г. Краснодар |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А32-16923/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от истца - Министерства экономики Краснодарского края (ИНН 2308120720 ОГРН 1062308024382) - Безуглого В.В. (доверенность от 10.01.2024), от ответчика - автономной некоммерческой организации "Центр компетенций в сфере производительности труда Краснодарского края" (ИНН 2312295628 ОГРН 1202300053614) - Елина Р.Е. (доверенность от 01.02.2023), рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономики Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А32-16923/2023, установил следующее.
Министерство экономики Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации "Центр компетенций в сфере производительности труда Краснодарского края" (далее - центр) о взыскании 6 млн рублей субсидии.
Решением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, с центра взыскано 3 млн рублей субсидии, в удовлетворении остальной части иска отказано по мотиву соблюдения им условий получения субсидии в пределах соглашения, достижения требуемых показателей и целевого использования.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось министерство, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении иска удовлетворить, поскольку предусмотренный условиями выделения субсидии рост производительности труда одним из ее получателей (ООО "Аркадия") как показатель результативности в отчетных периодах не достигнут, условия соглашения с в этой части достигнуто лишь в последующие отчетные периоды в пределах установленного соглашением срока.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы, представитель центра возражал против них, считая состоявшиеся по делу судебные акты в обжалуемой министерством части законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что между министерством и унитарной некоммерческой организацией "Фонд развития промышленности Краснодарского края" (далее - фонд) в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Порядком определения объема и предоставления субсидий учреждению на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда, утвержденным Приказом министерства от 17.09.2019 N 117 (далее - Порядок N 117), заключено соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидий унитарной некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда от 27.09.2019 N 172 (с учетом дополнительного соглашения от 27.09.2019 N 1) (далее - соглашение N 172). В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 117, пунктами 1.1, 1.2 соглашения N 172 субсидия предоставлена учреждению на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.2.2.2 таблицы 2 раздела 2 "Перечень мероприятий подпрограммы" подпрограммы "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 943, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на соответствующие цели.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения N 172 фонду выделено 31 016 тыс. рублей субсидии. Согласно пункту 2.2.4 соглашения N 172 фонд обязался обеспечить достижение следующих показателей результативности: создание одной "фабрики процессов" до 31.12.2019; деятельность одной "фабрики процессов" до 31.12.2019; привлечь консультантов до 31.12.2019 для работы на восьми предприятиях для создания консультантом на каждом предприятии не менее одного потока-образца до 30.06.2020 и достижение роста производительности труда предприятий не менее 10, 15 и 30 процентов по результатам соответственно первого, второго и третьего года реализации программ повышения производительности труда на предприятиях по сравнению с базовым годом.
По соглашению от 30.12.2020 N 286 о замене стороны в соглашении N 172 фонд передал центру права и обязанности по соглашению N 172 (далее - соглашение от 30.12.2020), пунктом 5.1 соглашения от 30.12.2020 права и обязанности переданы центру с 01.01.2021, министерство в силу пункта 4.1 Порядка N 117 и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с приказами министерства от 01.10.2021 N 201 "Об утверждении Порядка осуществления министерством экономики Краснодарского края проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов в форме субсидий)", 28.12.2022 N 181 "Об утверждении Плана проведения проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов в форме субсидий)", 29.12.2022 N 184 "О проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий" министерство с 30.12.2022 по 16.02.2023 провело плановую камеральную проверку соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - проверка). Представленный центром отчет за 2021 год подтвердил достижение роста производительности труда на пяти из восьми предприятий не менее 15% по результатам второго года реализации программ повышения производительности труда на предприятиях по сравнению с базовым годом. Рост производительности труда не достигнут в ООО "Компания Благо", ООО "Северо-Кавказский завод металлоконструкций", ООО "Аркадия". ООО "Компания "Благо" вследствие недостижения роста производительности труда по результатам 2020 года к данным базового 2019 года возвратило фактически затраченные на разработку, сопровождение и реализацию программы повышения производительности труда 3 млн рублей субсидии. Размер денежных средств, фактически затраченных оставшимися двумя предприятиями на разработку, сопровождение и реализацию программ повышения производительности труда на предприятиях составил 6 млн рублей (отчет фонда о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, акты оказанных услугах от 13.12.2019 и от 26.12.2019, акт плановой камеральной проверки от 10.02.2023).
Министерство направило центру требование о возврате субсидии в краевой бюджет (письмо от 28.02.2023 N 208-14-09-1264/23) в течение 15 календарных дней со дня его получения, оно получено 16.03.2023 и не исполнено, что повлекло обращение министерства в арбитражный суд.
Отказывая в обжалуемой министерством части во взыскании с центра субсидии, суд установил и материалами дела подтверждается, что установленный соглашением и Порядком определения объема и предоставления субсидий учреждению на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда (далее - Порядок) условия, цели и порядок предоставления субсидий по подпрограммы "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 943 (далее - Подпрограмма) для реализации регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", центр обеспечил и достиг в установленные сроки цели, показатели и результаты федерального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", входящего в состав национального проекта "Производительность труда". При рассмотрении дела суд правомерно указал, что недостижение результата в одном из отчетных периодов при его достижени в конечоном периоде соглашения о выделении субсидии само по себе не свидетельствует о неэффективном и нерезультативном использовании субсидии. Размер денежных средств, фактически затраченных на ООО "Северо-Кавказский завод металлоконструкций" и ООО "Аркадия" на разработку, сопровождение и реализацию программ повышения производительности труда на предприятиях, составил 6 млн рублей, что подтверждается отчетом учреждения о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также приложенными к нему документами (акты оказанных услугах от 13.12.2019 и от 26.12.2019), представленных министерству при исполнении пункта 2.2.6 Соглашения N 172. Эти обстоятельства подтверждаются также результатами проведенной министерством проверки (акт плановой камеральной проверки от 10.02.2023, В ООО "Аркадия" значения показателей роста производительности труда по результатам третьего года реализации (2022 год по сравнению с базовым годом), где индекс производительности труда составил 34,8%, чем превышен установленный 30% показатель. Несмотря на отрицательные значения показателей в 2021 году, ООО "Аркадия" достигло планируемого роста производительности труда (не менее 30 процентов по результатам третьего года реализации программ повышения производительности труда на предприятиях по сравнению с базовым годом).
Требование о возврате субсидии было основано на факте недостижения роста производительности труда (менее 15%) по результатам второго года реализации Программы по сравнению с базовым годом, что правомерно признано судом свидетельством отсутствия правовых оснований для взыскания 3 млн рублей субсидии, фактически израсходованных ООО "Аркадия" на разработку, сопровождение и реализацию программ повышения производительности труда на предприятии.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы не основаны на нормах права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А32-16923/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил и материалами дела подтверждается, что между министерством и унитарной некоммерческой организацией "Фонд развития промышленности Краснодарского края" (далее - фонд) в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Порядком определения объема и предоставления субсидий учреждению на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда, утвержденным Приказом министерства от 17.09.2019 N 117 (далее - Порядок N 117), заключено соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидий унитарной некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда от 27.09.2019 N 172 (с учетом дополнительного соглашения от 27.09.2019 N 1) (далее - соглашение N 172). В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 117, пунктами 1.1, 1.2 соглашения N 172 субсидия предоставлена учреждению на создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.2.2.2 таблицы 2 раздела 2 "Перечень мероприятий подпрограммы" подпрограммы "Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами в организациях Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 943, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на соответствующие цели."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2024 г. N Ф08-1301/24 по делу N А32-16923/2023