г. Краснодар |
|
1 марта 2024 г. |
Дело N А53-15177/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой М.А., при участии в судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В., секретарь Гречко Д.А.) от ответчика - Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Лиманского М.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие истцов - общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2" (ИНН 6155922792, ОГРН 1046155008250), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3" (ИНН 6155054024, ОГРН 1046155008283), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" (ИНН 6155054056, ОГРН 1046155008261), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), Департамента труда и социального развития администрации г. Шахты Ростовской области (ИНН 6155029660, ОГРН 1026102772288), администрации г. Шахты (ИНН 6155027630, ОГРН 1026102773751), акционерного общества "Почта России" (ИНН 6164100157, ОГРН 1026103266804), публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2", общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3", общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А53-15177/2022, установил следующее.
ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" обратились в Арбитражный суд Ростовской области с совместным исковым заявлением о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - Министерство) за счёт средств казны Ростовской области:
- в пользу ООО "АвтоДон-2" 1 102 713 рублей 39 копеек убытков, 12 марта 2024 года
- в пользу ООО "АвтоДон-3" 930 637 рублей 73 копеек убытков,
- в пользу ООО "АвтоДон-4" 1 368 246 рублей 21 копейки убытков, 100 тыс. рублей судебных расходов за оказание юридических услуг представителем.
Суд первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек: Министерство труда и социального развития Ростовской области; Департамент труда и социального развития Администрации г. Шахты Ростовской области; администрацию г. Шахты; публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России"; Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России").
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции заменил ФГУП "Почта России" на акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России") ввиду реорганизации ФГУП "Почта России" путём преобразования в АО "Почта России".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцы уточнили исковые требования о взыскании с Министерства за счёт средств казны Ростовской области:
- в пользу ООО "АвтоДон-2" 1 086 958 рублей 84 копеек убытков,
- в пользу ООО "АвтоДон-3" 922 133 рублей 73 копеек убытков,
- в пользу ООО "АвтоДон-4" 1 347 961 рубля 21 копейки убытков, 100 тыс. рублей судебных расходов за оказание юридических услуг представителем.
Решением суда от 05.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2022, с Ростовской области в лице Министерства за счёт средств казны Ростовской области взысканы:
- в пользу ООО "АвтоДон-2" 1 086 958 рублей 84 копейки убытков, 23 870 рублей расходов по уплате государственной пошлины;
- в пользу ООО "АвтоДон-3" 922 133 рубля 76 копеек убытков, 21 443 рубля расходов по уплате государственной пошлины;
- в пользу ООО "АвтоДон-4" 1 347 961 рубль 21 копейка убытков, 26 480 рублей расходов по уплате государственной пошлины, 30 тысяч рублей судебных расходов на оказание юридических услуг.
В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказано.
Возвращены из федерального бюджета:
- ООО "АвтоДон-2" 157 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платёжному поручению от 04.05.2022 N 304;
- ООО "АвтоДон-3" 170 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платёжному поручению от 04.05.2022 N 153;
- ООО "АвтоДон-4" 202 рубля излишне уплаченной государственной пошлины по платёжному поручению от 04.05.2022 N 164.
Судебные акты мотивированы тем, что факт оказания истцами услуг по перевозке граждан, включённых в федеральный регистр, подтверждён материалами дела, требование истцов о взыскании понесённых ими расходов с Министерства за счёт средств казны Ростовской области является верным и обоснованным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2023 решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А53- 15177/2022 отменены в обжалуемой части, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. В остальной части судебные акты по делу оставлены без изменения.
Из текста постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2023 следует, что решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу оставлены без изменения в части возврата заявителям излишне уплаченной государственной пошлины, а именно абзацы 4, 5, 6, резолютивной части решения Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2022.
Решением суда от 14.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение суда от 14.09.2023 и постановление апелляционной инстанции от 10.11.2023 полностью, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования истцов.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя Министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено материалами дела, тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Шахты устанавливались постановлением администрации.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Шахты в общественном городском транспорте, ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" оказали услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
01.10.2020, 30.03.2021, 30.06.2021 между администрацией и ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" заключены соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Предметом соглашений является деятельность перевозчика, направленная на обеспечение правом льготного проезда отдельных категорий граждан при обслуживании муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты.
