г. Краснодар |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А53-9007/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зотовой И.И., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демидовой Ю.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "РН Процентр" (ОГРН 1116193004465, ИНН 6161062048) - Торба Е.А. (доверенность от 29.09.2021), от ответчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" (ОГРН 1076164011010, ИНН 6164268488) - Мироновой А.А. (доверенность от 27.12.2023), в отсутствие ответчика - Администрации города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103282743, ИНН 6164056684), третьего лица - Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (ОГРН 1066164006545, ИНН 6164244818), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН Процентр" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по делу N А53-9007/2023, установил следующее.
ООО "РН Процентр" (далее - общество) обратилось в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" (далее - управление) о взыскании задолженности в размере 53 526 275 рублей по муниципальному контракту от 09.07.2018 N 33.
Решением от 11.09.2023, оставленным без изменения постановлением от 24.11.2023, в удовлетворении исковых требований отказано. С общества в доход бюджета Российской Федерации взыскано 200 000 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что после внесения изменений в проектную документацию и получения на нее положительного заключения Главгосэкспертизы, работы выполнить не представлялось возможным по независящим от подрядчика причинам. Согласованное заказчиком повышение цены контракта на 10% не покрывает оплату всех видов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией в ее окончательной редакции. Факт наличия вины муниципального заказчика в допущении ошибок в проектно-сметной документации, повлекшие необходимость внесения корректировок и прохождения повторной экспертизы, установлен решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2020 по делу N А53-9333/2020 и решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2021 по делу N А53-18954/2021.
В отзыве на кассационную жалобу управление приводит аргументы о законности и обоснованности принятых судами решений.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель управления просил отказать в ее удовлетворении. 12 марта 2024 года
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 09.07.2018 муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" (заказчик) и ООО "РН Процентр" (подрядчик) на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.06.2018 N 0358300345318000033 заключили муниципальный контракт N 33 (далее - контракт), действующий в редакции дополнительных соглашений от 31.08.2018 N 1, от 31.01.2019 N 2, от 07.06.2019 N 3, от 22.01.2020 N 4, по условиям которого подрядчик принимает обязательство выполнить своими силами и с привлечением третьих лиц в соответствии с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных правовых актов, действующих в строительстве, в установленные контрактом сроки работы по объекту: "Реконструкция детского сада "8 Марта" по ул. Нижненольной, 6", сдать работы и их результат (объект) в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию, а также устранить любые дефекты
в полном соответствии с положениями контракта, а заказчик - принять работы и результат выполненных работ и оплатить подрядчику обусловленную контрактом цену на условиях настоящего контракта.
Содержание выполнения работ определяется проектной, в том числе сметной, рабочей документацией, сроки выполнения работ определяются графиком производства и оплаты работ (приложение N 1), графиком производства промежуточных этапов работ (приложение N 4), составляющих неотъемлемую часть контракта.
Согласно пункту 2.1 контракта стоимость выполнения работ (цена контракта) является твердой, определяется по результатам аукциона в электронной форме и составляет 135 312 370 рублей, НДС не облагается.
Сроки выполнения подрядчиком работ установлены графиком производства и оплаты работ и графиком производства промежуточных этапов работ (пункт 3.2 контракта).
К муниципальному контракту прилагался протокол согласования договорной цены (приложение N 2).
Начальная максимальная цена контракта была определена в соответствии с проектно-сметной документацией, в соответствии с которой подрядчик должен был выполнить все работы на объекте: "Реконструкция детского сада "8 Марта" по ул. Нижненольной, 6" (пункт 1.2 контракта).
Дополнительным соглашением от 31.08.2018 N 1 изменен первый абзац пункта 2.1 в части уменьшения цены в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ) и на основании подпункта 1.а пункта 8.1.1 контракта до 135 302 370 рублей.
Контракт дополнен протоколом согласования договорной цены (приложение N 2 а), приложением N 4а "График производства промежуточных этапов работ", приложением N 5а "Виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, к исполнению своих обязательств по контракту".
Дополнительными соглашениями от 31.01.2019 N 2, от 07.06.2019 N 3, от 22.01.2020 N 4, от 22.05.2020 N 5 установлены объемы финансирования на основании пункта 2.2 контракта на 2018, 2019 и 2020 годы.
