Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет для апробации, использования в работе и внесения предложений инструментарий оценки/самооценки воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который предполагает балльную оценку по различным траекториям развития (трекам) (далее - инструментарий).
Инструментарий представляет собой электронные формы, включающие информацию об организации воспитательной работы, характеристиках и результатах воспитательной деятельности, условиях ее осуществления.
Департамент просит рассмотреть направляемый инструментарий и при наличии предложений по его доработке представить их в срок до 1 апреля 2024 года в установленном порядке, а также на адрес электронной почты suvorov-is@edu.gov.ru.
Директор Департамента |
Л.П. Фальковская |
Чек-лист
оценки/самооценки воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Направление развития 1. Эффективность управленческих механизмов
| |
Система управления воспитательной работой в организации
| |
Принятие управленческих решений в части формирования воспитательной системы |
да/нет |
Проведение анализа управленческих решений в области воспитательной работы |
да/нет |
Наличие форм контроля за качеством воспитательной работы, включая контроль за выполнением планов воспитательной работы и их результатов (отчетность, проверки, мониторинг и др.) |
да/нет |
Наличие алгоритмов применения форм контроля за качеством воспитательной работы, включая сроки и периодичность применения |
да/нет |
Закрепление в должностной инструкции сотрудника/сотрудников организации функции контроля за качеством воспитательной работы в организации |
да/нет |
Основные функции сотрудника/сотрудников организации, который в соответствии с должностной инструкцией осуществляет контроль за качеством воспитательной работы в организации
| |
Контроль за качеством воспитательного процесса |
да/нет |
Организация воспитательной, внеклассной работы |
да/нет |
Составление расписания воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности |
да/нет |
Помощь (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий |
да/нет |
Обеспечение работы кружков и объединений |
да/нет |
Обеспечение посещения воспитанниками кружков и объединений за пределами организации |
да/нет |
Организация работы по подготовке детей к жизни в семье |
да/нет |
Координация работы подчиненных ему служб и структурных подразделений |
да/нет |
Иные функции |
да/нет |
Обеспечение согласованности действий субъектов воспитательной работы
| |
Определен порядок взаимодействия всех сотрудников по воспитательной работе |
да/нет |
Соответствие индивидуальных планов сотрудников по воспитательной работе общему календарному плану воспитательной работы |
да/нет |
В должностных инструкциях сотрудников отражены задачи воспитательной работы |
да/нет |
Методическое сопровождение воспитательной работы организации
| |
Наличие в субъекте Российской Федерации органа и (или) организации, осуществляющих методическое сопровождение воспитательной работы организации |
да/нет |
Соответствие форм и тем методического сопровождения воспитательной работы потребностям организации |
да/нет |
Проведение мероприятий по профессиональному развитию в области воспитательной работы (стажировки, курсы повышения квалификации, обмен опытом и др.) |
да/нет |
Проведение мероприятий с педагогическим коллективом, направленных на повышение эффективности воспитательной работы |
да/нет |
На сайте организации размещены информационные и методические материалы для сотрудников |
да/нет |
Тиражирование опыта в области воспитательной работы
| |
Работа федеральной площадки по вопросам воспитательной работы |
да/нет |
Работа региональной площадки по вопросам воспитательной работы |
да/нет |
Работа муниципальной площадки по вопросам воспитательной работы |
да/нет |
Направление развития 2. Формирование системы воспитательной работы
| |
Наличие рабочей программы воспитания |
да/нет |
Наличие календарного плана воспитательной работы |
да/нет |
Наличие отчета о реализации календарного плана воспитательной работы за предшествующий год |
да/нет |
Определена цель воспитательной работы |
да/нет |
Определены актуальные задачи воспитательной работы |
да/нет |
Наличие в календарном плане воспитательной работы мероприятий по направлениям:
| |
Гражданское воспитание |
да/нет |
Патриотическое воспитание |
да/нет |
Духовно-нравственное воспитание |
да/нет |
Эстетическое воспитание |
да/нет |
Физическое развитие и формирование культуры здоровья |
да/нет |
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение |
да/нет |
Экологическое воспитание |
да/нет |
Иное направление |
да/нет |
Наличие в календарном плане воспитательной работы мероприятий, направленных на:
| |
Профилактику правонарушений и формирование законопослушного поведения воспитанников |
да/нет |
Профилактику распространения идей экстремизма и терроризма |
да/нет |
Повышение психологической безопасности образовательной среды, профилактику буллинга |
да/нет |
Медиабезопасность, безопасность в цифровой среде |
да/нет |
Профилактику употребления ПАВ |
да/нет |
