г. Краснодар |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А32-4267/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Аваряскина В.В.,
судей Зотовой И.И. и Коржинек Е.Л.,
при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Веста" (ИНН 2309091952, ОГРН 1052304946495) - Коханцева Р.А. (доверенность от 09.01.2024),
в отсутствие истца - муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (ИНН 2309004773, ОГРН 1022301211580), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А32-4267/2023,
установил следующее.
МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Веста" (далее - общество) о взыскании 4 340 148 рублей 77 копеек неустойки за нарушение сроков выполнения подрядных работ по муниципальному контракту от 28.01.2021 N 820006751-ЭОК.
Решением суда от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что срок действия контракта истек 31.03.2022, однако подрядчик к этому времени обязанности по строительству трамвайной линии по ул. Московской от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова в г. Краснодаре в полном объеме не выполнил. Таким образом, подрядчик допустил просрочку при выполнении работ по муниципальному контракту, в связи с чем неустойка не подлежала списанию.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 28.01.2021 N 820006751-ЭОК на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство трамвайной линии по ул. Московской от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова в г. Краснодаре".
В соответствии с пунктом 3.1 контракта, календарные сроки выполнения работ:
с момента заключения муниципального контракта по 31.03.2022 включительно.
На основании пункта 1.1 дополнительного соглашения от 08.08.2022 N 16 к контракту цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, цена контракта (цена работ) составляет 1 179 941 154 рубля 48 копеек.
- на 2021 год 731 074 263 рубля 84 копейки, в том числе 20% НДС - 121 845 710 рублей 64 копейки;
- на 2022 год 448 866 890 рублей 64 копейки, в том числе 20% НДС - 74 811 148 рублей 44 копейки.
В силу пункта 1.1 дополнительного соглашения от 10.10.2022 N 17 к контракту, цена контракта составляет 1 173 786 451 рубль 68 копеек, в том числе 20% НДС.
- на 2021 год 731 074 263 рубля 84 копейки, в том числе НДС - 121 845 710 рублей 64 копейки;
- на 2022 год 442 712 187 рублей 84 копейки, в том числе НДС - 73 785 364 рубля 64 копейки.
В силу пункта 1.1 дополнительного соглашения от 10.11.2022 N 18 к контракту цена контракта составляет 1 166 238 400 рублей 08 копеек, в том числе 20% НДС:
- на 2021 год 731 074 263 рубля 84 копейки, в том числе НДС - 121 845 710 рублей 64 копейки;
- на 2022 год 435 164 136 рублей 24 копейки, в том числе НДС - 72 527 356 рублей 04 копейки.
На основании пункта 6.1 контракта для надлежащего исполнения условий контракта подрядчик обязан:
- выполнить работы в соответствии с требованиями, предусмотренными контрактом, техническим заданием, ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, проектной (рабочей) документацией, сметой контракта (приложение N 3 к контракту), а также строительными нормами, правилами и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 4 к контракту);
- сдать результат работ заказчику в порядке и срок, предусмотренные контрактом, в соответствии с формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
Согласно форме N КС-2 N 26 и справке о стоимости выполненных работ от 14.04.2022 N 26 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 21 599 101 рубль 99 копеек, в том числе 20% НДС - 1 199 950 рублей 11 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 27 и справке о стоимости выполненных работ от 22.04.2022 N 27 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 36 941 004 рубля 53 копейки, в том числе 20% НДС - 453 371 рубль 54 копейки.
Согласно форме N КС-2 N 28 и справке о стоимости выполненных работ от 06.05.2022 N 28 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 13 479 635 рублей 54 копейки, в том числе 20% НДС - 2 246 605 рублей 92 копейки.
Согласно форме N КС-2 N 29 и справке о стоимости выполненных работ от 16.05.2022 N 29 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 55 937 311 рублей 58 копеек, в том числе 20% НДС - 9 322 885 рублей 26 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 30 и справке о стоимости выполненных работ от 20.05.2022 N 30 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 12 336 046 рублей 44 копейки, в том числе 20% НДС - 2 056 007 рублей 74 копейки.
Согласно форме N КС-2 N 31 и справке о стоимости выполненных работ от 27.05.2022 N 31 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 9 040 918 рублей 39 копеек, в том числе 20% НДС - 1 506 819 рублей 73 копейки.
Согласно форме N КС-2 N 32 и справке о стоимости выполненных работ от 23.06.2022 N 32 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 25 752 561 рубль 51 копейка, в том числе 20% НДС - 4 292 093 рубля 59 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 33 и справке о стоимости выполненных работ от 09.08.2022 N 33 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 10 425 093 рубля 60 копеек, в том числе 20% НДС - 1 737 515 рублей 60 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 34 и справке о стоимости выполненных работ от 12.08.2022 N 34 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 8 735 965 рублей 20 копеек, в том числе 20% НДС - 1 455 994 рубля 20 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 35 и справке о стоимости выполненных работ от 31.08.2022 N 35 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 3 031 814 рублей 18 копеек, в том числе 20% НДС - 505 302 рубля 36 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 36 и справке о стоимости выполненных работ N 36 от 11.11.2022 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 12 890 651 рубль 75 копеек, в том числе 20% НДС - 2 148 441 рубль 96 копеек.
Согласно форме N КС-2 N 37 и справке о стоимости выполненных работ от 11.11.2022 N 37 стоимость выполненных работ подрядчиком составляет 14 316 571 рубль 20 копеек, в том числе 20% НДС - 2 386 095 рублей 20 копеек.
По мнению истца, подрядчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства на общую сумму 224 486 675 рублей 91 копейку, выполнив работы с просрочкой с 01.04.2022 по 11.11.2022.
Направленная истцом ответчику досудебная претензия от 12.12.2022 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
Правоотношения сторон подлежат регулированию в соответствии с положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу статьи 763 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По смыслу положений статей 708 и 740 Гражданского кодекса существенными условиями договора подряда во всяком случае являются сроки выполнения работ (начальный и конечный), а также сроки выполнения отдельных этапов (промежуточные сроки), если о них договорились сами стороны. Изменение условий договора в части начального, конечного и промежуточных сроков выполнения работ допустимо по соглашению сторон.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса).
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса).
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статья 34 Закона N 44-ФЗ).
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что основания для взыскания неустойки отсутствуют, поскольку неустойка подлежала списанию заказчиком на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила N 783), которым утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В данном случае суды установили, что общество исполнило контракт в полном объеме, размер неустойки не превышает 5% цены контракта, в связи с чем неустойка подлежит списанию на основании Правил N 783.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А32-4267/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
И.И. Зотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 февраля 2024 г. N Ф08-621/24 по делу N А32-4267/2023