В обоснование заявленных требований, истец указывал, что в ходе исполнения контракта заказчик вносил изменения в проектно-сметную документацию, что привело к увеличению видов, объемов и стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых по контракту, и потребовало получения положительного заключения ГАУ РО "Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (положительные заключения от 03.09.2019 N 2-15-1-0002-19, от 31.10.2019 N 2-151-0009-19), а также заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства (заключение ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 25.06.2020 N 61-1-018650). По результатам проведенной проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, стоимость объекта составляет в текущих ценах по состоянию на 1 квартал 2020 года 200 188 286 рублей. Заказчик согласовал внесение необходимых изменений в проектную документацию письмом Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону от 07.11.2019 N 5935/4671 о согласовании проектной документации, а в последующем передал указанную проектную документацию для исполнения подрядчику. Акты выполненных работ составлены подрядчиком в соответствии с новой проектно-сметной документацией. Письмами от 02.06.2020 N 59.46-2492 о включении прочих затрат;
от 27.05.2020 N 59.46-2375 о стоимости материалов и оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе; от 02.06.2020 N 59.46-2492 о стоимости утилизации и дальности перевозки строительного мусора, лишнего грунта, металлолома, заказчик согласовал сметную стоимость строительно-монтажных работ, которая в последующем получила положительное заключение ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 25.06.2020 N 61-1-0186-50 при проверке достоверности сметной стоимости строительства от 25.06.2020 N 61-1-0186-50.
Общая продолжительность выполнения работ составляет 13 месяцев, срок действия контракта - с момента заключения контракта по 31.12.2019 (пункт 3.22 контракта).
По мнению общества, поскольку в ходе выполнения реконструкции объекта, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, то на основании постановления администрации города Ростова-на-Дону об изменении существенных условий контракта цена контракта подлежала изменению в порядке, определенном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, на 30 процентов от первоначальной цены, то есть на 39 496 530 рублей и должна в итоге составлять 174 798 900 рублей. В проекте дополнительного соглашения от 17.12.2020 N 6 указано, что стоимость работ выполненных в 2018 году составила 8 274 708 рублей, в 2019 году - 98 585 753 рубля. Итого в совокупности 2018 - 2019 годы стоимость выполненных работ 106 860 461 рубль. С учетом письма Министерства строительства Ростовской области в 2020 году на объект строительства выделены бюджетные ассигнования в сумме 67 941 100 рублей. В совокупности стоимость работ по объекту составляет 174 801 561 рубль.
19 ноября 2020 года общество направило управлению акты приемки фактически выполненных работ по форме N КС-2 в соответствии проектной документацией и справку о стоимости выполненных работ N КС-3 в соответствии с положительным заключением N 61-1-0186-20 на общую сумму 200 118 286 рублей.
Управление направленные в его адрес акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справку о стоимости работ по форме N КС-3 не подписало.
17 декабря 2020 года управление в адрес общества направило дополнительное соглашение N 6 к контракту, которое предлагало первый абзац пункта 2.1 контракта изменить и изложить в следующей редакции: "2.1. Стоимость выполненных работ (цена контракта) составляет 148 832 607 рублей, НДС не облагается", то есть определил изменение цены контракта только на 10 процентов от его первоначальной цены.
Общество не согласилось с редакцией дополнительного соглашения и направило управлению сопроводительное письмо от 17.12.2020 N 59.46-3809 с протоколом разногласий, а также смету к нему, в которых указана цена контракта 174 798 900 рублей, без НДС; протокол возвращен подрядчику.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании задолженности в размере 53 526 275 рублей по муниципальному контракту от 09.07.2018 N 33. Общество ссылается на то, что согласованное заказчиком повышение цены контракта на 10% не покрывает оплату всех видов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией в ее окончательной редакции. Увеличение видов и объемов работ повлекло увеличение затрат подрядчика на выполнение контракта на сумму 53 526 275 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также подлежат специальному регулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При этом сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в каком они изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса).
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а также цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (пункт 1 статьи 708, пункт 1 статьи 709 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу статей 309, 310 Гражданского кокса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Кодекса, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения сторон, принимая во внимание поведение сторон спорных правоотношений, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец настоящим иском предпринял попытку пересмотреть обстоятельства, установленные в рамках дел N А53-694/2021, N А53-18954/2021, которые являются преюдициальными по отношению к настоящему делу, при этом ссылаясь на те же обстоятельства выполнения работ по тому же муниципальному контракту, которые уже были исследованы и оценены судами при рассмотрении вышеуказанных дел. Отсутствие права на увеличение цены контракта более, чем на 10%, установленное судебными инстанциями при рассмотрении дела N А53-694/2021, не позволяет обществу, обращаясь с иными исковыми требованиями, требовать взыскания задолженности по этому же муниципальному контракту по цене на дату сдачи работ подрядчиком. Судами установлено, что взаимоотношения сторон по настоящему делу, по спорному объекту и исполнению обязательств по муниципальному контракту рассматривались Арбитражным судом Ростовской области в рамках дел:
N А53-9333/2020, N А53-694/2021, N А53-18954/2021. Проектно-сметная документация, акты выполненных работ, изменения в ПСД, переписка сторон и т.д. неоднократно исследовались Арбитражным судом Ростовской области.