Профилактику детского травматизма |
да/нет |
Профилактику суицидального поведения, формирование жизнестойкости |
да/нет |
Профилактику вовлечения в деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры |
да/нет |
Профилактику жестокого обращения с детьми и преступлений против несовершеннолетних |
да/нет |
Профилактику самовольных уходов воспитанников |
да/нет |
Профилактику ранних половых связей и заболеваний, передающихся половым путем |
да/нет |
Иные профилактические мероприятия |
да/нет |
Наличие традиционных дел, событий, мероприятий, составляющих основу воспитательной системы в организации |
да/нет |
Реализация в организации общеразвивающих программ по разным направлениям:
| |
Формирование и развитие творческих способностей воспитанников |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "формирование и развитие творческих способностей воспитанников" |
число |
Удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии" |
число |
Удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в занятиях физической культурой и спортом |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в занятиях физической культурой и спортом" |
число |
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников" |
число |
Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания воспитанников |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания воспитанников" |
число |
Выявление, развитие и поддержка талантливых воспитанников |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "выявление, развитие и поддержка талантливых воспитанников" |
число |
Профессиональная ориентация воспитанников |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "профессиональная ориентация воспитанников" |
число |
Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников" |
число |
Социализация и адаптация воспитанников к жизни в обществе |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "социализация и адаптация воспитанников к жизни в обществе" |
число |
Формирование общей культуры |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "формирование общей культуры" |
число |
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "подготовка воспитанников к самостоятельной жизни" |
число |
Подготовка воспитанников к семейной жизни |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по направлению "подготовка воспитанников к семейной жизни" |
число |
Иные программы |
да/нет |
Доля воспитанников, вовлеченных в реализацию общеразвивающих программ по иным направлениям |
число |
Инновационная деятельность в области воспитания и профилактики
| |
Внедрение инновационных методик, программ, технологий |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Разработка и апробация авторских методик, программ, технологий |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Мониторинг результатов воспитательной работы (ежегодный самоанализ)
| |
Наличие критериев/показателей оценки результатов воспитательной работы |
да/нет |
Наличие методов/инструментов для сбора данных для оценки результатов воспитательной работы |
да/нет |
Наличие стандартизированных валидных процедур для оценки качества воспитательной работы |
да/нет |
Определен ответственный (ответственные) за организацию и проведение мониторинга |
да/нет |
Определены порядок и сроки проведения мониторинга |
да/нет |
По результатам анализа результатов мониторинга осуществляется корректировка программы и плана воспитательной работы |
да/нет |
Результаты мониторинга доводятся до сотрудников организации |
да/нет |
Постановка и решение задач в связи с имеющимися проблемными зонами, дефицитами, препятствиями для достижения эффективных результатов в воспитательной работе |
да/нет |
Наличие перспективного плана развития воспитательной работы |
да/нет |
Направление развития 3: внутренние условия организации
| |
Безопасность психологической среды
| |
Проведение экспертизы психологической безопасности среды |
да/нет |
Проведение анализа результатов мониторинга психологической безопасности среды |
да/нет |
Принятие мер (при необходимости) по результатам мониторинга психологической безопасности среды |
да/нет |
Соблюдение конфиденциальности личной информации о воспитаннике (наличие документа, регламентирующего доступ к конфиденциальной информации о воспитаннике) |
да/нет |
Психологический климат
| |
Наличие психологической службы |
да/нет |
Обеспечение возможности анонимно высказать свое мнение (наличие специального ящика, стенда, "почты доверия") |
да/нет |
Проведение мониторинга психологического климата в организации |
да/нет |
Принятие решений для улучшения психологического климата по результатам мониторинга |
да/нет |
Служба медиации (примирения)
| |
Наличие приказа (решения) о формировании |
да/нет |
Определен руководитель службы |
да/нет |
Руководитель службы медиации (примирения) прошел обучение медиации и восстановительным технологиям в объеме не менее 72 часов |
да/нет |
Разработан и утвержден план работы службы |
да/нет |
Разрешение конфликтов в организации проводится с привлечением службы медиации (примирения) |
да/нет |
