В соответствии с частями 2, 3, 4 и 5 статьи 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 23 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)", и Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 г. N 221-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Ставропольского края в 2023 году (далее - Доклад о правоприменительной практике).
2. Отделу федерального государственного лесного контроля (надзора) обеспечить размещение Доклада о правоприменительной практике на официальном сайте министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 01 апреля 2024 года.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Слынько Д.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
Р.А. Коврыга |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Ставропольского края
от 14 марта 2024 г. N 155
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Ставропольского края в 2023 году
1. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора)
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) выполняет государственную функцию по федеральному государственному лесному контролю (надзору), в соответствии со статьями 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
В рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) деятельность министерства направлена на соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования).
Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность министерства по выполнению государственной функции по лесному контролю приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, в том числе в свободном доступе на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства) в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) на территории Ставропольского края осуществляется государственными лесными инспекторами министерства, в том числе отдела федерального государственного лесного контроля (надзора), а также подведомственных государственных казенных учреждений - ГКУ (лесничеств), численность которых составляет 239 штатных единиц.
При осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) проводятся:
проверки (плановые/внеплановые, документарные/выездные);
инспекторский визит;
производство по делам об административных правонарушениях, в том числе административные расследования.
Плановые проверки в 2023 году не проводились, в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", направленного на снижение административной нагрузки на бизнес в условиях санкций, предусматривающего мораторий на контрольно-надзорные мероприятия.
Проведение внеплановых проверок допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причем при согласовании с органами прокуратуры. Таковых случаев не было и мероприятия не проводились.
Министерством утверждена и реализована Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Ставропольского края на 2023 год (далее - Программа профилактики обязательных требований).
Основными целями Программы профилактики обязательных требований являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и, как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства, включая устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства;
открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного лесного контроля;
недопустимость злоупотребления правом.
Юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профилактики совершения нарушений обязательных требований рекомендовано при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного лесного контроля (надзора), формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок.
В целях проверки соблюдения обязательных требований Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах и готовности лиц к началу пожароопасного сезона был утвержден План выездных мероприятий по проверке готовности лиц к пожароопасному сезону 2023 года.
2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Проведено 257 контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (выездное обследование), где произведен осмотр лесных участков по соответствию их состояния требованиям лесного законодательства, из них: 255 по Плану выездных мероприятий по проверке готовности к пожароопасному сезону 2023 года (где нарушений обязательных требований не выявлено), 2 по соблюдению обязательных требований по использованию лесного участка в предоставленных целях (выдано 4 предостережения).
В целях охраны лесов от пожаров принят совместный приказ министерства и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 03 марта 2023 г. N 85/220 "О реализации контроля за выполнением противопожарных мероприятий на земельных участках, прилегающих к землям лесного фонда, расположенных на территории Ставропольского края, в 2023 году". В рамках его реализации созданы межведомственные рабочие группы по контролю за выполнением противопожарных мероприятий лицами, включенными в сводный реестр собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, прилегающих к землям лесного фонда, расположенных на территории Ставропольского края. Межведомственными группами совершено 329 совместных рейда, где было выявлено уполномоченным органом (МЧС России по Ставропольскому краю) 136 нарушений Правил противопожарного режима (невыполнение противопожарного обустройства территории), нарушителям выданы предостережения.
В 2023 году лесных пожаров на территории земель лесного фонда не допущено.
В рамках реализации Программы профилактики обязательных требований в 2023 году проведены следующие профилактические мероприятия:
1. Информирование контролируемых лиц осуществлялось посредством размещения и актуализации на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", где размещена следующая информация:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);
Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается министерством при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора);
проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
Руководство по соблюдению обязательных требований;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
Программы профилактики обязательных требований;
способы получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
порядок досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклады, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
информации о федеральном государственном лесном контроле (надзоре);
иные сведения, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Кроме того, в рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований министерством осуществляется информирование контролируемых лиц посредством опубликования на официальном сайте министерства и в СМИ информационных писем, статей и иных материалов.
Проведено всего информирований - 374.
2. Обобщение правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора).
Доклад о результатах правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2022 году, утвержденный актом министерства размещен в установленные сроки (до 1 апреля 2023 г.) на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
3. Контролируемым лицам выдано 71 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (по непредоставлению периодической отчетности об использовании лесных участков, по ненадлежащему использованию лесных участков).
4. Проведено 1369 консультирований контролируемых лиц.
5. Проведено 10 обязательных профилактических визитов.
Мероприятия, предусмотренные Программой профилактики обязательных требований, выполнены в полном объеме.
В 2023 году государственными лесными инспекторами министерства и ГКУ (лесничеств) выявлено 216 правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, из которых в количестве 205 - при осуществлении лесной охраны. Виновные лица в количестве 216 привлечены к административной ответственности в виде предупреждения и административных штрафов, на общую сумму 55,4 тыс. рублей, из которых:
N |
Статья КоАП РФ |
Количество протоколов |
Рассмотрено дел |
Принято решение о прекращении |
Отменено (решение суда) |
Наложено административных наказаний: штрафов, (тыс. руб.)/кол-во предупреж дений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
8 |
8 |
0 |
0 |
8,0 |
|
2. |
99 |
99 |
0 |
0 |
32,4 |
|
3. |
33 |
33 |
0 |
0 |
предупреждения- 33 |
|
4. |
48 |
48 |
0 |
0 |
предупреждений -48 |
|
5. |
1 |
1 |
0 |
0 |
3,0 |
|
6. |
7.6 Закона СК N 20-кз |
16 |
16 |
0 |
0 |
предупрежден ий -16 |
7. |
11 |
11 |
|
|
12,0 |
В добровольном порядке в рамках административного производства ущерб уплачен на сумму - 87,4 тыс. рублей. По трем случаям взыскивается ущерб в принудительном (судебном) порядке.
В 2023 году выявлены 3 случая незаконной рубки деревьев на территории земель лесного фонда. Объем вырубленной древесины составил 33,14 тысяч куб. метров, с причинением вреда на общую сумму 5605,5 тысяч рублей. По всем фактам незаконных рубок материалы и заявления направлены в органы полиции, где возбуждены 2 уголовных дела (по одному уголовному делу 2 случая объединены в одно производство). По двум делам виновные лица не установлены, однако министерством приняты исчерпывающие меры в рамках компетенции по оказанию помощи следственным органам по розыску виновных лиц для взыскания причиненного лесам вреда в следствие незаконной рубки.
По трем эпизодам незаконных рубок по решению судов в период 2023 года взыскано 148,7 тыс рублей.
В результате систематизации, обобщения и анализа информации о выявленных нарушениях, можно сделать вывод, что основными нарушениями требований лесного законодательства на территории Ставропольского края, которые выявляют государственные лесные инспекторы, являются:
самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26 КоАП РФ);
нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ);
нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ).
В ходе обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Ставропольского края в 2023 году предложений о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации в области федерального государственного лесного контроля (надзора) не имеется.
Заместитель министра |
Д.В. Слынько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 14 марта 2024 г. N 155 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Ставропольского края в 2023 году"
Вступает в силу с 14 марта 2024 г.
Опубликование:
- на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (www.mpr26.ru)