Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2024 г. N 12-АД24-1-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Иошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 04 апреля 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, вынесенные в отношении председателя единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллина Рустама Мунировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В. от 15 ноября 2022 года N 012/04/7.30-796/2022 председатель единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллин P.M. (далее также - должностное лицо заказчика) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Данное постановление обжаловано Хабибуллиным P.M. в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 04 апреля 2023 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, постановление должностного лица от 15 ноября 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Бастраков А.В., вынесший постановление по настоящему делу, выражает несогласие с состоявшимися в порядке его обжалования судебными актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об обоснованном привлечении должностное лицо заказчика Хабибуллина P.M. к административной ответственности.
В возражениях на жалобу Хабибуллин P.M. просит оставить вынесенные нижестоящими судами акты без изменения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на жалобу свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в числе которых опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловой репутации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлены требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляются требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 графы данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 указанной графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" рассматриваемой позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как усматривается из материалов дела, 25 августа 2022 года ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (заказчик) на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены извещение и аукционная документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Дорожный - Сосново на участке км 0+053 - км 1+400, начальная (максимальная) цена контракта 16 505 064 рубля.
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 в извещении о проведении аукциона на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги заказчиком установленные дополнительные требования к участникам закупки в части наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Кроме того, в названной позиции заказчиком установлено, что информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" рассматриваемой позиции: исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": исполненный договор; акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06 сентября 2022 года Комиссией по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" под председательством Хабибуллина P.M. на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе принято решение о несоответствии заявки ООО "Эксперт ДорСтрой" (идентификационный номер 2) дополнительным требованиям в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571, установленным извещением об осуществлении закупки, поскольку представленный Обществом в подтверждение соответствия требованиям извещения об опыте исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги муниципальный контракт от 12 мая 2022 года N 0108300011522000022 с реестровым номером 3120700228522000006, заключенный между ООО "Эксперт ДорСтрой" и Медведевской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, не исполнен (статус контракта в единой информационной системы в сфере закупок "исполнение").
ООО "ЭкспертДорСтрой" обжаловало действия заказчика при проведении данной закупки в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.
01 ноября 2022 года должностным лицом данного Управления в отношении председателя единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллина P.M. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому должностное лицо заказчика в нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерно признало заявку ООО "ЭкспертДорСтрой" не соответствующей дополнительным требованиям извещения о закупке.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица заказчика Хабибуллина P.M. к административной ответственности по указанной норме в соответствии с постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В. от 15 ноября 2022 года.
При проверке законности и обоснованности вынесенного постановления судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, установив, что на момент рассмотрения 06 сентября 2022 года заказчиком поступивших заявок оплата по представленному ООО "ЭкспертДорСтрой" муниципальному контракту от 12 мая 2022 года в полном объеме не произведена, пришел к выводам о том, что данный контракт нельзя отнести к исполненному в соответствии с Постановлением N 2571 и подтверждающим соответствие указанного участника закупки дополнительным требованиям в части наличия опыта исполнения работ.
При таких обстоятельствах судья городского суда, с выводами которого согласились судьи Верховного Суда Республики Марий Эл и Шестого кассационного суда общей юрисдикции, отменил постановление о привлечении Хабибуллина P.M. к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы настоящей жалобы, сводящиеся к тому, что заявка ООО "ЭкспертДорСтрой" соответствовала требованиям законодательства о контрактной системе и извещения, поскольку представленный с заявкой контракт от 12 мая 2022 года, имеющий статус "исполнение", подтверждает наличие требуемого Постановлением N 2571 опыта выполнения работ участником аукциона, который и должны подтверждать участники закупок, являются безосновательными и правомерно отклонены судьей городского суда.
Так, частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с указанным Законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения 6 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, контракт считается исполненным после выполнения сторонами своих обязательств в полном объеме.
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляются требования о наличии у участника закупки именно опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальным контрактом от 12 мая 2022 года на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги (с учетом дополнительного соглашения от 21 июня 2022 года), заключенным между Обществом и Медведевской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, цена контракта определена в 9 139 066,80 рублей, срок оплаты, осуществляемой путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика (ООО "ЭкспертДорСтрой") - не позднее 31 декабря 2023 года.
Представленные Обществом платежные документы свидетельствуют о перечислении администрацией Обществу в июне-июле 2022 года денежных средств за выполненные работы в общей сумме 4 455 756 рублей, то есть не в полном объеме.
При таких обстоятельствах указанный контракт обоснованно признан неисполненным на момент подачи и рассмотрения 06 сентября 2022 года поданной ООО "ЭкспертДорСтрой" заявки на участие в проводимом заказчиком аукционе.
Более того, как отмечено выше, ООО "ЭкспертДорСтрой" обжаловала действия заказчика при проведении данной закупки в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией в сфере закупок данного Управления принято решение от 13 сентября 2022 года по делу N 012/06/106-702/2022 о признании жалобы ООО "ЭкспертДорСтрой" обоснованной, а в действиях аукционной комиссии заказчика - ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" установлено нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1, 2 решения соответственно).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату решения по делу N 012/06/106-702/2022 следует читать как "от 16 сентября 2022 года"
Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23 января 2023 года по делу N A38-5147/2022 требование ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" о признании недействительными пунктов 1 и 2 данного решения антимонопольного органа удовлетворено, решение Управления в оспариваемой части признано недействительным.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 года N 301-ЭС23-20496 Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23 января 2023 года, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2023 года и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 июля 2023 года по делу N А38-5147/2022 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года и состоявшихся в порядке его обжалования решения судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 04 апреля 2023 года и постановления судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 04 апреля 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, вынесенные в отношении председателя единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллина Рустама Мунировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица Бастракова А. В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2024 г. N 12-АД24-1-К6
Опубликование:
-