г. Краснодар |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А25-4449/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Зотовой И.И., при участии в судебном заседании от ответчика - публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) - Бутыгиной М.В. (доверенность от 02.03.2022), в отсутствие истца - администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0916001475, ОГРН 1060916000420), ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, третьего лица - администрации Усть-Джегутинского муниципального района (ИНН 0916001362, ОГРН 1060916000331), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 11.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А25-4449/2022, установил следующее. 15 марта 2024 года
Администрация Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о местоположении объекта недвижимости с кадастровым номером 09:07:0000000:20342, Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский район, напротив а. Сары-Тюз над надпойменной террасой правого берега Кубань;
- внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении объекта недвижимости с кадастровым номером 09:07:0000000:20342, указав местоположение как Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пос. Правокубанский, Зеленчукская ГЭС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Усть-Джегутинского муниципального района.
Определением от 20.03.2023 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление).
Решением суда от 11.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкеской Республики. Заявитель указывает, что в результате внесения в ЕГРН сведений о местоположении объекта капитального строительства в Усть-Джегутинском районе, администрация лишена возможности получения налога на имущество организации, уплачиваемого обществом; кадастровый инженер должен был внести сведения о местоположении объекта в соответствии с данными, содержащимися в разрешении на строительство; указание в описании местоположения сооружения, расположенного на территории более одного кадастрового округа только одного субъекта Российской Федерации либо муниципального образования, населенного пункта, является ошибочным; к участию в деле не были привлечены кадастровый инженер, изготовивший технический план сооружения, а также органы федеральной налоговой службы.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 29.10.2014 администрация и общество заключили договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами:
- 09:07:0140101:102 из категории земель населенных пунктов площадью 9 140 кв. м для размещения объектов энергетики (расположен по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пгт. Правокубанский, территория промзоны, 50 м на юг от черты жилой застройки);
- 09:07:0140101:103 из категории земель населенных пунктов площадью 18 260 кв. м для размещения объектов энергетики (расположен по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пгт. Правокубанский, участок находится примерно в 70 м по направлению на юго-восток от дома N 4);
- 09:07:0140101:104 из категории земель населенных пунктов площадью 10 000 кв. м для размещения объектов энергетики (расположен по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пгт. Правокубанский, 50 м на юг от южной черты застройки);
- 09:07:0140101:105 из категории земель населенных пунктов площадью 20 100 кв. м для размещения объектов энергетики (расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пгт. Правокубанский, промплощадка, 50 м на юг от дома N 4);
- 09:07:0140101:106 из категории земель населенных пунктов площадью 10 300 кв. м для размещения объектов энергетики (расположен по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пгт. Правокубанский, территория промплощадки).
19 апреля 2010 года администрация Усть-Джегутинского муниципального района и ОАО "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" заключили договор о предоставлении земельного участка в использование на условиях аренды N 40, которым арендатор принял в краткосрочное пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 150 181 кв. м с кадастровым номером 09:07:0010702:107, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский район, напротив а. Сары-Тюз, над надпойменной террасой правого берега реки Кубань.
Договор был заключен на срок одиннадцать месяцев, начиная с 19.04.2010 по 19.03.2011. Земельный участок предоставлен для размещения объектов энергетики.
Дополнительным соглашением N 14 к договору аренды от 19.04.2010 N 40 стороны продлили срок действия аренды до 19.02.2012.
26 января 2012 года договором N 9 ОАО "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" в долгосрочное пользование, сроком на сорок девять лет, начиная с 26.01.2012 до 27.01.2061, на условиях аренды, передан земельный участок общей площадью 166271+/- 285 кв. м с кадастровым номером: 09:07:0010702:133, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский район, напротив а. Сары-Тюз, над надпойменной террасой правого берега реки Кубань.
19 августа 2015 года Минстрой России выдал ОАО "РусГидро" разрешение на строительство объекта капитального строительства - Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. Корректировка ТЭО (проекта) по адресу (местоположение): 369244, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пос. Правокубанский, Зеленчукская ГЭС.
08 декабря 2016 года Минстрой России выдал ОАО "РусГидро" разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства.
01 марта 2017 года Минстрой России выдал ОАО "РусГидро" взамен ранее выданного от 08.12.2016 разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства.
27 декабря 2016 года обществом осуществлена постановка объекта на кадастровый учет с кадастровым номером 09:07:0000000:20342.
Администрация 27.07.2022 направила в управление письмо N 1314, в котором указала, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 08.12.2016 N 09-000-0390-2016МС, выданном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ПАО "РусГидро" на объект капитального строительства с кадастровым номером 09:07:0000000:20342, расположенныым на земельных участках с кадастровыми номерами 09:07:0140101:102, 09:07:0140101:103, 09:07:0140101:104, 09:07:0140101:105, 09:07:0140101:106, предоставленных Карачаевским муниципальным районом (договор от 29.10.2014 N 144, договор от 08.11.2016 N 191, договор от 01.08.2017 N 210) ПАО "РусГидро" - "Карачаево-Черкесский филиал" на правах аренды, указан адрес: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, пос. Правокубанский, однако, указанный объект поставлен на кадастровый учет по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский район, напротив а Сары-Тюз над надпойменной террасой правого берега реки Кубань, в связи с чем администрация просит исправить реестровую ошибку, под которой фактически понимает исправление адреса объекта, просит указать тот адрес, который отражен в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 08.12.2016 N09- 000-0390- 2016МС.
