему образования новых санкционированных свалок.
Экологическим образованием и воспитанием в районе занимаются образовательные организации и учреждения культуры. Одним из мероприятий приобщения населения к экологическим проблемам района является ежегодное проведение общероссийских Дней защиты от экологической опасности (далее - Дни защиты). Проведение ежегодных широкомасштабных природоохранных акций в рамках Дней защиты в районе имеет важное значение как в плане совершения реальных практических действий с целью охраны природы и здоровья населения, так и для формирования экологического сознания жителей района. В 2019 г. в основных областных природоохранных акциях и конкурсах (Всероссийская экологическая акция "Зеленая Весна", Всероссийская экологическая акция "Зеленая Россия", областной конкурс экологических гражданских инициатив "ЭкоГрИн"), проводимых в рамках Дней защиты, по итогам представленных отчетов Зуевский район занял второе место. В 2020 году работа по участию в общероссийских Днях защиты также проводилась как среди общеобразовательных учреждений, так и среди населения района.
Анализ проводимой работы по экологическому просвещению показывает, что необходима дальнейшая активизация проведения эколого-просветительских мероприятий в рамках проведения Дней защиты с привлечением ещё большего количества населения всех возрастных групп. Одним из направлений формирования устойчивого экологического сознания является работа экологических отрядов, создаваемых на базе учреждений образования и культуры. В 2019 г. по итогам областного конкурса экологических отрядов МКУ "Зуевская централизованная библиотечная система Зуевского района Кировской области" Кордяжская сельская библиотека-филиал N 9 заняла третье место. Поддержание экологической работы в созданных экологических отрядах и, по возможности, создания новых, начиная с дошкольных учреждений, с привлечением к участию в них большего количества детей создаст надежную базу для формирования активной жизненной позиции по отношению к состоянию окружающей природной среды у подрастающего поколения района. Экологическое просвещение населения возможно через пропаганду экологических знаний, информирование о состоянии окружающей среды и соблюдении природоохранного законодательства в средствах массовой информации. Природоохранные службы могут обеспечить деятельность органов местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды на территории муниципального образования.
В связи с необходимостью проведения природоохранных мероприятий на районном уровне, направленных на улучшение и стабилизации экологической обстановки на территории района и создания системы формирования у населения района основ экологической культуры возникает потребность реализации подпрограммы "Охрана окружающей среды в Зуевском районе".
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Положения подпрограммы соответствуют Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области на 2018 - 2020 годы и плановый период до 2030 года, принятой решением Зуевской районной думы Кировской области от 22.05.2018 N 3/23 "Об утверждении Стратегии социально - экономического развития муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области на 2018 - 2020 годы и плановый период до 2030 года", в которой, в качестве приоритетной (основной) цели экологической политики установлено формирование и повышение экологической культуры населения, сокращение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности населения и территории района.
В качестве приоритетной (основной) цели формирования и повышения экологической культуры населения и сокращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду установлено оперативное использование экологических знаний и участие в региональных программах для эффективного функционирования органов местного управления в решении районных экологических проблем.
Согласно Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" человек имеет право на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий своей жизнедеятельности. Согласно Постановления правительства Кировской области от 27.12.2019 N 731-П "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов " возможно участие органов местного управления в региональных проектах, таких как "Формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области", осуществляемых в рамках национального проекта "Экология", возможно осуществление сокращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Реализация мероприятий экологического просвещения, в свою очередь, приведет к росту экологической культуры населения.
Целью подпрограммы является:
улучшение и стабилизация экологической обстановки на территории района.
Достижение цели подпрограммы осуществляется посредством решения следующих задач:
создание условий для улучшения экологической обстановки в районе;
повышение уровня участия населения в природоохранных мероприятиях в рамках проведения общероссийских Дней защиты от экологической опасности и повышение экологической грамотности населения района.
Выполнение поставленных задач реализуется через конкретные мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию экологической обстановки на территории района и создание системы формирования у населения района основ экологической культуры.
Срок реализации подпрограммы - 2022 - 2030 годы. Деление реализации подпрограммы на этапы не предусматривается.
Раздел 3 изменен с 25 ноября 2022 г. - Постановление Администрации Зуевского муниципального района Кировской области от 25 ноября 2022 г. N 759
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Основными ожидаемыми результатами подпрограммы в качественном выражении должны стать:
Создание условий для улучшения экологической обстановки в районе (создание площадок ТКО) не менее 4 шт. ежегодно;
увеличение количества населения, ежегодно принимающего участие в мероприятиях по экологическому образованию и просвещению, до 1860 человек;
постоянство публикаций экологической направленности в средствах массовой информации в количестве не менее 3 штук в год;
ликвидация несанкционированных свалок не менее 5 штук ежегодно.
Основные целевые показатели эффективности реализации подпрограммы представляются Кировским областным государственным бюджетным учреждением "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Центром). Центру передают данные для количественного подсчета показателей эффективности соисполнители подпрограммы РУО и управление культуры. Соисполнители подпрограммы несут ответственность за достижение целевых показателей эффективности реализации подпрограммы, в отношении которых они являются соисполнителями, и за достоверность представляемой информации.
Источник получения информации по указанным оценочным показателям - ежегодные отчеты районного оргкомитета по проведению акций и конкурсов, проводимых в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности, и количество заметок экологической направленности в СМИ.
Оценка эффективности подпрограммы будет производиться путем сравнения базовых значений целевых индикаторов с установленными значениями на 2022 и период 2023 - 2030 годы.
Социальная эффективность подпрограммы характеризуется повышением уровня экологической грамотности населения, улучшением экологической обстановки и условий проживания населения на территории района, снижением воздействия фактора загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Система подпрограммных мероприятий прямого экономического эффекта не предполагает, так как все мероприятия подпрограммы направлены на проведение экологических мероприятий и распространение экологической культуры среди населения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
При реализации подпрограммы будут осуществляться следующие мероприятия:
по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
по содержанию площадок (мест) накопления твердых коммунальных отходов;
по приобретению контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов;
по озеленению территорий муниципальных учреждений и учреждений бюджетной сферы;
по обеспечению деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
по проведению районных мероприятий и участие в областных мероприятиях в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности (акции, конкурсы, смотры, фестивали и др.) и подведение их итогов;
по поддержанию работы действующих экологических отрядов в учреждениях образования и культуры;
по приобретению экологической литературы и организации подписки на периодические издания экологической направленности.
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 6 к муниципальной программе.
Раздел 5 изменен с 29 января 2024 г. - Постановление Администрации Зуевского муниципального района Кировской области от 29 января 2024 г. N 57
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 9 939,18 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 101,80 тыс. рублей, районного бюджета - 9 837,38 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 744,48 тыс. рублей;
2023 год - 2 672,90 тыс. рублей;
2024 год - 2 159,80 тыс. рублей;
2025 год - 2 178,60 тыс. рублей;
2026 год - 2 183,40 тыс. рублей;
2027 год - 0,0 тыс. рублей;
2028 год - 0,0 тыс. рублей;
2029 год - 0,0 тыс. рублей;
2030 год - 0,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и могут корректироваться с учетом возможностей бюджетов.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной подпрограммы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 7 к муниципальной программе.
6. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
На результаты реализации подпрограммы могут оказать существенное влияние негативные факторы
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками представлены в таблице.
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Нормативно-правовой риск - изменение федерального и областного законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования |
оперативное реагирование на изменения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования и внесение соответствующих поправок в подпрограмму |
Риск финансового обеспечения |
осуществление прогнозирования и определение приоритетов для первоочередного финансирования подпрограммы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.