г. Краснодар |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А20-1472/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Мацко Ю.В. и Соловьева Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповской А.И., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", от финансового управляющего Харун Р.М. - Гучетль А.А. (доверенность от 10.02.2024), от Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике - Хажкасимова И.Х. (доверенность от 25.12.2023 N 26-09/37521), в отсутствие в судебном заседании иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу финансового управляющего Харун Р.М. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по делу N А20-1472/2022 (Ф08-280/2024), установил следующее.
Кулиев Т.М. (далее - должник) обратился в суд с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).
Решением суда от 26.02.2023 Кулиев Т.М. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден Харун Р.М.
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) финансового управляющего Харун Р.М., выразившиеся в непринятии мер по выявлению и включению в конкурсную массу должника совместно нажитого имущества.
Определением суда первой инстанции от 21.08.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2023 определение суда первой инстанции от 21.08.2023 отменено, признаны не соответствующими закону действия (бездействие) финансового управляющего Харун Р.М., выразившиеся в непринятии мер по выявлению и включению в конкурсную массу должника совместно нажитого имущества.
В кассационной жалобе финансовый управляющий Харун Р.М. просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по имеющимся у налогового органа сведениям за Кулиевой А.Т. (дочерью должника 2005 г.р.) с 06.04.2010 зарегистрировано недвижимое имущество: земельные участки с кадастровыми номерами 07:09:0103045:271 площадью 507 кв. м, 07:09:0103045:273 площадью 508 кв. м, 07:09:010038:81 площадью 566 кв. м, а также садовый дом с кадастровым номером 07:09:0102006:123 площадью 43,4 кв. м.
Налоговый орган указывает, что земельный участок с кадастровым номером 07:09:010038:81 площадью 566 кв. м, а также садовый дом с кадастровым номером 07:09:0102006:123 площадью 43,4 кв. м были отчуждены Кулиевой А.Т. 29.06.2021.
Полагая, что финансовый управляющий не выявил и не включил вышеуказанное имущество в конкурсную массу должника, налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании его действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 2 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе, в том числе: подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона; получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер; заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан, в том числе: принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Согласно части 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства дела, а также доказательства, представленные лицами, участвующими в деле.
Суд первой инстанции установил, что за несовершеннолетней дочерью должника Кулиевой А.Т. с 06.04.2010 зарегистрировано недвижимое имущество, часть которого в дальнейшем отчуждена.
При этом судом первой инстанции не установлено оснований недействительности сделок, на основании которых дочерью должника получено имущество от иного лица в 2010 году. Доказательств получения указанного имущества в тот период от должника в материалах дела не имеется.
Учитывая длительность владения имуществом (более 10 лет), связи с возникшим в дальнейшем банкротством должника судом первой инстанции правомерно не установлено.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии недобросовестности должника при владении его дочерью спорным имуществом.
Применительно к сделке отчуждения части этого имущества в 2021 году судом первой инстанции не установлено обстоятельств ее недействительности, поскольку доказательств его отчуждения исключительно в связи с возникновением банкротства должника также не имеется.
При этом налоговым органом в данном случае не учтено, что оспаривание сделок, при совершении которых отсутствуют доказательства неправомерного участия в них должника, предполагает применение правил о реституции, то есть возвращение имущества в адрес дочери должника, а не в состав конкурсной массы.
В этой связи совершение арбитражным управляющим действий по оспариванию таких сделок не приводит к увеличению конкурсной массы должника.
Указанное обстоятельство не учтено судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Исходя из этого, выводы суда первой инстанции о том, что арбитражным управляющим не допущено неправомерного бездействия, которое привело к возникновению неблагоприятных правовых последствий, являются обоснованными.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по делу N А20-1472/2022 отменить. Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.08.2023 по делу N А20-1472/2022 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Согласно части 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2024 г. N Ф08-280/24 по делу N А20-1472/2022
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3532/2023
15.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-280/2024
21.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3532/2023
26.02.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1472/2022