Доля разрешенных споров с участием службы медиации (примирения) за прошедший и текущий период |
число/число |
Поддержание регулярных контактов с кровной семьей и другими важными для воспитанника людьми
| |
Наличие информации о расширенной семье воспитанника в личном деле |
да/нет |
Предоставление воспитаннику сведений о его расширенной семье в уважительной и беспристрастной манере, коррекция отношения к ней |
да/нет |
Предоставление возможности воспитаннику сохранять материальные свидетельства своего прошлого. Ведение индивидуальной летописи, книги жизни воспитанника |
да/нет |
Поддержка в сохранении и построении адекватных отношений с родственниками, коррекция их формы, отслеживание результатов контактов |
да/нет |
Возможность братьев и сестер оставаться вместе или поддерживать регулярные контакты
| |
Отражение полной информации о сиблингах воспитанника в личном деле |
да/нет |
Проживание сиблингов в одной воспитательной группе |
да/нет |
Реализация специальной деятельности по поддержанию родственных связей внутри сиблинговой группы через спланированные действия и мероприятия (беседы, совместная деятельность, празднования дней рождений и т.д.) |
да/нет |
Условия для развития индивидуальности
| |
Обеспечение возможности иметь личные вещи, проявление к ним уважения со стороны взрослых и детей (наличие условий и правил, обеспечивающих сохранность и неприкосновенность личной собственности воспитанника) |
да/нет |
Предоставление возможности выбора в отношении одежды, досуга, организации своего личного пространства, школы, отдыха, будущей профессии и т.д., в том числе наличие в организации правил и процедур, закрепляющих данную возможность (зафиксированных письменно и понятных воспитаннику) |
да/нет |
Обеспечение индивидуальной направленности воспитательных воздействий дефектов развития, вызванных отсутствием семьи, условиями институционализации, травмами, связанными с опытом жизни в дисфункциональной семье, разлукой с семьей, вторичными возвратами |
да/нет |
Наличие форм воспитательной работы, учитывающих состояние здоровья воспитанников |
да/нет |
Наличие форм работы с воспитанниками с отклоняющимся (девиантным, делинквентным) поведением |
да/нет |
Наличие алгоритма действий для воспитанников и воспитателей в ситуациях буллинга в правилах внутреннего распорядка, правилах поведения или принятие антибуллинговой хартии |
да/нет |
Наличие алгоритма действий для воспитанников и воспитателей в ситуациях жестокого обращения с воспитанниками |
да/нет |
Органы детского самоуправления
| |
Наличие приказа (решения) о формировании |
да/нет |
Наличие положения, определяющего порядок формирования |
да/нет |
Разработан и утвержден план работы |
да/нет |
Определен (избран) руководитель (председатель) из числа воспитанников |
да/нет |
Определен куратор |
да/нет |
Определено помещение для работы органа детского самоуправления |
да/нет |
Наличие порядка учета решений органа детского самоуправления |
да/нет |
Формируется отчет по результатам работы органа детского самоуправления |
да/нет |
Количество воспитанников, вовлеченных в работу органа детского самоуправления |
число |
Учет мнения воспитанников
| |
Наличие мониторинга интересов и потребностей воспитанников |
да/нет |
Планирование воспитательной работы с учетом анализа по результатам мониторинга интересов и потребностей воспитанников |
да/нет |
Наличие порядка учета мнения советов воспитанников |
да/нет |
Приобретение личных вещей для воспитанников осуществляется по возможности с их участием |
да/нет |
Возможность воспитанникам участвовать в процессе принятия решений, связанных с летним отдыхом, выбором образовательных, досуговых учреждений и т.д. |
да/нет |
Обеспечение воспитанникам возможности в приемлемой для них форме знакомиться с индивидуальным планом развития и жизнеустройства, планом подготовки к выпуску из учреждения и др. и (или) участвовать в их разработке с учетом возраста и индивидуальных возможностей воспитанника |
да/нет |
Участие воспитанников в деятельности детских (молодежных) общественных объединений
| |
Наличие детского пресс-центра (газета, радио, телевидение, группа в социальных сетях) |
да/нет |
Доля воспитанников, участвующих в работе пресс-центра |
число |
Волонтерское объединение |
да/нет |
Доля воспитанников, участвующих в волонтерском объединении |
число |
Военно-патриотическое объединение (клуб) |
да/нет |
Доля воспитанников, участвующих в военно-патриотическом объединении (клубе) |
число |
Поисковый отряд (объединение) |
да/нет |
Доля воспитанников, участвующих в поисковом отряде (объединении) |
число |
Историко-краеведческое объединение |
да/нет |
Доля воспитанников, участвующих в историко-краеведческом объединении |
число |
Общероссийские общественные организации и движения на базе организации (Движение первых, РДШ, РСМ, ЮНАРМИЯ, Орлята России, Школа безопасности и др.) |
да/нет |
Мероприятия общероссийского уровня, в которых приняли участие воспитанники |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Доля воспитанников, принявших участие в мероприятиях общероссийского уровня |
число |
