г. Краснодар |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А32-19108/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (ИНН 2308074143, ОГРН 1022301207059) - Буцаевой Д.Г. (доверенность от 19.10.2023), от истца - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Мазурик Я.Е. (доверенность от 13.11.2023), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральной службы исполнения наказаний, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023 по делу N А32-19108/2023, установил следующее.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Федеральному казенному учреждению "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (далее - учреждение) о взыскании в доход федерального бюджета 797 814 рублей 16 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
Решением суда от 28.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2023, исковые требования удовлетворены.
С учреждения в доход федерального бюджета взыскан причинённый Российской Федерации ущерб в размере 797 814 рублей 16 копеек.
Судебные акты мотивированы тем, что наличие иных правоотношений по взысканию с третьего лица денежных средств не является основанием для освобождения учреждения от исполнения требований предписания по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.09.2023 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.2023, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Учреждение полагает, что им проводилась необходимая работа для установления виновных лиц и взыскания суммы причиненного ущерба. Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара с Кермина Д.А. в пользу учреждения взысканы 797 814 рублей 16 копеек причиненного материального ущерба, решение вступило в законную силу 15.02.2022. В отношении Кермина Д.А. возбуждено исполнительное производство N 35084/23/23041-ИП, согласно сведениям с официального сайта ФССП России взыскана часть от общей суммы (12 742 рубля 28 копеек). Учреждение полагает, что им исполнены требования предписания управления от 15.10.2021 N 18-21-13/14533, а именно, приняты все необходимые меры по возмещению 797 814 рублей 16 копеек ущерба, причиненного Российской Федерации. Дальнейшая работа по взысканию суммы ущерба не зависит от учреждения. После поступления на счет учреждения денежных средств, взысканных в ходе исполнительного производства N 35084/23/23041-ИП, они перечисляются в доход государства. Взыскание ущерба с учреждения недопустимо, так как в таком случае произойдет возмещение ущерба в двойном размере.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом управления от 04.09.2020 N 224Чк/р в отношении учреждения в период с 22.09.2020 по 15.10.2020 проведена камеральная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов, недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности за 2017 - 2019 годы. Согласно акту проверки от 15.10.2020 управлением выявлены следующие бюджетные нарушения:
- в нарушение статей 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Федерации в рамках государственного контракта от 08.06.2017 N 31 ИП Пелипенко А.П. предъявил к оплате, а учреждение приняло и неправомерно оплатило работы на 795 534 рубля 16 копеек по завышенным расценкам в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов;
- в нарушение требований части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, (далее - Положение N 468) в рамках государственного контракта от 03.06.2019 N 23 подрядная организация (ООО "ГрадСтрой-1256") предъявила к оплате, а учреждение приняло и оплатило фактически невыполненные объемы работ (непримененные материалы) на 2 280 рублей;
- в нарушение требований части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, части 1 статьи 720 Гражданского кодекса, пункта 6 Положения N 468 в рамках государственного контракта от 26.05.2017 N 24 ИП Пелипенко А.П. предъявил к оплате, а учреждение приняло и оплатило фактически невыполненные объемы работ (непримененные материалы) на 8 892 рубля;
- в нарушение требований части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, части 1 статьи 720 Гражданского кодекса, пункта 6 Положения N 468 в рамках государственного контракта от 08.06.2017 N 31 ИП Пелипенко А.П. предъявил к оплате, а учреждение приняло и оплатило фактически невыполненные объемы работ (непримененные материалы) на 119 866 рублей.
В отношении объекта контроля контролирующим органом вынесено представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15628 с требованиями устранить нарушения, а именно принять меры по обеспечению взыскания в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств в размере 926 572 рублей 16 копеек, а также принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений, о результатах исполнения представления следует проинформировать управление до 30.09.2021.
