г. Краснодар |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А32-64506/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от истца - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Шавырина В.В. (доверенность от 25.10.2023), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" (ИНН 2320006502, ОГРН 1022302942705), третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А32-64506/2022, установил следующее.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГБУ "Сочинский национальный парк" (далее - учреждение) о взыскании 383 484 рублей 73 копеек ущерба.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - министерство).
Решением суда от 17.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2023, с учреждения в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 383 484 рубля 73 копейки. Судебные акты мотивированы наличием доказательств оплаты учреждением фактически невыполненных объёмов работ в указанной сумме.
В кассационной жалобе учреждение просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права. Учреждение полагает, что установленные вступившими в законную силу решениями суда по делам N А32-25872/2021, А32-25866/2021, А32-25865/2021, А32-25873/2021 обстоятельства имеют преюдициальное значение для участвовавших в нем сторон. По мнению подателя жалобы, управлением не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения учреждения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, в том числе противоправный характер действий учреждения (его уполномоченных органов), а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) его уполномоченных органов и возникновением у управления убытков в этой связи.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе контрольного мероприятия представителями управления в присутствии представителя учреждения проведены контрольные замеры (обмеры) результатов работ по капитальному ремонту:
по контракту от 07.02.2018 N 0318100061017000065-0034112-02 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту зданий Лазаревской конторы деревообрабатывающего цеха и мастерской (п. Солоники), заключенного объектом контроля с ООО "Вентсантехстрой" (далее - контракт от 07.02.2018), проведён контрольный замер (обмер) сотрудниками управления в присутствии инженера охраны защиты леса Лазаревской группы лесничеств Малых Е.В. По результатам контрольного замера (обмера) подписан акт контрольного замера (обмера) от 23.12.2020 N 4 без замечаний. По результатам контрольных замеров (обмеров) по контракту от 07.02.2018 установлено, что согласно актам формы N КС-2 и платёжных поручений приняты и оплачены работы: по отбивке штукатурки с поверхностей: стен и потолков кирпичных - 145,81 кв. м, покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения: за 1 раз стен - 145,81 кв. м, улучшенная штукатурка фасадов цементно-известковым раствором по камню: стен - 145,81 кв. м, окраска фасадов с лесов с подготовкой поверхности: кремий-органическая - 145,81 кв. м. Фактическое количество каждого вида работ составляет 136,53 кв. м. Таким образом, приняты и оплачены фактически не выполненные объёмы работ по каждому указанному виду работ в количестве 9,28 кв. м на общую сумму 3634 рубля 71 копейка;
по контракту от 02.02.2018 N 0318100061017000054-0034112-03 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту зданий Лазаревского гаража (п. Солоники), заключённого объектом контроля с индивидуальным предпринимателем Маркосян Г.К. (далее - контракт от 02.02.2018), проведён контрольный замер (обмер) сотрудниками управления в присутствии инженера охраны защиты леса Лазаревской группы лесничеств Малых Е.В. По результатам контрольного замера (обмера) подписан акт контрольного замера (обмера) от 23.12.2020 N 1 без замечаний. По результатам контрольных замеров (обмеров) по контракту от 02.02.2018 установлено, что согласно актов формы N КС-2 и платежных поручений приняты и оплачены работы по окраске поливинилацетатными водоэмульсионными составами (улучшенная) по штукатурке потолков на площади 76 кв. м и устройство обрешетки сплошной из досок 754 кв. м. Фактически эти работы не выполнялись. Таким образом, приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 166 553 рубля 09 копеек;
по контракту от 08.02.2018 N 0318100061017000064-0034112-02 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту зданий Лазаревского столярного цеха деревообработки (п. Солоники), заключённого объектом контроля с индивидуальным предпринимателем Маркосян Г.К. (далее - контракт от 08.02.2018), проведён контрольный замер (обмер) сотрудниками управления в присутствии инженера охраны защиты леса Лазаревской группы лесничеств Малых Е.В. По результатам контрольного замера (обмера) подписан акт контрольного замера (обмера) от 23.12.2020 N 3 без замечаний. По результатам контрольных замеров (обмеров) по контракту от 08.02.2018 установлено, что согласно актов формы N КС-2 и платежных поручений приняты и оплачены работы по установке светильников потолочных или настенных с креплением винтами или болтами для помещений с нормальными условиями среды, двухламповый в количестве 54 шт. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактически установлено 37 шт. Также согласно актов формы N КС-2 и платежных поручений приняты и оплачены светильники ССП-456- 2*18 в количестве 39 шт. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактически установлено 37 шт. Таким образом, приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 4312 рублей 76 копеек;