Согласно пункту 2.4.1 соглашений перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития города Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определено на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков.
Ежемесячный расчет численности перевезенных льготников производился муниципальным казенным учреждением "Департамент городского хозяйства г. Шахты".
Истцы полностью исполнили взятые на себя обязательства, предусмотренные договорами с администрацией, и оказали услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Шахты. Указанное подтверждено представленными в материалы дела ежемесячными расчетами перевезенных льготников.
При этом понесенные истцами расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы частично. Истцам перечислены денежные средства от продажи единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) на основании дополнительного соглашения N 2 к договору с ОАО "Сбербанк России" от 26.01.2012 N 316 о переводе денежных средств по поручению физических лиц за предоплату транспортных услуг с использованием интегрированной системы приема платежей населения и договора с АО "Почта России" от 20.04.2021 N 8.1.5.6-02/5 о реализации ЕСПБ.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением истцами бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, возмещены не в полном объеме, истцы обратились в суд с иском о взыскании выпадающих расходов.
Расчет выпадающих доходов определен обществом как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий по ЕСПБ на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом полученной суммы возмещения.
Общая сумма заявленных убытков с учетом уточненных исковых требований составила 3 357 053 рубля 78 копеек. Из которых:
ООО "АвтоДон-2" (за период с 01.10.2020 по 31.03.2022) - 1 086 958 рублей 84 копейки;
ООО "АвтоДон-3" (за период с 01.03.2021 по 31.03.2022) - 922 133 рубля 73 копейки;
ООО "Авто Дон-4" (за период с 01.03.2021 по 31.03.2022) - 1 347 961 рубль 21 копейка.
Полагая, что убытки в виде названной суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию с Ростовской области, истцы обратились в арбитражный суд с исковым заявлением.
Судебные инстанции, руководствуясь пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 15, статьей 784, пунктами 1, 2 статьи 789, пунктом 5 статьи 790, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""", статьей 263 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Областным законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа", Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (далее - Положение о расходовании средств), пунктами 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что понесенные истцами расходы на перевозку льготных категорий граждан в спорном периоде подлежали возмещению им по договорам (контрактам) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, в том числе с департаментом труда и социального развития города Шахты.
Материалами дела установлено, что администрация и истцы заключили соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
В соответствии с пунктом 2.4.1 соглашений перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
По смыслу пункта 2.4.2 соглашения перевозчик принял на себя обязательства предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации, Ростовской области и г. Шахты, по маршрутам, включенным в свидетельства, в соответствии с договором (контрактом) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, заключенным с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий.
В материалах дела отсутствует договор, заключенный перевозчиком с департаментом труда и социального развития г. Шахты о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда. В отношении договоров с другими организациями (ОАО "Сбербанк России" и АО "Почта России") истцы не заявили о невыполнии ими обязанности по переводу денежных средств от реализации ЕСПБ. Истцам перечислено возмещение из расчета стоимости одного ССПБ (287 рублей) по количеству перевезенных граждан, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Истцы не представили доказательств обращения к департаменту труда и социального развития г. Шахты с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды учли, что Положение о расходовании средств является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков, и подлежит применению при рассмотрении дела.
Несоответствие закону норм данного Положения суды не установили.
Суммы полученных истцами возмещения расходов соответствуют методике расчета возмещения расходов, предусмотренной в подпункте 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств.
Следовательно, с учетом действующих в г. Шахты правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категорий граждан и отсутствием договорных отношений истцов с департаментом труда и социального развития г. Шахты основания для удовлетворения иска оснований отсутствовали.
Выводы судебных инстанций соответствуют правовому подходу, изложенному в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251 и от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены в статье 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А53-15177/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Выводы судебных инстанций соответствуют правовому подходу, изложенному в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251 и от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2024 г. N Ф08-580/24 по делу N А53-15177/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-580/2024
10.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17141/2023
14.09.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15177/2022
23.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14000/2022
13.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15862/2022
05.08.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15177/2022