Мероприятия регионального уровня, в которых приняли участие воспитанники |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Доля воспитанников, принявших участие в мероприятиях регионального уровня |
число |
Мероприятия муниципального уровня, в которых приняли участие воспитанники |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Доля воспитанников, принявших участие в мероприятиях муниципального уровня |
число |
Наличие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции воспитанников |
да/нет |
Утвержден и реализуется комплекс мероприятий по социальной адаптации вновь прибывших воспитанников |
да/нет |
Организация летнего отдыха |
да/нет |
Организация летнего отдыха для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
да/нет |
Трудоустройство воспитанников в свободное от учебы время |
да/нет |
Организован и осуществляется учет:
| |
Воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
да/нет |
Воспитанников с инвалидностью |
да/нет |
Воспитанников, совершивших административные правонарушения |
да/нет |
Воспитанников, совершивших преступления |
да/нет |
Воспитанников, совершивших самовольные уходы |
да/нет |
Направление развития 5: воспитатели, наставники
| |
Наличие в образовательной организации специалистов, занимающихся только воспитательной работой (без совместительства)
| |
Заместитель директора по воспитательной работе |
да/нет |
Воспитатели |
да/нет |
Педагог-психолог |
да/нет |
Социальный педагог |
да/нет |
Педагог-библиотекарь |
да/нет |
Другие сотрудники |
да/нет |
Проведение оценки эффективности воспитательной работы, осуществляемой воспитателями |
да/нет |
Наличие адресных рекомендаций по результатам анализа воспитательной работы |
да/нет |
Наличие системы наставничества для новых сотрудников |
да/нет |
Наличие анализа причин увольнения сотрудников, включенных в воспитательную работу |
да/нет |
Доля воспитанников, имеющих наставников (как внутренних, так и внешних) |
число |
Доля воспитанников с внешними наставниками |
число |
Отношения воспитанник-воспитатель
| |
Осуществляется анализ состояния совместной деятельности воспитанников и воспитателей |
да/нет |
Применение форм обратной связи от воспитателей и воспитанников |
да/нет |
Сформулированы и присвоены воспитателями ценности, основанные на гуманистическом, личностно-ориентированном, деятельностном, ценностном, культурологическом, индивидуальном, системном, социализирующем, человекоцентрированном подходах, на которых строится взаимодействие воспитанников и воспитателей |
да/нет |
Психолого-педагогический консилиум (ППк)
| |
Наличие приказа о создании ППк |
да/нет |
Наличие положения о ППк |
да/нет |
Наличие плана работы/графика ППк |
да/нет |
Направление развития 6: внешние условия
| |
Участие в мероприятиях регионального плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года |
да/нет |
Взаимодействие с детскими, молодежными общественными объединениями, осуществляемое в рамках воспитательной работы |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Организация воспитательной работы с учетом наличия в доступе учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, коммерческих организаций |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Взаимодействие с НКО в целях реализации воспитательной работы |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Наличие значимых партнеров организации в осуществлении воспитательной работы |
нет/1/2/3/4/5 и более |
Согласованность воспитательной работы с образовательными организациями, которые посещают воспитанники (школы, детские сады, организации дополнительного образования и др.)
| |
Наличие договоров/соглашений, планов совместной работы |
да/нет |
Наличие алгоритма взаимодействия организаций-партнеров |
да/нет |
Наличие разных форм взаимодействия (рабочие встречи; посещение мероприятий партнеров; консультирование, направленное на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания; неформальное общение специалистов с целью объединения усилий в деле обучения и воспитания; открытые дискуссионные площадки для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни организации для детей-сирот; социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые воспитанниками, педагогами с организациями-партнерами, ориентированные на воспитание) |
да/нет |
Организовано взаимодействие с советниками по воспитательной работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
да/нет |
Наличие источников положительного влияния на воспитанников |
да/нет |
Наличие действий/мероприятий для нейтрализации источников отрицательного влияния на воспитанников |
да/нет |
Наличие планов совместной работы с воспитанниками, привлеченными к административной ответственности |
да/нет |
Наличие мероприятий по развитию правовой грамотности с участием правоохранительных органов |
да/нет |
Контактные данные
| |
1. Субъект Российской Федерации |
текст |
2. Полное наименование организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Уставом |
текст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 9 февраля 2024 г. N 07-539 "О направлении информации"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", март 2024 г. N 6