г. Краснодар |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А32-37161/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А32-37161/2023, установил.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным постановления от 29.06.2023 N 23-006/ЮЛ/1 о взыскании штрафа по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в размере 1 380 рублей 29 копеек за нецелевое использование бюджетных средств.
Решением суда от 06.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2023, в удовлетворении требования отказано по мотиву наличия в действиях управления вмененного ему состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока привлечения к ответственности, отсутствия оснований для снижения штрафа ниже установленного санкцией статьи 15.14 Кодекса размера.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, удовлетворить требование. Считает правомерным направление в командировку сотрудника связанным с обеспечением возложенных на управление задач по обеспечению готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей. Такое направление деятельности полностью соответствует указанным в уставе управления задачам и видам деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Работник управления фактически выполнял должностные обязанности в ходе служебной командировки, должен был находиться по месту координационного штаба для оперативного сбора и подготовки информационного и справочного материала для членов координационного штаба, и решения задач, возникающих в ходе работы штаба в целях предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей. Управление не допускало нецелевого использования бюджетных средств, департамент не доказал направление бюджетных средств на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой учреждения.
В отзыве на жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, считает ее подлежащей ****** по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил, что на основании приказа от 16.12.2022 N 116 департамент провел плановую выездную проверку правомерности расходов управления на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и (или) их отражения в бюджетном учете и отчетности за 2021 - 2022 год, истекший период 2023 года. По результатам проверки выявлено нецелевое использование управлением средств бюджета Краснодарского края в размере 13 802 рублей 93 копеек, выразившееся в выплате выплатой 10 601 рубля 33 копеек заработной платы сотруднику, не включенному в персональный состав координационного штаба, за работу в выходные и праздничные дни в период нахождения в командировке, а также оплате 3 201 рубля 60 копеек страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. По данному факту департамент составил в отношении управления протокол об административном правонарушении от 09.06.2023 N 23-006/ЮЛ/1, рассмотрев который с материалами дела об административном правонарушении 29.06.2023 вынес постановление N 23-006/ЮЛ/1 о взыскании с управления 1 380 рублей 29 копеек штрафа по статье 15.14 Кодекса (10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению). Управление обжаловало постановление департамента в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из следующего.
Статьей 15.14 Кодекса установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, - в том числе направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суд указал, что в целях осуществления расходов на обеспечение деятельности управления ему на 2021 год расходными расписаниями от 25.12.2020 N 820/00048/001 и N 820/00048/002 доведены бюджетные ассигнования (далее - БА) и лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) в сумме 733 441 900 рублей и БА в размере 3 млн рублей, соответственно.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.11.2020 N 339-р (далее - распоряжение N 339-р) создан координационный штаб выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования "Городской округ город-курорт Сочи" Краснодарскою края в зимний курортный сезон 2020- 2021 годов (далее - координационный штаб). Пунктом 1.4 Положения "О штабе по координации выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования "Город-курорт Сочи" Краснодарского края в зимний период 2020/21", утвержденного распоряжением N 339-р (далее - Положение о координационном штабе), организационное и техническое обеспечение деятельности координационного штаба возложено на министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - министерство курортов). Координационный штаб создавался на период с 28.11.2020 по 10.01.2021 (пункт 1.3 Положения о координационном штабе).
Из распоряжения N 339-р также следует, что управление в состав координационного штаба не включалось, в Приложении N 1 к распоряжению N 339-р, утверждающем персональные составы координационного штаба и оперативных штабов сотрудник управления не включался.
Уставом управления, утвержденным приказом министерства от 18.02.2020 N 32 и согласованным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 11.02.2020 N 20 (далее - устав), целью создания управления названо решение задач в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории Краснодарского края (пункт 2.1 устава). Для достижения этой цели управление в установленном законодательством порядке осуществляет виды деятельности (предмет деятельности): в областях пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, защиты информации выполняет работы по защите сведений, составляющих государственную тайну (пункт 2.2 устава).
Министерство курортов 18.12.2020 письмом N 44-01-08-6814/20 для выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера города Сочи в зимний курортный сезон 2020 - 2021 годов обратилось к членам штаба по координации с просьбой в целях оперативной работы координационного штаба направить список ответственных работников, которые будут дежурить по графику в период с 28.12.2020 по 10.01.2021 во время работы координационного штаба. На основании указанного письменного запроса министерства курортов управление утвердило график дежурства сотрудников министерства и подведомственных учреждений в годе-курорте Сочи во время новогодних праздников 2020 - 2021 годов, для участия в работе координационного штаба в период с 03.01.2021 по 10.01.2021 в включен в том числе сотрудник управления Чернов В.В.