по контракту от 15.01.2018 N 0318100061017000056-0034112-02 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту конторы Лазаревского лесничества, заключённого объектом контроля с ООО "ЮгСтройСервис" (далее - контракт от 15.02.2018), проведён контрольный замер (обмер) сотрудниками управления в присутствии инженера охраны защиты леса Лазаревской группы лесничеств Малых Е.В. По результатам контрольного замера (обмера) подписан акт контрольного замера (обмера) от 23.12.2020 N 2 без замечаний. По результатам контрольных замеров (обмеров) по контракту от 15.02.2018 установлено, что согласно акту формы N КС-2 от 28.02.2018 N 1 и платежных поручений приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 208 984 рубля 17 копеек: установка металлических дверных блоков в готовые проемы - 10,04 кв. м. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактическое количество работ составляет - 7,56 кв. м; трубы гибкие гофрирванные тяжелые из самозатухающего ПВХ (IP55) серии FH диаметром 16 мм 510 м. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактическое количество работ составляет - 51 м; затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение:
до 6 кв. мм 10 200 м. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактическое количество работ составляет - 102 м; затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение: до 16 кв. м 5100 м. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактическое количество работ составляет - 51 м; устройство потолочного плинтуса поливинилхлоридных: на клее КН-2 11930 м. В результате проведения контрольного обмера установлено, что фактическое количество работ составляет - 119,3 м; Таким образом, приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 208 984 рубля 17 копеек.
На основании изложенного управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, в рамках контрактов от 07.02.2018, 02.02.2018, 08.02.2018, 15.02.2018 приняты и оплачены фактически не выполненные объёмы работ на общую сумму 383 484 рубля 73 копейки.
В связи с выявленными нарушениями управление выдало учреждению предписание от 22.06.2021 N 18-23-11/8472, согласно которому учреждению надлежало принять меры по возмещению причинённого ущерба Российской Федерации в сумме 383 484 рубля 73 копейки в срок не позднее 01.09.2021.
В установленный срок требования предписания учреждение не исполнило.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались положениями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьи 270.2 Бюджетного кодекса, пункта 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, пункта 9.22(5) Положения об управлении, утверждённого приказом Федерального казначейства России от 27.12.2013 N 316, подпункта "к" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля".
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая наличие доказательств оплаты учреждением фактически невыполненных объёмов работ, суды правомерно удовлетворили исковые требования управления о взыскании ущерба в заявленной сумме. Суды учли, что в материалы дела не представлены доказательства признания недействительным предписания управления от 22.06.2021 N 18-23-11/8472.
Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил довод учреждения о том, что исковые заявления учреждения к ООО "СтройКонтроль" судебными актами в рамках дел N А32-25872/2021, А32-25866/2021, А32-25865/2021, А32-25873/2021 не удовлетворены, что, по мнению учреждения, указывает об отсутствии фактов ненадлежащего выполнения подрядчиками работ по контрактам от 07.02.2018, 02.02.2018, 08.02.2018, 15.02.2018. Суд установил, что результаты и процедура проведённых обмеров объёмов выполненных работ подрядчиками работ по спорным контрактам учреждением не оспаривались. Факт оплаты предъявленных подрядчиками объёмов работ учреждение не отрицает.
В качестве доказательств, подтверждающих исковые требования, управление представило акты контрольных обмеров и иные доказательства. Управление как получатель денежных средств с целевым назначением обязано было принять меры по проверке предъявляемых к оплате объёмов работ и их соразмерной оплате. Следовательно, оплатив работы, которые не подтверждаются обмерами, учреждением нанесён ущерб бюджету в заявленном размере.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании заявителями норм права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А32-64506/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались положениями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьи 270.2 Бюджетного кодекса, пункта 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, пункта 9.22(5) Положения об управлении, утверждённого приказом Федерального казначейства России от 27.12.2013 N 316, подпункта "к" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля".
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая наличие доказательств оплаты учреждением фактически невыполненных объёмов работ, суды правомерно удовлетворили исковые требования управления о взыскании ущерба в заявленной сумме. Суды учли, что в материалы дела не представлены доказательства признания недействительным предписания управления от 22.06.2021 N 18-23-11/8472."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф08-750/24 по делу N А32-64506/2022