г. Краснодар |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А53-12493/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ИНН 6163097776, ОГРН 1096195001704), ответчиков - администрации Аксайского района (ИНН 6102009099, ОГРН 1026100663808), администрации Аксайского городского поселения (ИНН 6102021522, ОГРН 1056102027871), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Газпром газомоторное топливо" (ИНН 3905078834, ОГРН 1063905088158), комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района (ИНН 6102003080, ОГРН 1026100663984), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Аксайского городского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2023 по делу N А53-12493/2023, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области суд с иском к администрации Аксайского района (далее - администрация района) о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:02:0120110:331 площадью 7160 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для размещения и эксплуатации объектов общества с ограниченной ответственностью "Мострансгаз" - автомобильной газонаполнительной компрессорной станции N 1 в г. Аксае, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, ул. Садовая, 31-б (далее - земельный участок).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Аксайского городского поселения (далее - администрация поселения), комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "Газпром газомоторное топливо" (далее - общество).
В ходе судебного разбирательства администрация поселения исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечена к участию в деле в качестве соответчика. 14 марта 2024 года
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2023, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что земельный участок используется для размещения и эксплуатации автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, находящейся в собственности общества как субъекта газоснабжения и являющейся объектом единой системы газоснабжения как одной из федеральных энергетических систем. В силу прямого указания закона земли, занятые федеральными энергетическими системами, относятся к федеральной собственности.
Администрация поселения, обжаловав решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2023 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привела следующие основания проверки законности судебных актов. Управление не доказало наличие у автомобильной газонаполнительной компрессорной станции технологической, организационной и экономической взаимосвязи с иными входящими в единую систему газоснабжения объектами, предназначенными для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа. В состав автомобильной газонаполнительной компрессорной станции не входит объект трубопроводного транспорта. Земельный участок находится в границах населенного пункта, поэтому не может относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности). Признание права федеральной собственности на земельный участок повлекло уменьшение доходной части местного бюджета на сумму не поступивших от общества арендных платежей.
Для общества как собственника автомобильной газонаполнительной компрессорной станции не имеет значения уровень публичной собственности на земельный участок, поскольку арендная плата за него рассчитывается по льготной ставке.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на земельном участке расположено коммуникационное сооружение автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (литера Г:3) с кадастровым номером 61:02:0000000:5092 протяженностью 1040 метров в составе производственного здания (литера Г:3-1) площадью 367 кв. м, двух сооружений пожарных резервуаров (литеры Г:3-11, Г:3-12) объемом по 50 куб. м каждый, сети водоснабжения (литера Г:5Л) протяженностью 0,2 км (далее - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция принадлежит обществу на праве собственности. Государственная регистрация права собственности осуществлена 23.12.2015 под номером регистрации 61-61/003-61/001/177/2015-2720/2 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 27.03.2023 N КУВИ-001/2023-72190437).
Земельный участок используется обществом для размещения и эксплуатации автомобильной газонаполнительной компрессорной станции на основании заключенного с администрацией поселения договора аренды от 12.07.2010 N 106 со сроком до 18.07.2055. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 23.12.2015 под номером регистрации 61-61/003-61/001/177/2015-2720/6 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 27.03.2023 N КУВИ-001/2023-72171463).
Управление Росимущества подало в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра) заявление от 12.01.2023 об осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Письмом от 26.01.2023 N 61-ДШ-12/680 управление Росреестра известило заявителя о принятом решении об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок ввиду отсутствия для этого законных оснований.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения управления Росимущества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса). В качестве одного из способов защиты нарушенного права в статье 12 Гражданского кодекса названо признание права.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что с иском о признании права собственности вправе обратиться лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом (пункт 58). Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59).
В силу абзаца 6 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены, помимо прочих, земельные участки, предусмотренные федеральными законами. Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, право федеральной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые признаны таковыми федеральными законами.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур. Земельные участки в составе первых предназначены для застройки производственными объектами, в составе вторых - для застройки объектами автомобильного, трубопроводного транспорта, инженерной инфраструктуры (подпункты 3, 4 пункта 1, пункты 7. 8 Земельного кодекса).