Управление в письме от 27.07.2022 N 1314 об исправлении реестровой ошибки сообщило, что соответствующие сведения (адрес объекта) внесены в ЕГРП на основании технического плана от 12.10.2016, изготовленного кадастровым инженером Чомаевым Л.К., в техническом плане отражены адресные характеристики: Карачаево-Черкесская Республика, р-н Усть-Джегутинский, напротив а. Сары Тюз над надпойменной террасой правого берега реки Кубань. Для исправления сведений, содержащихся в ЕГРН, собственнику объекта необходимо обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки с приложением технического плана для учета изменений в адресные характеристики объекта, в установленном законом порядке.
Администрация направила обществу письмо от 02.08.2022 N 1350, в котором указала на необходимость обратиться в управление для исправления реестровой ошибки в отношении объекта капитального строительства, находящегося в собственности ПАО "РусГидро".
Общество в письме от 02.08.2022 N 1350 сообщило, что сооружение "Нижний бассейн" находится по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, район Усть-Джегугинский, напротив а. Сары-Тюз над надпойменной террасой правого берега реки Кубань и принадлежит ПАО "РусГидро" на праве собственности (запись в ЕГРН о праве собственности от 30.01.2017 N 09:07:0000000:20342-09/001/2017-1). Объект фактически расположен на шести земельных участках (Усть-Джегугинского и Карачаевского муниципальных районов), при этом большая его часть (более 70%) находится на земельном участке Усть-Джегугинского района. Постановка объекта на государственный кадастровый учет осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) с предоставлением всех необходимых документов. Внесение сведений в ЕГРН сопровождалось сотрудниками ФГУП "Ростехинвентаризапия-Федеральное БТИ", совместно с которыми осуществлялась подача документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технического плана.
Указанные обстоятельства послужили отказом общества для подачи заявления об исправлении реестровой ошибки.
Отказ общества обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки в отношении объекта капитального строительства послужил основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются положениями Закона N 218-ФЗ.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, установлен статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Исправление реестровой ошибки возможно лишь в том случае, если уникальные характеристики объекта в ходе кадастровых работ были определены кадастровым инженером верно, а ошибка допущена на стадии оформления технического плана и воспроизведена в кадастровом учете.
Соответственно, процесс исправления реестровой ошибки предполагает исключительно внесение корректировок в существующий технический план (без повторного проведения кадастровых работ) и в документы кадастрового учета при том, что уникальные характеристики объекта на местности должны оставаться неизменными.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу приведенных правовых норм исправление технической или реестровой ошибки допускается, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Суды установили, что согласно выписке из ЕГРН от 31.01.2017 сооружение "Нижний бассейн" расположено на земельных участках, принадлежащих двум муниципальным районам, при этом большая часть 77,2% сооружения находится на территории Усть-Джегутинского муниципального района (согласно договорам аренды от 26.01.2012 N 9 - земельный участок с кадастровым номером 09:07:0010702:133) и 22,8 % на пяти участках Карачаевского района (согласно договорам аренды от 01.08.2017 N 210 - земельные участки 09:07:0140101:102, 09:07:0140101:103, 09:07:0140101:104, 09:07:0140101:105, 09:07:0140101:106).
Общество для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заказало кадастровые работы по изготовлению технических планов, которые были выполнены АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Карачаево-Черкесской Республике. Для подготовки технических планов подрядчику были предоставлены правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство (договоры аренды с Усть-Джегутинским и Карачаевским муниципальными районами), разрешение на строительство N 09-00-0407-2015МС, выданное 19.08.2015, проектная документация, также подрядчик проводил геодезическую съемку и обмер сооружения.
В подготовленном техническом плане адрес объекта указан как Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский р-н, напротив а. Сары-Тюз над надпойменной террасой правого берега реки Кубань (т. 2, л. д 60).
Технический план также содержит описание местоположения сооружения (сведения о характерных точках контура сооружения), кадастровые номера земельных участков, на которых расположено сооружение (т. 2, л. д. 59 - 60).
На основании данного технического плана была осуществлена постановка объекта на кадастровый учет.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при изготовлении технического плана на объект сооружение "Нижний бассейн" и последующей его постановке на кадастровый учет не допущена реестровая ошибка по смыслу статьи 61 Закона N 218-ФЗ, содержание технического плана, внесенные в него сведения в полной мере отражают действительное местоположение указанного объекта недвижимости, который расположен на нескольких земельных участках, координаты и фактическое расположение которых, отраженные в техническом плане и ЕГРН, заявитель жалобы не оспаривает.
Отклоняя доводы администрации о возможности указания двух адресных характеристик, суды отметили, что сооружение "Нижний бассейн" является сооружением, в которое входят разные объекты, связанные между собой технически и которые друг без друга существовать не могут, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации объект является неделимым и не может иметь две адресные характеристики. Кроме того, сооружение "Нижний бассейн" также не является линейным объектом.
Ссылка в жалобе на то, что администрация лишена возможности получения налога на имущество организации, уплачиваемого обществом, подлежит отклонению, поскольку местонахождение объекта на территориях разных районов отражено в реестре, установлено судом и собственником объекта не оспаривается; из пункта 2 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в федеральной территории "Сириус", либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации, федеральной территории "Сириус" в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории "Сириус".
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 11.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А25-4449/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка в жалобе на то, что администрация лишена возможности получения налога на имущество организации, уплачиваемого обществом, подлежит отклонению, поскольку местонахождение объекта на территориях разных районов отражено в реестре, установлено судом и собственником объекта не оспаривается; из пункта 2 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в федеральной территории "Сириус", либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации, федеральной территории "Сириус" в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории "Сириус"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 марта 2024 г. N Ф08-14041/23 по делу N А25-4449/2022