г. Краснодар |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А01 -2200/202315 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Воловик Л.Н.,
судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Династия" - Нечаевой Е.В. (доверенность от 10.07.2023),
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альянс" - Ташу М.Х. (доверенность от 07.02.2024),
в отсутствие заинтересованного лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Династия" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А01-2200/2023,
установил следующее.
ООО Управляющая компания "Династия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление) о признании недействительным решения от 18.05.2023 N 02-02\1223 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Адыгея об исключении из реестра лицензий Республики Адыгея сведений о многоквартирных жилых домах (далее - МКД) по адресам: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, аул Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, дом 90\2 корпус 1 и корпус 2, содержащих сведения об управлении данными домами обществом и включении в реестр лицензий Республики Адыгея сведений об управлении вышеуказанными домами обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альянс"; об обязании внести изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению спорными МКД, включив МКД по адресам: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, аул Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, дом 90\2 корпус 1 и корпус 2, в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество; об обязании вынести решение об отказе ООО УК "Альянс" во внесении изменений в реестр лицензий по спорным домам, возвратить ООО УК "Альянс" заявления и представленные им документы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО Управляющая компания "Альянс" (далее - ООО УК "Альянс").
Решением суда от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на дату принятия оспариваемого решения какие-либо сведения от собственников помещений спорных МКД о порочности решения собрания собственников МКД о смене управляющей компании в управление не поступали, протокол общего собрания собственников помещений недействительным не признан. Ссылаясь на ничтожность решений общих собраний собственников помещений в спорных МКД, общество не оспорило их в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение. Общество полагает, что решения общих собраний собственников в спорных МКД по вопросу утверждения условий договоров по управлению МКД не имеет необходимого кворума, а условия договоров управления с ООО УК "Альянс" не согласованы и не подписаны собственниками помещений в спорных МКД.
В отзыве на кассационную жалобу ООО УК "Альянс" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
От управления отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО УК "Альянс" направило в адрес управления заявление от 19.04.2023 (исх. N 4) о внесении изменений в реестр лицензий Республики Адыгея, в связи с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО УК "Альянс".
В ходе проведения проверки на предмет соблюдения условий, установленных пунктом 5 Порядка и срока внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), представленного ООО "УК "Альянс" заявления и приложенных к нему документов, управление установило наличие противоречий в сведениях, представленных ООО УК "Альянс", сведениям, уже содержавшимся в реестре лицензий Республики Адыгея по управлению многоквартирными домами, а именно: многоквартирные дома, расположенные по адресу: Тахтамукайский район, аул Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, дом 90/2, корпус 1 и корпус 2, включены в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами как дома, находящиеся под управлением общества; информация об указанных в заявлении общества МКД, размещена на сайте ГИС ЭКХ в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс); вступившее в законную силу решение суда о признании общества банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", отсутствует; заявление об исключении указанных МКД из реестра лицензий Республики Адыгея по управлению многоквартирными домами, в связи с прекращением деятельности по их управлению от общества не поступало.
Приостановив рассмотрение заявления ООО УК "Альянс", управление направило ему и обществу запросы от 04.05.2023 N 02-05/1110 о предоставлении информации, в частности, об извещении общества путем направления протоколов (копий протоколов) общего собрания собственников помещений спорных МКД о выборе новой управляющей компании и расторжении (прекращении) договоров управления спорными домами с обществом; об иных способах информирования общества о расторжении (прекращении) договоров управления; о наличии актов приема-передачи технической документации на указанные МКД (при наличии).
Управление при проверки представленных ООО УК "Альянс" документов пришло к выводу, что решения общих собраний собственников помещений в спорных МКД, расположенных по адресу: Тахтамукайский район, аул Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, дом 90/2 корпус 1 (оформленное протоколом от 19.04.2023 N 1/2023) и корпус 2 (оформленное протоколом от 19.04.2023 N 1/2023), не имеют признаков ничтожности, что послужило основанием для внесения изменений в реестр лицензий Республики Адыгея по управлению спорными МКД (указанные МКД включены в реестр лицензий Республики Адыгея, как дома находящиеся под управлением ООО УК "Альянс", с предварительным исключением этих домов из перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, с 01.06.2023).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статьи 44, части 8 статьи 135, части 1 статьи 137 Жилищного кодекса, пункты 5, 6, 7, 8, 9 Порядка N 938/пр, суды пришли к выводу о том, что решение управления от 18.05.2023 N 02-02U223 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Судебные инстанции установили, что управление при рассмотрении заявления ООО УК Альянс", с учетом имевшихся противоречий в реестре лицензий Республики Адыгея по управлению многоквартирными домами, провело проверку, по результатам которой указало на отсутствие признаков ничтожности протоколов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 90/2 корпус 1 и корпус 2, и приняло решение о внесении изменений в реестр лицензий Республики Адыгея, исключив указанные многоквартирные дома из реестра лицензий, содержащего сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Династия" (основание - решения общих собраний собственников от 19.04.2023 N 1/2023) и, включив их в реестр лицензий Республики Адыгея, содержащих сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК Альянс".