На основании утвержденного графика и указанного письма министерства курортов управление издало приказы от 21.12.2020 N 366 "О направлении работников учреждения в муниципальное образование город - курорт Сочи для несения дежурства в составе координационного штаба", от 22.12.2020 N 78-к о командировании отдельных сотрудников учреждения, в том числе главного специалиста отдела гражданской защиты населения Чернова В.В. Платежными поручениями за период нахождения сотрудника в командировке с 02.01.2021 по 10.01.2021 на основании авансового отчета Чернову В.В. управление оплатило 10 601 рубль 33 копейки (с учетом НДФЛ) платежными поручениями от 20.12.2021, 29.12.2021, а также страховые взносы на ОМС и ФСС, в то время, как установил суд, документы о направлении в этот период работника в служебную командировку, соответствующие отметки в табелях учета рабочего времени, а также выполнении служебных обязанностей в выходные и праздничные дни в управлении не издавались и отсутствуют. Данный факт подтверждается пояснением управления от 27.02.2023 N 02-4-07-384/02, из которых видно, что приказы о привлечении работников к работе в выходные и праздничные дни в январе 2021 года не издавались. Кроме того, в табеле по учету рабочего времени отсутствует информация об осуществлении трудовой деятельности Черновым В.В. в период нахождения в городе Сочи в январе 2021 года. Само по себе нахождения работника управления в этот период г. Сочи признано судом не доказывающим исполнение им служебных обязанностей. При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у управления правовых оснований для оплаты проживания, проезда до г. Сочи/Адлер и обратно, выплаты суточных и оплаты труда в декабре 2021 года за период нахождения в г. Сочи в январе 2021 года Чернову В.В. основан на правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам дела. Такое расходование бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью и бюджетной сметой на компенсацию командировочных расходов работникам, направленным в командировку для выполнения ими служебных поручений, необоснованно произведены командировочные расходы, а также оплата труда за работу в выходные и праздничные дни следующим работникам, нахождение которых в г. Сочи в выходные и праздничные дни для служебных целей, не подтверждено документально, не отнесено Уставом к задачам и видам деятельности (предмету деятельности) учреждения.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина учреждения в совершении вмененного ему правонарушения имеет место. Основания для применения штрафа размера, установленного статьей 15.14 Кодекса, суд не выявил. Иные основания для снижения или изменения наказания не установлены (в том числе для применения статьи 2.9 Кодекса).
Ссылки общества на часть 5 статьи 4.4 Кодекса, закрепляющую особый порядок назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного мероприятия, правового значения в данном случае не имеет, поскольку обжалуемое по делу постановление является первым из тех, которые приняты по результатам одного контрольного мероприятия, что следует из его номера. Доказательства уплаты штрафа по какому-либо из постановлений, вынесенных по результатам одной проверки, в материалах дела не имеется, такие доводы участвующие в деле лица не приводят. Доказательства обжалования постановлений, вынесенных по результатам одного контрольного мероприятия, в вышестоящий орган бюджетного контроля, в материалах дела не имеется, ссылки на наличие такого факта отсутствуют.
С учетом изложенного суд правильно применил к установленным им обстоятельствам подпункт 3 пункта 1 статьи 162, пункт 2 статьи 161, статьи 6, 70, 28, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 129, 135, 168, 112, 113, 153, часть 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 11, 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, приказ Минфина России N 52п (форма 0504421). Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 211, 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А32-37161/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки общества на часть 5 статьи 4.4 Кодекса, закрепляющую особый порядок назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного мероприятия, правового значения в данном случае не имеет, поскольку обжалуемое по делу постановление является первым из тех, которые приняты по результатам одного контрольного мероприятия, что следует из его номера. Доказательства уплаты штрафа по какому-либо из постановлений, вынесенных по результатам одной проверки, в материалах дела не имеется, такие доводы участвующие в деле лица не приводят. Доказательства обжалования постановлений, вынесенных по результатам одного контрольного мероприятия, в вышестоящий орган бюджетного контроля, в материалах дела не имеется, ссылки на наличие такого факта отсутствуют.
С учетом изложенного суд правильно применил к установленным им обстоятельствам подпункт 3 пункта 1 статьи 162, пункт 2 статьи 161, статьи 6, 70, 28, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 129, 135, 168, 112, 113, 153, часть 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 11, 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, приказ Минфина России N 52п (форма 0504421). Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2024 г. N Ф08-13908/23 по делу N А32-37161/2023