При этом судами учтено, что решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-694/2021 от 08.06.2021 установлено, что пунктом 8.1 контракта сторонами согласовано, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением возможности изменения условий по соглашению сторон в соответствии с документацией о закупке и контрактом; спорным контрактом прямо предусмотрена возможность изменения условий контракта в части цены не более чем на 10% по соглашению сторон, что соответствует подпункту "б" пункту 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, при этом изменение цены контракта на тридцать процентов и более положениями о закупке и контрактом не предусмотрено.
При рассмотрении дела N А53-694/2021 суд установил следующее: срок действия контракта установлен с момента заключения контракта по 31.12.2019, указанные же истцом в исковом заявлении стоимость работ - по сути представляет пересчет истцом цен 2019 года на цены 2020 года, в то время как срок действия государственного контракта не продлевался, не выполнение подрядчиком обязательств в срок не может служить основанием для изменения цены. Таким образом, заявленная истцом к взысканию задолженность за выполненные работы является, по сути, пересчетом стоимости выполненных работ из цен 2019 в цены 2020 и не содержит фактического объема и видов работ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-18954/2021 от 26.07.2021 установлено, что письмом от 25.03.2020 N 27 ответчик направил акты о приемке выполненных работ (вх. N 59.46-570), мотивированного отказа заказчика от приемки работ либо информации о выявлении отклонений от условий контракта с указанием сроков устранения и (или) некачественно выполненных работ не поступало.
Дополнительное соглашение N 5, которым был определен лимит финансирования на 2020 год в размере 28 441 909 рублей, было подписано 22.05.2020.
После этого 25.05.2020 общество повторно направило акты о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ, в которых указан действительный период выполнения с 14.12.2019 по 25.03.2020. Данные акты муниципальный заказчик подписал.
Судом в рамках рассмотрения дела N А53-18954/2021 установлено, что акты о приемке выполненных работ направлены истцом 25.03.2020 письмом N 27 вх. N 59.46-570, а также 19.11.2020 письмом вх. N 59-46-3565.
17 декабря 2020 года в соответствии с вновь утвержденными муниципальным заказчиком сметами от 17.12.2020 муниципальный заказчик и подрядчик подписали новые акты о приемке выполненных работ на общую сумму 148 830 895 рублей от 17.12.2020 N 113-180, а все ранее подписанные акты о приемке выполненных работ N 1-111 заказчик и подрядчик отменили актами N 112, 181 от 17.12.2020. Таким образом, истцом предъявлены исковые требования по аннулированным им же и признанным недействительными актам о приемке выполненных работ, указанным в письме вх. N 59.46-570 от 25.03.2020.
В рамках рассмотрения дела N А53-694/2021 суд пришел к выводу о правомерности увеличения цены контракта согласно подписанному сторонами дополнительному соглашению от 17.12.2020 N 6 на 10%, а стоимость работ установленной пунктом 2.1 и 2.2 контракта в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2020 N 6, а именно 148 832 299 рублей, НДС не облагается. Доводы истца об изменении цены контракта в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не подтверждены материалами дела, поскольку положениями спорного контракта прямо не предусмотрено изменение цены контракта по соглашению сторон на 30%.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми суд кассационной инстанции не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по делу N А53-9007/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Зотова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"N А53-9333/2020, N А53-694/2021, N А53-18954/2021. Проектно-сметная документация, акты выполненных работ, изменения в ПСД, переписка сторон и т.д. неоднократно исследовались Арбитражным судом Ростовской области.
При этом судами учтено, что решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-694/2021 от 08.06.2021 установлено, что пунктом 8.1 контракта сторонами согласовано, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением возможности изменения условий по соглашению сторон в соответствии с документацией о закупке и контрактом; спорным контрактом прямо предусмотрена возможность изменения условий контракта в части цены не более чем на 10% по соглашению сторон, что соответствует подпункту "б" пункту 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, при этом изменение цены контракта на тридцать процентов и более положениями о закупке и контрактом не предусмотрено.
...
В рамках рассмотрения дела N А53-694/2021 суд пришел к выводу о правомерности увеличения цены контракта согласно подписанному сторонами дополнительному соглашению от 17.12.2020 N 6 на 10%, а стоимость работ установленной пунктом 2.1 и 2.2 контракта в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2020 N 6, а именно 148 832 299 рублей, НДС не облагается. Доводы истца об изменении цены контракта в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не подтверждены материалами дела, поскольку положениями спорного контракта прямо не предусмотрено изменение цены контракта по соглашению сторон на 30%."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2024 г. N Ф08-176/24 по делу N А53-9007/2023