Вместе с тем суды не учли следующее.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса).
Порядок размещения, внесения и исключения сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, определен в статье 198 Жилищного кодекса и в соответствии с частью 3 указанной статьи детализирован в Порядке N 938/пр.
Порядок N 938/пр определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса.
Порядком N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании заявления, содержащего информацию, указанную в подпунктах "а" - "и" пункта 2 Порядка N 938/пр, и прилагаемых к нему документов в соответствии с перечнем, установленным пунктом 3 Порядка N 938/пр, проверка которых осуществляется на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр, в том числе отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса (подпункт "е" пункта 5 Порядка N 938/пр).
В пункте 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора вправе принять следующие решения: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр (подпункт "б").
Таким образом, положения Порядка N 938пр обусловлены необходимостью проверки органом государственного жилищного надзора поданного заявления и документов с целью внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации актуальных и соответствующих действительности сведений о лицензиате, многоквартирных домах, их адресах; при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий управление, основываясь на положениях Порядка N 938/пр, проверяет заявление и документы, представленные заявителем на предмет соответствия условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Из обжалуемых судебных актов следует, что управление проверило представленные ООО "УК Альянс" документы на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр и, нарушений, а также признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в спорных МКД, не установило. Суды также указали, что решение общего собрания собственников помещений в спорных МКД по вопросам, поставленным на голосование, в том числе по вопросу выбора управляющей компании, приняты большинством от общего числа голосов.
При этом судебные инстанции не дали оценку представленным в материалы дела сообщениям о проведении внеочередных общих собраний собственников помещений в МКД, расположенных по адресу: Тахтамукайский район, аул Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 90/2 корпус 1 и ул. Бжегокайская, 90/2 корпус 2, согласно которым "очный этап собраний состоится 04.04.2023", "заочный - 19.04.2023", а пунктом 7 повестки дня общих собраний собственников помещений в спорных МКД предусмотрено утверждение текста договоров управления спорными многоквартирными домами с ООО "ЖК Тургеневский"; документам, о размещении объявлений о проведении общих собраний собственников помещений в названных домах в соответствии с утвержденной повесткой, а также протоколам общих внеочередных собраний собственников помещений в этих домах, пунктами 7 которых предложено утвердить текст договора управления многоквартирными домами по ул. Бжегокайская, 90/2 корпус 1 и ул. Бжегокайская, 90/2 корпус 2 в ауле Новая Адыгея с ООО УК "Альянс". Суды при этом не выяснили, со ссылкой на конкретные доказательства, был ли включен в повестку дня общих собраний собственников помещений в спорных МКД и рассматривался ли вопрос об утверждении текста договора по управлению этими домами ООО УК "Альянс".
Указав, что по вопросу выбора управляющей компании большинством голосов от общего числа голосов в качестве управляющей компании выбрано ООО УК Альянс", суды сослались на итоговый подсчет голосов специалистом управления, при этом судебные инстанции не проверили указанный расчет со ссылками на конкретные доказательства, а также не выяснили, участвовали ли в голосовании, указанные в реестрах собственников помещений в спорных МКД физические лица, право собственности которых на помещения в этих домах не подтверждено (реестры собственников помещений (приложения N 1 к протоколам общих собраний собственников помещений в спорных МКД).
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия законного решения, обжалуемые судебные акты не могут считаться законными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд Арбитражный суд Республики Адыгея в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанции предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела судам необходимо учесть изложенное, установить фактические обстоятельства по делу, исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А01-2200/2023 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр (подпункт "б").
Таким образом, положения Порядка N 938пр обусловлены необходимостью проверки органом государственного жилищного надзора поданного заявления и документов с целью внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации актуальных и соответствующих действительности сведений о лицензиате, многоквартирных домах, их адресах; при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий управление, основываясь на положениях Порядка N 938/пр, проверяет заявление и документы, представленные заявителем на предмет соответствия условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Из обжалуемых судебных актов следует, что управление проверило представленные ООО "УК Альянс" документы на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр и, нарушений, а также признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в спорных МКД, не установило. Суды также указали, что решение общего собрания собственников помещений в спорных МКД по вопросам, поставленным на голосование, в том числе по вопросу выбора управляющей компании, приняты большинством от общего числа голосов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф08-102/24 по делу N А01-2200/2023