Земли промышленности, занятые федеральными энергетическими системами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса).
Нормы Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69) основываются на положениях Конституции Российской Федерации, относящих вопросы федеральных энергетических систем к предметам ведения Российской Федерации (статья 1). Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения определено создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива (статья 4).
В федеральную систему газоснабжения, являющуюся одной из федеральных энергетических систем, входит помимо прочего единая система газоснабжения, газораспределительные системы, а также организации - собственники указанных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм (статья 5 Закона N 69-ФЗ).
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях. Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов единой системы газоснабжения ее разделение не допускается (статьи 6, 14 Закона N 69-ФЗ).
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (статья 2 Закона N 69-ФЗ).
В судебной практике сформирован и последовательно поддерживается правовой подход, согласно которому факт нахождения на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью субъекта газоснабжения и используемых им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, является основанием для вывода о нахождении такого участка в собственности Российской Федерации в силу закона (определения судей Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015 N 305-КГ14-6485, от 24.10.2016 N 305-КГ16-13613).
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция определяется как технологическая система, предназначенная для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа (пункт 5.8 утвержденного приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил..."). По открытым общедоступным данным ее отличительной особенностью является комплексная обработка поступающего по газопроводу газа, в том числе очистка в сепараторе и фильтрах сырьевого газа от капельной жидкости и механических примесей, компримирование с охлаждением после каждой ступени сжатия компрессорных установок, осушка, хранение в аккумуляторах и распределение через газозаправочные колонки.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и позиции высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем.
Земельный участок используется для размещения и эксплуатации автомобильной газонаполнительной компрессорной станции. Характеристики данного объекта, его состав свидетельствуют о том, что он является технологической частью единой системы газоснабжения, поскольку необходим для компримирования природного газа (процесс сжатия природного газа на специальных компрессионных установках, осуществляемый на земельном участке), путем подачи вещества (природного газа) по магистральному газопроводу. В состав автомобильной газонаполнительной компрессорной станции входит помимо прочего подводящий газопровод, что следует из имеющейся в деле выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27.03.2023 N КУВИ-001/2023-72171463, содержащей сведения о части земельного участка с учетным номером 61:02:0120110:331/1 площадью 871 кв. м, на которую распространено ограничение в использовании в виде охранных зон магистрального газопровода и компрессорной станции.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция как часть единой системы газоснабжения и газораспределительной системы, а также общество как собственник этого объекта входят в федеральную систему газоснабжения, являющуюся одной из федеральных энергетических систем. Наличие у такой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции технологической, организационной и экономической взаимосвязи с иными входящими в единую систему газоснабжения объектами, предназначенными для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа предполагается (обратное администрацией поселения не доказано). В силу прямого указания закона земельный участок, занятый таким объектом, относится к федеральной собственности.
Нахождение земельного участка в границах населенного пункта само по себе не исключает размещение на нем объекта, входящего в федеральную систему газоснабжения, являющуюся одной из федеральных энергетических систем. На такой участок с учетом его относимости к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур может быть распространен режим земель промышленности. Уменьшение доходной части местного бюджета на сумму не поступивших от общества арендных платежей не препятствовало признанию права федеральной собственности на земельный участок. Тот факт, что для общества как собственника автомобильной газонаполнительной компрессорной станции не имеет значения уровень публичной собственности на земельный участок, поскольку арендная плата за него рассчитывается по льготной ставке, также не мог воспрепятствовать удовлетворению иска управления Росимущества, отстаивающего интересы Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2023 по делу N А53-12493/2023, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция определяется как технологическая система, предназначенная для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа (пункт 5.8 утвержденного приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил..."). По открытым общедоступным данным ее отличительной особенностью является комплексная обработка поступающего по газопроводу газа, в том числе очистка в сепараторе и фильтрах сырьевого газа от капельной жидкости и механических примесей, компримирование с охлаждением после каждой ступени сжатия компрессорных установок, осушка, хранение в аккумуляторах и распределение через газозаправочные колонки.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2024 г. N Ф08-14100/23 по делу N А53-12493/2023