г. Краснодар |
|
22 февраля 2024 г. |
Дело N А53-22574/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (судья Колесник И.В.), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" - Чилингарашвили А.Г. (доверенность от 21.12.2022), от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области - Дудко Г.В. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Ростова-на-Дону, муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс", Департамента транспорта города Ростова-на-Дону, Министерства труда и социального развития Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по делу N А53-22574/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - Министерство финансов) о взыскании убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан за 2018 год в размере 62 792 274 рублей 76 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Ростова-на-Дону (далее - Администрация), Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (далее - МУП МТК "Ростовпассажиртранс"), Департамент транспорта города Ростов-на-Дону (далее - Департамент), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Министерство труда).
Решением от 15.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2023, суд отказал в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы тем, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в спорном периоде (2018 год) возмещены обществу в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - Постановление N 232) и условиями, заключенных обществом, договоров.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, порядок и методика расчета компенсации убытков в результате перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, на территории Ростовской области не определены. Постановление N 232 регулирует порядок возмещения убытков транспортных предприятий исключительно в отношении льготников регионального регистра.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Министерство финансов указало, что возмещение обществу расходов за перевозку федеральных льготников осуществлялось в рамках заключенного договора от 30.06.2016 N 30, в пределах поступающих на счет Уполномоченной организации средств, вырученных от реализации ЕСПБ, в соответствии с Постановлением N 232 (приложение N 3). Постановление N 232 является действующим нормативным актом, установившим порядок компенсации за перевозку федеральных льготников, и подлежит применению при рассмотрении данного дела.
В судебном заседании представители общества и Министерства финансов поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, соответственно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским транспортом (автотранспортам) по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 общество осуществляло деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростов-на-Дону Ростовской области.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-20 (вступил в силу 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 80мт и N 66мт. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 23.09.2017 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-25 (вступил в силу с 23.09.2017, действовал до 03.08.2018), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршруту N 18.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-15 (вступил в силу 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 1, N 10мт, N 27, N 43мт. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-16 (вступил в силу с 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 40мт, N 11. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-17 (вступил в силу с 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 14, N 14мт, N 98мт. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-18 (вступил в силу с 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 49, N 49мт. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-19 (вступил в силу 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 99, N 99мт. Срок действия пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-21 (вступил в силу 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 90, N 90мт. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону и общество заключили договор от 29.12.2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-22 (вступил в силу 01.01.2016), в соответствии с условиями которого перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 38мт, N 2. Срок действия договора пять лет.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и общество заключили муниципальный контракт от 02.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 67а мкр. Левенцовский - пр. Сельмаш, вступивший в силу с момента подписания и действующий по 31.07.2023.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и общество заключили муниципальный контракт от 26.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса. Согласно разделу 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса, но не более 180 дней.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и общество заключили муниципальный контракт от 26.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк"Осьминожек" - пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 Контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш, но не более 180 дней.
Департамент транспорта г. Ростов-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и общество заключили муниципальный контракт от 26.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский, но не более 180 дней.
Согласно указанным договорам общество, являясь перевозчиком, приняло на себя обязанность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров в городе Ростов-на-Дону городским автотранспортом на установленных маршрутах. Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Ростов-на-Дону в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
МУП МТК "Ростовпассажиртранс" (Уполномоченная организация) и общество (транспортное предприятие) заключили договор от 30.06.2016 N 30, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого суммы, вырученные от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) распределяются Уполномоченной организацией между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах г. Ростов-на-Дону в городском сообщении, в силу полномочий, определенных постановлениями Администрации города Ростов-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 и от 23.05.2016 N 622; перечисление денежных средств осуществляется за представленные транспортные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, в городском пассажирском транспорте (кроме такси) на маршрутах города Ростов-на-Дону в городском сообщении в пределах поступивших на счет Уполномоченной организации средств, вырученных от реализации ЕСПБ, с учетом выполненных рейсов.
Судебные инстанции установили, что выполнение обществом обязательств по перевозке граждан льготной категории подтверждается актами, ежемесячно подписываемыми обществом и МУП МТК "Ростовпассажиртранс"; общество получало компенсацию расходов по перевозке льготной категории граждан, отнесенных к федеральному регистру, исходя из стоимости ЕСПБ с учетом доли общества в перевозке. Полагая, что указанное возмещение расходов не компенсирует затраты общества, понесенные на перевозку федеральных льготников в полном объеме; расходы, связанные с предоставлением обществом льготного проезда при осуществлении перевозок льготной категории граждан, не возмещены сверх установленного договором размера, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков в размере 62 792 274 рублей 76 копеек.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 784, статьей 15, пунктами 1, 2 статьи 789, пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Постановлением N 232 с приложением N 3, пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделали правильный вывод о том, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в спорном периоде (2018 год) возмещены обществу в соответствии с Постановлением N 232 и условиями заключенных обществом договоров.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Постановлением N 232 утверждено приложение N 3 "Положение о расходовании средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта". Равная доступность услуг общественного транспорта в части реализации права на льготный проезд на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам в спорном периоде обеспечивалась путем приобретения федеральными льготниками ЕСПБ по стоимости, определенной действующим, в том числе в спорном периоде, указанным нормативным правовым актом.
Судебные инстанции установили, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 возмещены обществу в соответствии с Постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество), на основании представленных обществом отчетов; доказательства обращения к департаменту за заключением дополнительных соглашений к договорам относительно возмещения расходов за предоставленный бесплатный проезд льготной категории граждан федерального регистра общество не представило. Документально данный вывод общество не опровергло.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такие доказательства, как установили судебные инстанции, общество не представило.
С учетом изложенного судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
При принятии обжалуемых обществом судебных актов, суды учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251.
Доводы общества исследованы судами и получили соответствующую правовую оценку.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по делу N А53-22574/2021, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2024 г. N Ф08-185/24 по делу N А53-22574/2021