По результатам рассмотрения документов, материалов и информации об исполнении представления, представленных письмом учреждения от 29.09.2021 N 23/63/2-623, управление установило исполнение требований частично, а именно, в доход федерального бюджета возвращены 128 758 рублей по нарушениям, отраженным в пунктах 3 - 4 представления. По нарушениям, отраженным в пунктах 1 - 2 представления - на 797 814 рублей 16 копеек, представление не исполнено.
Управление вынесло предписание от 15.10.2021 N 18-21-13/14533, согласно которому в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса, пунктами 7 и 9 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095), необходимо принять меры по возмещению 797 814 рублей 16 копеек причиненного ущерба Российской Федерации в срок не позднее 01.09.2022.
Письмом управления от 08.09.2022 N 18-21-13/11656 в соответствии с пунктами 19 - 22 Федерального стандарта N 1095 срок исполнения предписания продлен до 06.03.2023 включительно.
В срок до 06.03.2023 требования пунктов 1 - 2 предписания не исполнены, что явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса, частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса, пунктами 19 - 22 Федерального стандарта N 1095, подпунктом "к" пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100, пунктом 9.22(5) Положения об управлении, утвержденного приказом Казначейства России от 27.12.2013 N 316.
Из материалов дела следует, и учреждение не отрицает, что в рамках государственного контракта от 08.06.2017 N 31 учреждение приняло и неправомерно оплатило работы на 795 534 рубля 16 копеек по завышенным расценкам в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов, что учреждением не оспаривается. Учреждение приняло фактически невыполненные объемы работ (непримененные материалы) и оплатило ООО "ГрадСтрой-1256" за них 2 280 рублей.
В отношении учреждения управление вынесло предписание от 15.10.2021 N 18-21-13/14533, согласно которому в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса, пунктами 7 и 9 Федерального стандарта N 1095 необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 797 814 рублей 16 копеек в срок не позднее 01.09.2022. Указанный срок продлен до 06.03.2023 включительно.
Доказательства признания недействительным предписания управления от 15.10.2021 N 18-21-13/14533 в материалы дела не представлены.
С учетом установленного в рамках проверки управлением факта нецелевого расходования средств бюджета, свидетельствующего о недостижении целей, ради которых выделены средства бюджета, неосуществление в связи с выявленными нарушениями возврата в доход бюджета в установленный предписанием срок 797 814 рублей 16 копеек, причинен реальный ущерб в указанном объеме.
Суд апелляционной инстанции проверил довод учреждения о том, что им предприняты все необходимые меры по возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, о чем свидетельствует наличие возбужденного исполнительного производства о взыскании с Кермина Д.А. 797 814 рублей 16 копеек, а дальнейшая работа по взысканию суммы ущерба никаким образом не зависит от учреждения.
Указанные доводы учреждения отклонены, поскольку они не опровергают установленный факт неисполнения ответчиком предписания. Наличие иных правоотношений по взысканию с третьего лица денежных средств не является основанием для освобождения учреждения от исполнения требований предписания по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации, поэтому управление обоснованно по истечении предусмотренных сроков обратилось в суд за взысканием с учреждения ущерба, причиненного Российской Федерации. Доказательства возмещения ущерба в двойном размере судам не представлены.
В соответствии со статьями 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суды отклонили приведенные в обоснование своих возражений доводы учреждения.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушения норм материального и процессуального права не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023 по делу N А32-19108/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса, частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса, пунктами 19 - 22 Федерального стандарта N 1095, подпунктом "к" пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100, пунктом 9.22(5) Положения об управлении, утвержденного приказом Казначейства России от 27.12.2013 N 316.
...
В отношении учреждения управление вынесло предписание от 15.10.2021 N 18-21-13/14533, согласно которому в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса, пунктами 7 и 9 Федерального стандарта N 1095 необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 797 814 рублей 16 копеек в срок не позднее 01.09.2022. Указанный срок продлен до 06.03.2023 включительно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф08-308/24 по делу N А32-19108/2023